СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по Окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по Окружающему миру в рамках обобщения и представления опыта школ молодых специалистов.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по Окружающему миру»

Урок окружающего мира

( план-конспект)


Чесалина Ирина Владимировна

учитель начальных классов. МАОУ лицей 100,

высшая квалификационная категория.


Тема; :«Средства информации и связи», класс 3а

Цель урока: дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации; познакомить с историей развития средств связи и с современными средствами информации и связи; учить правильно ими пользоваться.

Задачи урока:

Изучить и закрепить основные понятия: телефон, телеграф, интернет;

Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества;

Развитие логического мышления, расширение кругозора;

Воспитание информационной культуры учеников.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, рассказывать о сюжетах теле- и радиопередач, публикаций в прессе о природе, культуре, осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.

Метапредметные:

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать полученные знания и умения о средствах информации и связи для решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении разных заданий, осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания

Методы и формы обучения:

Частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.


Образовательные ресурсы:

учебник "Окружающий мир" 3 класс А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая;

рабочая тетрадь "Окружающий мир" 3 класс А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая;

газеты;

м /проектор, компьютер;

Организационная структура урока:

Цель для учителя: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Цель для ученика: формирование самооценки готовности к уроку


I Оргмомент.

Ну-ка ты, проверь, дружок!

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый ль хочет получать

Только лишь отметки «5»?

II Ориентировочно-мотивационный этап.

Цель для учителя:

создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («я хочу»), определить тему урока и сформулировать цель.


Цель для учащихся: суметь  проанализировать ситуацию и определить тему урока и сформулировать цель.


У: Дорогие ребята! Сегодня я для вас приготовила для вас разные предметы:

колокольчик, спички, сотовый телефон, газета, барабан.

У: Попробуйте объяснить ,что их объединяет? (обсуждение в группах, дети высказывают свои мнения

Слайд 1. Формулирование проблемы.

Как могут быть связаны эти предметы, почему они оказались в одной группе, и каковы их функции и значения?

У: Так это или нет мы убедимся в конце нашего урока выполнив все задания, которые для вас будут предложены.

У: Итак, кто сформулирует цель нашего урока?

Дети формулируют цель.

Слайд 2 Цель- выяснить, как могут быть связаны эти предметы, почему они оказались в одной группе, и какова их функция.

У: Приступим к действиям, чтобы достигнуть, нашей цели.



III. Операционно-исполнительный этап.


Цель для учителя: регулировать учебную деятельность учащихся для решения поставленных задач, направленных для достижения цели урока.

Цель для учащихся:

решить все поставленные коллективом задачи, направленные для достижения цели урока.

Задание 1 ( для всех групп)

материалы: листы бумаги, фломастеры.

У: Представьте, что ВЫ оказались на далёком - далёком острове. Ваши родители ничего об этом не знают. Как Вы поступите? Что Вы будете делать? Как сообщите, где вы? Нарисуйте.


- Работа в группе: учащиеся находят способ, с помощью которого смогут сообщить родителям, рисуют рисунок. Представители каждой группы защищают свою версию, прикрепляют свой рисунок с помощь магнита на доске.

Учитель перечисляет способы передачи информации и задаёт вопрос

У: можно ли эти способы разделить на 2 группы –

Старинные и современные.


1.Группировка средств информации и связи.

- Разделите все средства информации и связи, которые вы назвали на две группы.

- Высказывают своё мнение и приходят к выводу, средства информации и связи можно разделить на 2 группы: старинные и современные.

Познавательные:

- осуществление анализа с выделением существенных признаков.

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника и вести диалог.


У:Давайте более подробно узнаем о старинных способах связи. Для этого у каждой группы есть информация, которую они всем сейчас представят, а каждый, слушая её заполнит соответствующую таблицу. (см. приложение)


2.Добывание новых знаний.

- Прочитайте материал о старинных средствах информации и связи и составьте справку о прочитанных средствах.

- Работа в группе. Дети работают над статьёй составляют справку- таблицу о старинных средствах информации и связи.

Познавательные:

- осуществление поиска нужного материала.

Коммуникативные:

- умение вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре.


3.Работа в группах.

Слайд 4 Группа 1.

« Факельный телеграф» - светофор, семафор и т.д.

Сигнальные огни. (см. приложение)

Слайд 5 Группа 2

« Звуковой телеграф»- барабан, колокол.1 мин. Сирены. Тревожные кнопки т. д (см. приложение)

Слайд 6 Группа 3

« Ямская гоньба» (см. приложение)

Слайд 7 Группа 4.

«Глашатаи» СМИ ( средства массовой информации) газеты журналы(см .приложение)

Каждая группа представляет свою информацию устно. А в группе каждый заполняет таблицу по ходу выступления групп. А рядом находят службу в современной жизни

Познавательные:

-знакомство со старинными средствами информации и связи распознавание их на фотографии, рисунке.

