1. Организационный момент
Здравствуйте - слово, какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте, скажем мы новому дню,
Здоровья желаем всем и всему.
-Ребята, сегодня я проведу у вас урок-исследование. Я буду вашим научным руководителем, а вы выступите в роли- ученых исследователей. Вы готовы?
- Кто такие исследователи? (Исследователи - работники, профессионально занимавшиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществлявшие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности.)
-Но перед тем, как мы начнем наши исследования, давайте выполним тест.
2. Проверка полученных знаний.
1) Тест
3. Введение в новую тему урока. Проблемная ситуация.
1) Сказка про короля.
- Послушайте сказку: У одного короля была дочка, которую он обожал больше всего на свете. На завтрак, обед, ужин ей приносили самые изысканные лакомства. Птичье молоко, шоколадный пудинг, запеканка с изюмом, ананасовый крем, клубничное желе – вот такое меню было у принцессы. Но почему-то принцесса не была ни веселой, ни румяной. Наоборот, она чахла на глазах. Все эти лакомства она даже видеть не хотела. И тогда король объявил: кто вылечит его дочку, тому он отдаст полкоролевства. Отовсюду сбежались лекари, навыписывали рецепты, но принцессе ничто не помогло. В конце концов нашелся знающий человек, который просто составил для принцессы другое меню. Вскоре принцесса выздоровела.
– Правильно ли питалась принцесса?
-Ребята, что по вашему мнению самое дорогое? (здоровье)
-Знаменитый английский поэт Уильям Шекспир говорил: «Здоровье- дороже золота»
-Что же необходимо делать, чтобы быть здоровым? (соблюдать правила безопасности, правила гигиены, правильно питаться)
-Давайте подумаем, для чего человеку необходимо питаться? (для роста, движения, для работы)
- Как вы думаете, долго ли может прожить человек без пищи? (человек- около 30 дней, змеи- несколько месяцев).
-Любое движение нуждается в топливе. Автомобилям нужен бензин. Растениям нужны почва и солнечный свет. Для нас топливом является еда.
-Двигаться в нашем случае - означает быть живым человеком. Мы нуждаемся в постоянном питании, так как все время расходуем нашу энергию.
-Как вы думаете, какая же тема будет нашего исследования?
(Об органах пищеварения)
- Какие задачи поставим перед собой?
4. Работа по теме урока.
-С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества. Какие же это вещества? Для чего они нужны?
-В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо вещество: жиры, белки или углеводы.
- Знаете ли вы, какую роль выполняют жиры, белки и углеводы в нашем организме? Давайте послушаем сообщения наших исследователей.
Сообщения о белках, жирах и углеводах.
«Белки» – строительный материал для клеток. Нужно, чтобы вы росли, развивались, чтобы были работоспособными, не поддавались болезням, могли им сопротивляться.
Чтобы вырасти, ты, мог,
В пище должен быть белок.
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть.
В молоке и в мясе тоже
Есть он и тебе поможет.
«Углеводы» – топливо для клеток, как бензин для машины, основной источник энергии для подвижных игр, бега, физической и умственной работы.
Фрукты, овощи и крупы –
Удивительная группа –
Нам в тепло и в непогоду
Поставляют углеводы,
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.
«Жиры» – продовольственные и топливные склады (склад еды, топлива, одежды), прежде всего. Строительный материал для мозга и нервной системы.
Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим:
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру,
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.
-Какой можно сделать вывод? Какую роль выполняют жиры, белки и углеводы? (белки-для роста и развития, углеводы- основной источник энергии, жиры- строительный материал для мозга и нервной системы)
Вывод: Все продукты по питательному веществу, можно разделить на три основные группы белки, жиры и углеводы.
-Ребята, а что еще должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (витамины).
-Каждой клеточке нашего организма необходимы витамины. Как выдумаете, почему нам необходимы витамины? Чтобы ответить на этот вопрос, мы выслушаем группу наших исследователей, которые провели свои исследования готовясь к этому уроку.
Сообщения о витаминах.
