СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру " Вода и жизнь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обощение о пройденном материале, насколько важна вода для человечества, как  важно беречь природу, ведь всё в нем взаимосвязано. На уроке проводилас практическая работа, опыты с водой.,  

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру " Вода и жизнь"»















Открытый урок по окружающему миру

3 класс

тема « ВОДА-ЖИЗНЬ»







разработала: учитель начальных классов

Ахмедова Зумруд Абдулсаламовна



















2019г.







Урок - окружающий мир

Класс - 3 класс

Тип урока: урок обобщения,урок - практикум.

Дата проведения 22 октября 2019год

Технологии – системно-деятельностный подход, использование ЭОР, здоровьесберегающие технологии

Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств воды.

Основной структурный элемент урока: опыт и анализ его результата

Цель: обощить весь пройденный материал о воде, доказать что вода-это жизнь, что она главное составляющая нашей жизни

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться определять свойства воды, делать выводы.

  • личностные: учебно-познавательный интерес к новым способам действия;

  • метапредметные:

- регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться работать по предложенному плану;

- познавательные: делать выводы в результате совместной работы;

- коммуникативные: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.


Оборудование:

  • Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) - у учителя и каждого ученика;

  • Мультимедийное оборудование, интерактивная доска

  • Пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой; бумажный фильтр; песок, глина;

  • Карточки.

Ход урока

1.Организация начала урока

Синяя вода,
Море без следа без конца и края.
Синяя вода, ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?


К морю синему, там, где волны сильные,
Там где волны сильные плещутся всегда.
К морю синему поскорей неси меня,
Поскорей неси меня, синяя вода.


2. Актуализация знаний.


- Здравствуйте, дорогие ребята и преподаватели!

Сегодня мы поговорим на очень волнующую тему.

Отгадайте загадку, и вы поймёте о чём пойдёт речь:

Что в гору не вкатишь

В решете не удержишь

И в руках не унесешь (Вода)

-Действительно, мы сегодня будем говорить о воде.

« Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь…» ( Антуан де Сент-Экзюпери)

-22 марта – Всемирный день водных ресурсов. Этот день является уникальной возможностью напомнить человечеству о важности воды для окружающей среды и развития общества, для поддержания жизни на нашей планете.

Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней?

Какие свойства имеет вода?

Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день?

Бережно ли мы используем ценный природный ресурс?

На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе нашего открытого урока.


- Посмотрите на экран (слайд 2). Что случилось с цветком? Почему это произошло? (цветок без воды)




Что такое вода? ( читает ученица Нажмудинова А.)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг.

Снимет грязь с лица и рук?


Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?


Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,


Чтобы не было беды

– Жить нельзя нам без ... (воды.)


- Значит, без воды не может жить ничто живое?

Притча о воде( Слайд 4)

Давным-давно, в незапамятные времена, когда люди ещё не умели говорить, а только учились этому. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».

Сценка ( слайд5)

Девочка моет посуду. Звонит телефон. Д., не выключая воду, идёт к телефону, начинает разговор. В этот момент входит брат, выключает кран. Д. одновременно заканчивает разговор.

Д. – Что ты делаешь? Мешаешь мне мыть посуду!

М. – По-моему, ты разговариваешь по телефону. Для этого вовсе не обязательно, чтобы текла вода! Впредь выключай.

Д. – Подумаешь! Ведь я недолго разговаривала!

М. – Но за это время ты потеряла целую ванную воды! ПИТЬЕВОЙ!

А запасы питьевой воды на Земле не безграничны, всего около двух процентов от общего числа воды! А ты чистую воду отправила без надобности в канализацию!

Д. – Никогда над этим не задумывалась!

М. – И зря. Представь, что таких людей, как ты, тысячи, миллионы. И все, не задумываясь, совершают экологические преступления.

Д. – И даже когда чистишь зубы тоже на время нужно закрывать кран?

М. – Конечно, сестрёнка! Ведь существует закон вселенной – как хочешь, чтоб с тобой поступали, так поступай и ты! Береги природу, и она сбережёт тебя.

Д. – И всё-таки я не вижу закономерности. Как вода может сообщить о моём проступке? Разве она умеет разговаривать?

М. – Ещё как умеет! Вода – это живой организм. И всего одна капля воды способна о многом рассказать. Например, о своём химическом составе, структуре. Она даже памятью обладает!

(Подходит к крану, подставляет ладонь)

М. - Вот, смотри! В одной капельке – целая жизнь!

Д. – Ничего не вижу!

М. – А я вижу. Это вода с Миатлинского водохранилища, которая расположена на реке Сулак.

Д. – Как ты узнал?

М. – Всё просто, ведь мы живём в Махачкале, в редукторном посёлке, а к нам в краны вода поступает именно из этого водохранилища .

Вот с такой маленькой капельки и началась жизнь .



3. Сообщение темы и задач урока

Итак, всё внимание на нашем уроке мы посвятим её величеству - воде

- Как вы думаете, вода является телом или веществом? (веществом) А какая наука изучает вещества? ( Химия)

-Давайте, отправимся в лабораторию и проведём опыты и расскажем свойства воды. ( Слайд 6)

Один ученик показывает опыты, а первый ряд пишет выводы.( Слайд7)


- Молодцы! А при сильном охлаждении вода тоже сжимается, вы выполнили этот опыт дома? ( Слайд8)


-В каких трёх состояниях , встречается вода в природе?( Слайд 9)


Рассказ ученика о круговороте воды в природе.


  • Как вы думаете, много ли воды на Земле?


