СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру. Тема: "Зачем нужны поезда".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку "Зачем нужны поезда" 1 класс.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру. Тема: "Зачем нужны поезда".»



Технологическая карта

Предмет: окружающий мир.

УМК: «Школа России»

Класс: 1 «В»

Шилова Светлана Александровна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Тема урока: «Зачем нужны поезда»

Тип урока: закрепление и повторение пройденного материала, открытие нового знания.

Цель: формировать у детей представление о назначении и об устройстве поездов и железных дорог.

Задачи:

Познакомить с видами, назначением и устройством поездов; формировать представления об устройстве и назначении железных дорог, о профессиях людей работающих в этой сфере; познакомить с историей развития железной дороги, назначением детской железной дороги. Развивать интерес к технике; развивать монологическую речь и фантазию, умение классифицировать, обобщать и делать выводы.

Воспитывать уважение к профессиям родителей, патриотизм.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять назначение поездов; рассказывать об устройстве железной дороги.

Формирование УУД:

Личностные УУД

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Познавательные УУД

Классификация поездов в зависимости от их назначения.

Сравнивать старинные и современные поезда.

Использовать информацию учебника для выполнения заданий.

Коммуникативные УУД

Работа в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, правилах безопасности, осуществлять самоконтроль.



Регулятивные УУД

Волевая саморегуляция.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Форма проведения урока: академический.

Формы работы на уроке: индивидуальная, коллективная, фронтальная, в парах.

Оборудование: учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир 1 класс», рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

У детей: учебники, рабочие тетради, разрезные цифры (От 1 до 4), конверты с материалами и приложения, клей, «смайлики».

Используемые технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.























Этап урока

Цель урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

(УУД)

1.Организационный.

Приветствие. Организация внимания, настрой обучающихся на продуктивную деятельность.

Приветствие учащихся, добрые пожелания на урок.


У. – У нас на уроке сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними и улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу – подарите хорошее настроение. Садитесь. Спина прямая…Руки…


Приветствие учителя и одноклассников, эмоциональный настрой на работу.


Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.

2. Актуализация опорных знаний.

Обеспечение мотивации, актуализация знаний, постановка проблемы.

Организует коллективную работу.

Создаёт условия для возникновения у

учеников внутренней потребности включения в

учебную деятельность.


Мотивация к учебной деятельности.

-Начинаем урок окружающего мира.

-Как называется раздел, который мы изучаем? ( Почему и зачем).

-Как вы думаете, сегодня на уроке вы узнаете что-то новое? Вы готовы?

-Я хочу пожелать вам удачи. Давайте прочитаем девиз этого урока: (на доске:

« …Всё у нас получится!»)

– О чём мы говорили на прошлом уроке? (Об Автомобилях)

– Зачем люди создали автомобили? (чтобы люди могли быстро передвигаться, перевозить пассажиров и грузы)

- Автомобиль, какой вид транспорта? (наземный)

– Какие бывают автомобили? (легковые, автобусы, грузовые)

– Какую работу вы выполнили дома по рекомендации? (склеили модель автомобиля)

– Давайте повторим устройство автомобиля (Один учащийся работает с плакатом, остальные находят на своих моделях.) (Молодец!)





склеили модель автомобиля


Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли  полно и точно;

Познавательные  УУД:

- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;


3. Постановка цели и задач урока.

Осознание темы и задач урока. Фиксация учебной задачи.

Организует эвристическую беседу

ВКЛЮЧИТЬ ИНТЕРАКТИВНУЮ ДОСКУ (Слайд 1 – титульный лист)

1) – Ребята, сегодня к нам на урок опять пришли Муравьишка и Черепаха … и принесли нам загадку:

МУРАВЕЙ:

• Что за чудо? Вот машина!

Сто колёс! А где же шины?

По стальной дороге мчится.

Приглашает прокатиться. (Поезд)

2) – Посмотрите на фотографии и скажите, что здесь лишнее. Почему?

(слайд 2 – поезд №4, потому что он под землей)

– Кто видел поезда? Где? (В Самаре, на Ж/Д вокзале)

– Поднимите руку, кто путешествовал на поезде?

– Назовите тему сегодняшнего урока (Зачем нужны поезда?)

– Ребята, Муравьишка просит ему помочь. Он находится в городе и решил поехать на дачу.

На каком поезде ему нужно ехать? Покажите цифрой (цифры на парте).

– А мудрая Черепаха в большом городе решила посетить музей. Может ли она поехать на поезде, и на каком. Самара. Самарский государственный социально-педагогический университет. Факультет начального образования? Покажите цифрой.