Витамин А благотворно влияет на зрение, повышает сопротивляемость организма. Этим витамином богаты жир печени некоторых животных и рыб, а также яйца. Содержится он в молоке, сливочном масле.
Витамин С (аскорбиновая кислота) повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, способствует укреплению зубов, костей и кровеносных сосудов. Источниками витамина С являются капуста, лук, сладкий перец, баклажаны, картофель, щавель, смородина, рябина, шиповник, клюква, брусника, крыжовник, цитрусовые.
Витамин D необходим в большом количестве для роста организма, особенно зубов и костей. Недостаток этого витамина вызывает заболевание, называемое рахитом, проявляющееся в размягчении и искривлении костей, плохих зубах, ослабленных мускулах и связках. Много витамина D в рыбе, сливочном масле, яйцах и свежей зелени.
Витамин Е повышает устойчивость к заболеваниям у людей всех возрастов и является антиоксидантом — средством, выводящим из организма вредные вещества. Он содержится в свежей растительной пище и применяется для лечения и профилактики различных заболеваний.
Витамины группы В играют для организма человека важную роль. Они стимулируют работу защитной системы во время стрессов, различных заболеваний и травм. Их нехватка может негативно сказаться на здоровье.
- Слово «витамин» придумал польский ученый Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив латинское слово vita«жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамины – источник жизни, необходимый для сохранения и укрепления здоровья. Их особенно много в овощах и фруктах.
- Витамины важны в жизни человека. В качестве примера приведу трагическую судьбу экспедиции знаменитого русского путешественника Георгия Седова, отправившегося в Арктику. В течение длительного времени участники экспедиции питались консервами, сухарями, сахаром. Они совсем не употребляли овощей, фруктов, молочных продуктов. Через некоторое время люди заболели – появилась сильная слабость, зубы стали выпадать, пропал аппетит. Многие участники экспедиции, в том числе и её руководитель Георгий Седов, погибли от цинги ( недостаток витамина С). Те участники, которым удалось вернуться, как только начали питаться свежим мясом, овощами, фруктами, быстро поправились.
-Какай можно сделать вывод? Какой должна быть пища? ( разнообразной)
Вывод: Питание должно быть разнообразным. Витамины важны в жизни человека.
5) Физ.мин.
6) Работа по теме урока. (плакат на доске и у каждого на парте)
-Мы выяснили, чем надо питаться, чтобы быть здоровым. А теперь давайте отправимся в путешествие по системе пищеварения.
-Какие же органы принимают участие в пищеварении?
-Где начинается процесс пищеварения?
-Куда продвигается пища?
-Что же означает слово «ПИЩЕВАРЕНИЕ»? (словарь Ожегова)
-Давайте обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова.
-Пищеварение- переработка пищи и ее усвоение организмом человека или животного.
Работа по учебнику. (стр. 36)
-И так, я предлагаю открыть учебники и прочитать как происходит процесс пищеварения в организме человека.(дети исследуют, читают и делают вывод).
-А сейчас я предлагаю построить систему пищеварения. Кто желает выйти и показать? (один ученик выходит к доске и составляет из карточек систему пищеварения)
Просмотр фильма «Органы пищеварения»
7) Итог урока. Выводы.
-И так , настало время подвести итог нашего исследования.
1)Так, что же дороже золота?
2) Для чего человеку необходимо питаться?
-3)Какие питательные вещества нужны организму для роста и развития?
-4)Какие органы входят в систему пищеварения?
-– А сейчас задание каждому. Перед вами внутреннее строение человека, ваша задача раскрасить только органы пищеварения.
Раскрашивание. Притча.
- Одному мудрецу задали вопрос : « Что для человека важнее, богатство или слава?» Он ответил : « Ни то , ни другое, а здоровье . Здоровый нищий счастливее больного короля» .
- Прислушайтесь к словам мудреца и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можем позаботиться только мы с вами.
8) Д/з
-Ребята , а сейчас запишите домашнее задание. Оно будет творческим.
-Составить меню для своей семьи на каждый день.
9) Рефлексия.
-Ребята, сейчас, я предлагаю каждому оценить свою работу, используя данные предметы.