СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру 2 класс «Наша маленькая планета Земля».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Наша маленькая планета Земля». Урок построен с использованием мультимедийных материалов содержащих презентацию, видеоролик и аудиофайл. 

Просмотр содержимого документа
«мой измененный конспект»

Открытый урок по окружающему миру 2 класс

Сидуганова Ксения Владимировна

Тема урока: «Наша маленькая планета Земля».

Цели урока:

  • показать, что могущество человека стало так велико, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий людей;

  • учить самостоятельно, выявлять проблемную ситуацию, выявлять пути её решения, отбирать информацию, необходимую для её решения.

  • Беречь богатства природы в повседневной жизни

  • Оценивать правильность поведения на природе

Оборудование: учебник по окружающему миру «Наша планета Земля» 2 кл., ч. 2-я. А.А. Вахрушев, презентация, рабочая тетрадь к учебнику А.А. Вахрушев, ролик «Береги планету».

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Ребята, поздоровайтесь, пожалуйста, с гостями! Улыбнитесь друг другу. Пусть прекрасное настроение длится в течение всего урока. Сейчас потихонечку сели и глазками проверили все ли у вас готово к уроку.



-А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить только лишь отметку «пять»!



Урок мы начнем со стихотворения Людмилы Трифоновой «Наша Земля голубая планета», которое нам прочтет _____________________________________

Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте, 
                     Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят…
                     И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!!!



Актуализация знаний и постановка проблемы.

– На уроках мы с вами говорили об окружающей нас природе. Вспомните, что такое экосистема?

 (Экосистема – это содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя как дома. Всё в природе взаимосвязано, ничего не пропадает, используется всё; каждый организм выполняет свою роль.)

- Сколько профессий существует в природе – 3 (едоки, кормильцы, мусорщики)

– Кто выполняет роль кормильцев в экосистеме? Почему? 

(Растения, так как умеют создавать органические вещества, из которых состоят все живые организмы.)

– Какая роль в экосистеме у животных?

 (Животные в экосистеме выполняют роль едоков.)

– А кто является мусорщиками?

 (Мусорщики – это грибы, бактерии, некоторые насекомые)

– Скажите, нужна ли в экосистеме помощь со стороны человека?

 (Экосистема может существовать как угодно долго без помощи человека)

- Ребята, назовите планету, на который мыс вами живем. (Земля)

– Так какая она наша планета Земля? НАЗОВИТЕ ПО 1 ПРИЛАГ.

– Планета наша большая или маленькая? Эту проблему мы и будем решать.

(доска Наша ___________ планета Земля.)  (листок со словом – большая и маленькая)



- Для того чтобы определить маленькая или большая наша планета я предлагаю вам ряд высказываний, которыми мы будем пользоваться в течение всего урока. Если вы верите в данное высказывание, то в графе до чтения ставите +, если не верите -

Прием «Верные и неверные высказывания» Приложение 2.

– Заполните таблицу «Верите ли вы, что…».

– Напоминаю: если вы верите, ставите знак «+», если нет «-» в графе до чтения

, п/п

Верите ли вы?

До чтения

После чтения

1

Все, что нужно человеку, он получает из природы.

 

 

2

Люди могут обойтись без природных экосистем.

 

 

3

Человек научился жить не оставляя свои разрушительные следы в природе.

 

 

4

На нашей (маленькой) (слово скрыто до вывода урока) планете всем хватит места, если каждый научится её беречь.

 

 

- Давайте прочитаем вопросы. Ученик зачитывает вопросы.

- Ребята, заполните таблицу. На всю работу у вас 1 минута.

- Ребята, время прошло. Отложите ручки, поднимите глазки. Как вы ответили на 1 вопрос? (спросить несколько учеников – ответы разные). Прочитать второй вопрос – ответы разные.

– ПОСМОТРИТЕ ВОПРОС ОДИН, А ОТВЕТЫ РАЗНЫЕ. Почему? (надо выяснить и решить)

– Искать нужную информацию в одиночку сложно и поэтому мы вместе попытаемся ответить на вопросы, которые у нас были в таблице.



Совместное открытие знаний.

- Ребята, отложите на время таблички. Чтобы нам заполнить графу в таблице «после чтения», нам необходимо ознакомиться с текстом учебника.