Коммуникативные:

- осознанно и произвольно

строить речевое высказывание.


4. Динамическая пауза.

- Даёт установку на здоровый образ жизни и на здоровьесбережение.

- Какое старинное средство информации и связи вы можете изобразить?


- Выполняют движения, следят за правильностью выполнения движений.

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг. (дети изображают костёр)

Дружно сделали прыжок,

Над головкою - хлопок.

А теперь все дружно

Перепрыгнем лужу!

А сейчас идём по кругу,

Улыбаемся друг другу.


Личностные:

- соблюдают основные моральные нормы поведения.


5. Работа с учебником.

Задание 3.

Современные способы передачи информации.

Работа с учебником. С.40- 43

Заполнение таблицы самостоятельно.

Старинные средства связи

Наша жизнь

Современные средства связи

самооценка










































Проверка выполненного задания: учитель зачитывает загадку, ответ дети находят в своих табличках отмечают галочкой. По итогам рисуют смайлик за работу.

Слайд 8 Загадки: телевизор, газеты, радио, телефон, интернет

1.Что за чудо, что за ящик? Сам певец и сам рассказчик?

И к тому же за одно демонстрирует кино? Телевизор.


2.Лист бумаги по утрам на квартиру носят нам

На одном таком листе

Много разных новостей.? Газеты.

3.Мой друг живет со мной в квартире,
Не разъезжает по стране,
Но все, что делается в мире,
Он раньше всех расскажет мне.
Поднимет утром на зарядку,
Потом мне песенку споет,
Он загадает мне загадку
И от меня ответа ждет. Радио

4. Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам —
Скажешь здесь,
А слышно там. Телефон.

5. Есть такая сеть на свете 

Ею рыбу не поймать. 

В нее входят даже дети, 

Чтоб общаться иль играть. 

Информацию черпают, 

И чего здесь только нет! 

Как же сеть ту называют? 

Ну, конечно ...  Интернет.

Познавательные:

самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

- умение договариваться,

приходить к общему решению.

Регулятивные:

- умение оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (таблицей) материалом при сотрудничестве с  одноклассниками.

Коммуникативные:

- умение формулировать собственное мнение и позицию.


IV. Деятельностно-коммуникативный этап.

Слайд 9 Задание 4.

Схема


















У: Как вы думаете каким образом все эти изобретения могут передавать нам человеческую речь, изображения, звуки природы, музыки, передавать информацию на очень большие расстояния?

Оказывается, все это стало возможным развитию космических технологий и космоса в целом.

Главным источником сигналов является…

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на землю, он шлёт, всем подряд,

Как одинокий, таинственный путник

Летит по орбите искусственный …спутник.

Сигналы со спутника принимает…


День и ночь стою на крыше,
Нет ушей, но я всё слышу,

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. Антенна


А антенна передаёт сигналы на спец. вышки приёма сигналов – ретрансляторы, которые распределяют и передают сигналы к приёмникам- приемники: телевизор, компьютер, телефон, радио и.т.п.


У: Сейчас вам предлагается попытаться собрать схему передачи сигнала с помощью конструктора по технологическим картам.

Каждая команда собирает свой фрагмент схемы.

Группа 1 – Спутник или спутники

Группа 2 - Антенны.

Группа 3- Вышки с ретрансляторами

Группа 4 – Приёмники.

( см. приложение)


V. Рефлексивно-оценочный этап

Цель для учителя: проанализировать работу на уроке, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу.

Цель для учащихся: аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

У: Давайте мы с вами вернёмся к началу урока.

Вспомним наш предметы. Кто может объяснить почему они оказались все вместе. Это всё является средствами передачи информации. Кто сможет чётко сформулировать тему нашего урока-

«Средства передачи информации и связи.»

Достигли вы цели, которую ставили мы перед собой-

выяснить как могут быть связаны эти предметы, почему они оказались в одной группе, и какова их функция. Какова же главная цель всех средств связи?- ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ.

Что нового Вы сегодня для себя подчерпнули? Что узнали?


Рефлексия на каждом столе вашей группе предлагается дать оценку своей

работы. Свой магнитик прикрепите к нужному изображению.

Кто сегодня был на ваш взгляд.

Спутником- был передатчиком сигнала, кто являлся только приёмщиком сигнала- антенной и только пассивным участником группы, распределителем информации, а кто был больше вещателем ( радио, Тв)


-умение адекватно воспринимать оценку учителя или товарища;

-умение анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.


Личностные:

-умение ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Познавательные:

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Слайд 10.Вывод.

Каждый день мы пользуемся средствами информации и связи. Почта, телеграф. телефон, радио, ТВ, Интернет, помогают людям в их жизни. Благодаря газетам, журналам, ТВ, живущими в разных краях

узнают о важнейших событиях и чувствуют связь друг с другом


1. Информация о домашнем задании.

ДЗ подготовить ответ на вопрос Как ты понимаешь слова - Кто владеет информацией, тот владеет миром.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!