Физминутка:

Не стращны преграды нам в море знаний по волнам.


- Посмотрите на экран. Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода.

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода есть и под землей. Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов, там лед на

суше и в океане.



Около 70% земного шара занимает вода, но 97 % вод — солёные, 3 % - пресные. Из них 2/3 — во льдах Антарктиды. Т.О. Остается 1 % чистой питьевой воды.

Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер.



Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.


ВИКТОРИНА: “РЕКИ, ОЗЕРА, МОРЯ И ОКЕАНЫ”


  • Сколько на нашей планете океанов? (4)

  • Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)

  • Белое, Красное, Черное, Жёлтое – что это? (Название морей)

  • Какое море является самым солёным на нашей планете? (Мертвое море)

  • У какого водоёма бывают рукава? (Река)

  • Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)

  • В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)

  • Какие стихийные явления, связанные с водой, вам известны? (наводнение, цунами, засуха)



КАКАЯ БЫВАЕТ ВОДА?

Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озёрная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная.

Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная…
Ну, в общем, очень разная.




- Скажите ребята , мы с вами живём на берегу какого моря? Море ли оно? А вы знаете почему его так назвали? Что касается названия моря, то за свою тысячелетнюю историю Каспийское море имело около семидесяти названий! Многочисленные народы, населявшие его берега, именовали его каждый на свой лад. Свое современное наименование Каспий получил по названию древних племен - каспиев, населявших правый берег Куры близ моря во II тысячелетии до н.э. А какие правила нужно соблюдать летом когда вы ходите на отдыхать?

- А кто перечислит реки Дагестана? В Дагестане около 1800 рек, наиболее крупные - Терек, Сулак, Самур с притоками. А вы знаете, что в Махачкале есть реки?

-А реки на самом деле есть, правда, из-за сброса канализационных стоков из прилегающих к ним домов они загрязнены, заилены и заросли камышом.

Но если бы не эти сбросы и не отсутствие должного к ним внимания, наш город украшали бы две настоящие реки! Сколько скверов, прогулочных зон можно было бы разбить вдоль них. Вода в реках уникальна: формирующаяся в предгорье, она дарит городу частичку гор. А реки эти – Черкес-озень и Тарнаирка.


Практическая работа

- Четвёртый ряд быстро вспомнит нам схему реки. У вас на парте листы , переверните их и сделайте надписи .


Физминутка: видео капельки



Работа в парах

- Третий ряд, у вас на парте схема водных запасов земли.

Рассмотрите , ребята схему, и ручкой выделите искусственные водоёмы, а естественные не выделяйте. А почему они так названы.



Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вспомните, как много сока в плодах – арбузе, апельсине и т.д. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода.

- В теле животных вода обычно составляет больше половины массы.

- Тело медузы на 90% состоит из воды.


-Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Также она нужна для ударения вредных веществ из организма. Поэтому человеку в сутки требуется более двух литров воды.





Выступление ученика.

БЕЗ ВОДЫ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ НЕВОЗМОЖНО СУЩЕСТВОВАНИЕ ЖИВОГО МИРА:

  • Растения на 30- 90% состоят из воды, например: в помидорах-91 %, картофеле- 78 % , яблоках – 85 %, капусте – 94 %



  • животные - на 75%



  • Взрослый человек на 64 % (по массе) состоит из воды , ребёнок- на 85 %, в крови – 73 %- 80 %, в костях –22 %, если человек потеряет 7% воды, наступает обморок, а если 11%- остановится сердце



  • Чтобы принять душ, помыть посуду, постирать одежду городской житель использует 300 литров воды в сутки

  • Представьте, что из вашего крана капает вода. Из-за неисправного крана в сутки теряется 100 литров воды, а если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.



Но вода не только «поит», но еще и кормит – по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных и торговых судов.















Махачкалинский порт

Чиркейская ГЭС. Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях.





Экологические проблемы.

Вода нужна всем. Вода – это жизнь. Почему же появилась проблема «водного голода»? Разве маловоднее стали реки, моря, меньше выпадает осадков? Нет! Причин несколько : это возросшая потребность человечества в воде - в древности человек потреблял 12- 18 л. воды в день, сейчас – 400-600л. Потребляем то мы чистую воду, а возвращаем природе загрязнённые стоки. И чистой воды на Земле становится всё меньше и меньше. Цена на питьевую воду растёт с каждым годом. А причина всё та же – загрязнение. Воду многих рек пить нельзя. Поэтому в Голландии давно продаются бутылки с обыкновенной водой… из Норвегии, да и в Москве и других городах России вода теперь тоже продаётся.

Экологическая проблема озера Ак-Гёль

В последнее время озеро Ак-Гёль обращает на себя внимание тем, что заметно и активно мелеет. У многих жителей столицы вызывает подозрения баржа, которая ежедневно ходит по водной глади, и не исключается, что намеренно осушается водоём, чтобы в будущем засыпать эту территорию и построить на ней высотные жилые дома.



КАКАЯ ВОДА САМАЯ ПОЛЕЗНАЯ?

Самая замечательной и приносящей однозначно пользу является вода из родников. Земля, на которой находится родник, абсолютно точно считается экологически чистой.

Вода - необыкновенное богатство, ее нужно ценить и беречь!



Много веков назад вода попала к нам из космоса. Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Если исчезнет вода - исчезнет и жизнь. Наша планета станет такой же безжизненной. Берегите воду!

Рефлексия

И в заключении нашего урока подведём итог :

- Что нового интересного вы сегодя узнали?

-Чему учились?

-Что можем беречь и нам по силам соблюдая просты правила ?