- Рассмотрите иллюстрации на с 88 и скажите, сможет ли человек все необходимое для жизни получать из природы? Чтобы ответить на этот вопрос, назовите все предметы, которые вы видите на левой картинке. Все эти предметы можно разделить на несколько групп. На какие группы мы их разделим? (еда, одежда, жилье, вещи) Посмотрите на первый предмет (каменный дом) Из какого вещества состоит этот предмет? (из камня). Откуда мы берем камень? (из природы)

(кольцо – из золота – редкий металл добывается в медных и полиметаллических рудах – в природе из недр Земли (полезные ископаемые); машина - из металла, стекла, резины, пластика – резина и пластик в природе из нефти (полезное ископаемое), железо – железная руда в природе (из недр Земли), стекло – кварцевый песок, который плавится при температуре 1700 градусов, а кварц – это самый распространенный из минералов в природе; компьютер – состоит из пластика (нефть), металла, драгоценных металлов – все в природе; одежда – используется шерсть козы, кролика, шерсть лам, из акрила (синтетическое волокно производимое из нефти), из натуральных бамбуковых волокон, льна (натуральное волокно), хлопка (натуральное волокно изготавливается из растения хлопчатник, шелк – нити желез гусениц тутового шелкопряда; продукты – хлеб – пшеница – выращивается в природе. Молоко, яйца, мяса – дают животные.)

Так какой мы сделаем вывод? ( В процессе ответов дети приходят к выводу: все продукты, вещи, жилье – все получено от природы. Без нее мы не смогли бы жить. Люди сами делают вещи из того, что берут у природы.)

 Давайте сравним ваш вывод и вывод на странице учебника (нижний абзац). Сравните ваш ответ до чтения в таблице и заполните таблицу после чтения. Поднимите руки те, у кого совпал ответ до чтения и после чтения с выводом на странице учебника? Молодцы! У кого ответы не сошлись обязательно ознакомьтесь с текстом учебника.

ФИЗМИНУТКА

- Ребята, как выдумаете, все ли природе нравится в поведении человека? Хорошо ли она себя чувствует при этом? (Люди берут из природы то, что им нужно, отдают ей мусор. Природе это конечно не нравится. Природа чувствует себя плохо.) Объясните почему природе плохо (ответы детей)

- Учитель: Растут города, человек осваивает новые незаселенные территории, засевает поля, вырубает деревья. А что происходит с природными экосистемами? Давайте посмотрим на иллюстрации внизу стр 91. Что изображено справа? (лес, деревья, животные, растения, мусорщики)

- Учитель: Сможет ли на этом рисунке экосистема существовать как угодно долго? ( В экосистеме есть все, что нужно для жизни и нет ничего лишнего). А теперь посмотрите на рисунок справа. Почему лес перестал быть экосистемой, когда в нем поселилось слишком много людей? (Появилось много вредных веществ, отходов. Экосистема с ними не справляется.)

- Прочитайте вывод в учебнике.

- Учитель: Вернемся к нашей таблице. Теперь мы можем ответить на 2 и 3 высказывание в графе «после чтения». Могут ли люди обойтись без природных экосистем? (нет, не смогут) Научился ли человек жить не оставляя свои разрушительные следы в природе ( пока нет) Поднимите руки те, у кого ответы сошлись. Молодцы! Те, кто ошибся в заполнении таблицы « до чтения» не забудьте перечитать параграф и закрепить свои знания.

Проблемный вопрос.

- Учитель: Ребята, в 3 высказывании мы отметили, что человек пока не научился жить не оставляя свои разрушительные следы в природе. Неужели наша планета действительно погибнет? Как же нам ей помочь? (Надо беречь природу)

- Учитель: Молодцы, ребята!

- Учитель: Ребята, а теперь давайте поработаем в парах. Прежде, чем начнем работать вспомним правила работы в паре:

Работать дружно

Быть внимательными друг к другу, вежливыми

Не перебивать, а выслушивать мнение своего собеседника.

Отстаивать свою точку зрения.

Предлагаю вам прочитать отрывок из статьи о разрушительном воздействии человека на природу. Найдите статью на ваших партах. Прочитайте ее и подумайте о том, какая все-таки наша планета – маленькая или большая? Ответ найдете в тексте. На работу даю вам 2 минуты.

К началу 21 века мир подошел с огромным багажом мусора, который оказался в океанах. Уже сейчас можно говорить, что это одна из самых серьезных проблем современности, поскольку все экосистема оказалась под угрозой исчезновения. Наша планета стала действительно «маленькой», потому что даже на самых дальних необитаемых островах, где не обитают люди, оказывается, можно найти обрывки сетей, пластиковые бутылки и прочие отходы, которые выбрасывает океан.

- Учитель: Ребята, прочитав статью, что вы теперь скажете о том, какая наша планета Земля? Давайте вернемся к нашей теме урока? Наша планета Земля маленькая или большая. Как нам помогла статья в этом вопросе, что вы можете сказать? (Наша планета все-таки «маленькая», тк отрицательное (плохое) воздействие человека на природу появляется повсюду, даже океан не скрывает разрушительных последствий действия человека). (Ответ от нескольких пар)

Переместить карточку - маленькая к теме урока, закрепить на доске.

- Учитель: Ребята, давайте вернемся к нашей таблице. У нас осталось не заполненным последнее высказывание – На нашей _____________ планете всем хватит места, если каждый научится ее беречь. Какое слово необходимо вставить в высказывание? (Маленькая – зачитать высказывание) Заполните таблицу в графе после чтения. Согласны ли вы теперь с этим высказыванием, какой знак поставите + или -? (Лена, как ты ответила на это высказывание до чтения и после чтения ) Поднимите руки те, у кого совпали ответы «после чтения» и «до чтения»? Молодцы!

Самостоятельное применение знаний

- Учитель: Как мы сможем помочь нашей маленькой планете в настоящее время? Самостоятельно прочитайте в учебнике на с 92, как сберечь целую планету – Правила бережного отношения к природе.

А теперь поиграем в игру «Кто быстрее!». Первая парта (1,2,3 ряд) должна написать недостающие слова и передать на вторую парту. Вторая парта вписывает нужные слова и передает на третью парту и так далее. Как только ряд заканчивает свою работу, то закрепляет ее на доску. Выигрывает та команда, которая выполнила работу быстрее и правильнее всех.

  • Вовремя выключенный свет – ты сбережешь уголь на электростанции и чистый воздух.

  • Закрывай кран – и ты сохранишь пресную воду.

  • Почини вещь – и ты сэкономишь природный материал, из которого она сделана.

  • Не сори – многие искусственные материалы природа не смоет переработать сама.

  • Выбрасывай мусор, сортируй его, раскладывай разные баки – из него снова сделают полезные вещи.

  • Нужно беречь природу!

А теперь предлагаю посмотреть ролик о том, как важно беречь природу (ролик)



Приложение: (если останется время)

Рассмотрите рисунки на доске. Опираясь на эти рисунки вставьте в текст пропущенные слова.

Возможно, вы спросите: а будет ли природе хуже, если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или сорву всего 3-4 цветка, или поймаю одну-единственную бабочку?
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту _(ветка)__________, каждый сорванный _(цветок)___________, каждая пойманная ___(бабочка)_______________ – это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую – твой товарищ, что же станет с природой?

- Откройте рабочие тетради с 72 №1, 2.



Эпиграф:

Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю тоже нужно охранять,
Она как мы – такая же живая.

Какой вывод сделаем, изучив новую тему?

(На нашей планете всем хватит места, если каждый научится ее беречь!) Люди должны защищать и охранять природу, потому что мы можем жить только в природе, используя ее богатства.

Давайте послушаем замечательное стихотворение Е. Шкваловой. Приглашаю Айслу, Андрея, Данилу, Сабину и Сашу.

1 ый ученик.

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

3 - ий ученик.

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

Ты береги нас, береги!

2 – ой ученик

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

4 ый ученик

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

5 – ый ученик

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

Я сберегу вас, сберегу!


Домашнее задание:

  1. Прочитайте параграф 31 «Наша маленькая планета Земля».

  2. Желающие (дополнительное задание) Составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке. Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений.

  3. Выучите правила бережного отношения к природе.



Итог урока.

- Учитель: Давайте подведем итог нашего урока.

- Как же человек влияет на природу?

Как вы можете помочь природе?

Что нового вы узнали на уроке?

Где пригодятся эти знания?

Было ли трудно на уроке?

Что вас удивило?

Что было интересно?

Что я умею?



Спасибо за урок! Ребята, все молодцы!













Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Экосистема

Экосистема

  • это содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя как дома. Всё в природе взаимосвязано, ничего не пропадает, используется всё; каждый организм выполняет свою роль.
Роль живых организмов  в экосистеме

Роль живых организмов в экосистеме

  • Едоки Кормильцы Мусорщики
Тема урока: Наша планета Земля.

Тема урока: Наша планета Земля.

№ , п/п 1 Верите ли вы? Все, что нужно человеку, он получает из природы. 2 До чтения Люди могут обойтись без природных экосистем. 3 После чтения   4 Человек научился жить не оставляя свои разрушительные следы в природе.       На нашей _______________ планете всем хватит места, если каждый научится её беречь.        

, п/п

1

Верите ли вы?

Все, что нужно человеку, он получает из природы.

2

До чтения

Люди могут обойтись без природных экосистем.

3

После чтения

 

4

Человек научился жить не оставляя свои разрушительные следы в природе.

 

 

 

На нашей _______________ планете всем хватит места, если каждый научится её беречь.

 

 

 

 

с. 88

с. 88

Совместное открытие знаний Всё, что нужно человеку, он получает из природы. Наносит ли человек вред природе? Люди часто берут из природы то, что им нужно, а отдают ей мусор.

Совместное открытие знаний

Всё, что нужно человеку, он получает из природы.

Наносит ли человек вред природе?

Люди часто берут из природы то, что им нужно, а отдают ей мусор.

Совместное открытие знаний Почему лес перестал быть экосистемой, когда в нём поселилось слишком много людей? Экосистема не справляется с отходами человека.

Совместное открытие знаний

Почему лес перестал быть экосистемой, когда в нём поселилось слишком много людей?

Экосистема не справляется с отходами человека.

Защити нашу Землю!

Защити нашу Землю!

  • Люди должны защищать и охранять природу, потому что мы можем жить только в природе, используя её богатства.
Вспомним правила работы в паре:

Вспомним правила работы в паре:

  • Работать дружно
  • Быть внимательными друг к другу, вежливыми
  • Не перебивать, а выслушивать мнение своего собеседника.
  • Отстаивать свою точку зрения.
Отрывок из статьи о разрушительном воздействии человека на природу.

Отрывок из статьи о разрушительном воздействии человека на природу.

  • К началу 21 века мир подошел с огромным багажом мусора, который оказался в океанах. Уже сейчас можно говорить, что это одна из самых серьезных  проблем современности, поскольку все экосистема оказалась под угрозой исчезновения. Наша планета стала действительно «маленькой», потому что даже на самых дальних необитаемых островах, где не обитают люди, оказывается, можно найти обрывки сетей, пластиковые бутылки и прочие отходы, которые выбрасывает океан.
№ , п/п 1 Верите ли вы? До чтения Все, что нужно человеку, он получает из природы. 2 3   После чтения Люди могут обойтись без природных экосистем. 4 Человек научился жить не оставляя свои разрушительные следы в природе.         На нашей _______________ планете всем хватит места, если каждый научится её беречь.      

, п/п

1

Верите ли вы?

До чтения

Все, что нужно человеку, он получает из природы.

2

3

 

После чтения

Люди могут обойтись без природных экосистем.

4

Человек научился жить не оставляя свои разрушительные следы в природе.

 

 

 

 

На нашей _______________ планете всем хватит места, если каждый научится её беречь.

 

 

 

Наша маленькая планета Земля.

Наша маленькая планета Земля.

Правила бережного отношения к природе. с. 92 Запомните:

Правила бережного отношения к природе.

с. 92

Запомните:

Игра «Кто быстрее!»

Игра «Кто быстрее!»

Применяем знания Выберите советы, которые помогут сберечь богатства природы. Весь мусор вывозить на свалки за город. Выключать свет, выходя из комнаты. Воду в кране можно не закрывать, ведь её у нас много. Редкие виды животных и растений сохранять и разводить в заповедниках. Меньше вырубать лесов и больше высаживать новых деревьев.

Применяем знания

Выберите советы, которые помогут сберечь богатства природы.

Весь мусор вывозить на свалки

за город.

Выключать свет, выходя из комнаты.

Воду в кране можно не закрывать,

ведь её у нас много.

Редкие виды животных и растений сохранять и разводить в заповедниках.

Меньше вырубать лесов и больше высаживать новых деревьев.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!