– У нас получились разные мнения. Что нам делать? (Разобраться)

– Какие задачи мы перед собой поставим?

Продолжите предложения: (слайд 3 - предложения)

Научиться объяснять …(зачем нужны поезда)

Научиться различать… (виды поездов)

– Давайте проверим, правильно ли мы определили тему и задачи урока. Откройте с. 62, прочитайте тему и задачи – пальчик все, читает …ФИ


Высказывают свои мнения, предположения, то есть ответы детей.

Умение разгадывать загадки, находить точные ответы в тексте.

Познавательные  УУД:

- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли  полно и точно.


Личностные УУД:

- проявлять эмоционально - положительное отношения к предмету.


4.Физкультминутка

Снятие напряжения.

Организует кол-лективную рабо-ту.

Создаёт условия для возникнове-ния у

учеников внут-ренней потреб-ности включе-ния в

физминутную деятельность.

Физкультминутка

Поезд нам кричит: «Ду-ду,

Я иду, иду, иду».

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз-два-три-четыре-пять!

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте.

С этим поездом со мной

Возвращаемся домой.

Дети должны выполнить движения в соответствии с командой.



5. Открытие нового знания.

Формировать у детей представление о назначении и об устройстве поездов и железных дорог.

Организует эвристическую беседу.

Объяснение нового материала.

1. Работа с учебником


– Рассмотрите рисунки на с. 62 учебника. Прочитайте подписи. Расскажите о назначении поездов.

2. Отгадывание загадок – ЧЕРЕПАХА:

• – Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень часто, в час любой

Провезу вас под землёй. (Поезд метро - слайд 4 – метро в Самаре)

- А кто мне скажет, метро это наземный или подземный транспорт? (ПОДЗЕМНЫЙ)

Учитель – В больших городах, в которых живёт больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги – метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Так выглядят станции метро в Самаре.

– О каком поезде следующая загадка – МУРАВЕЙ:

• Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровоза сестричка

Кто такая? (электричка - слайд 5 – электричка в Самаре)

– Для чего нужны электрички? (Перевозить людей на небольшие расстояния от города.)

– Теперь отгадайте ещё одну загадку – ЧЕ


РЕПАХА:

• Я зашёл в зелёный дом,

Больше суток пробыл в нём.

Оказался этот дом

В дальнем городе другом. (Поезд пассажирский на дальнее расстояние - слайд 6)

– Для чего нужны такие поезда? (Перевозить пассажиров)

– И последняя загадка - МУРАВЕЙ:

Земля дрожит, силач бежит,

Тянет он за собой

Вагоны с углём и бензин дорогой. (Товарный поезд - слайд 7)

– Для чего нужны такие поезда? (Перевозить товар, грузы)

- А электричка, пассажирский и товарный поезда, их к чему можно отнести, к наземному или подземному транспорту? (к наземному)

3. Работа с текстом учебника – Давайте проверим, правильно ли мы определили назначение пассажирских поездов. Откройте учебники на с.90 к с.62.

– Прочитайте текст – все палец, читает…


Высказывают свои мнения, предположения, то есть ответы детей.

Умение разгадывать загадки, находить точные ответы в тексте.

Познавательные  УУД:

- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли  полно и точно.


Личностные УУД:

- проявлять эмоционально - положительное отношения к предмету.


6. Закрепление знаний.

Закрепить новый материал. Связать новый материал с математическими задачами: 1. нахождение суммы, 2. на сравнение, с целью закрепления ранее полученных знаний.

Организует работу в парах, работу с учебником, с рабочей тетрадью. Музыкотерапия. Организует устные задачи

– Давайте вернёмся к вопросу: на каком же поезде поедет Муравьишка на дачу? (На электричке - слайд 8) цифра 2

– На каком поезде поедет Черепашка в музей? (Поезд метро) цифра 4

– Летом, возможно, кто-то из вас поедет с родителями отдыхать к морю. На каком поезде вы отправитесь? (Поезд пассажирский, дальнего следования) цифра 1

– Ребята, а чем отличаются вагоны пассажирских и товарных поездов? (Ответы учащихся – в вагонах пассажирских – пассажиры, в товарных – товар, грузы.)

_____________________________________4. Работа в парах.

– А как же устроена железная дорога? Подумайте об этом, порассуждайте в парах. (Ответы учащихся: рельсы, шпалы - слайды 9)

5. Работа с учебником.

– Рассмотрите схему на с. 91 к с.62 (слайд 10)

– Какие слова вам непонятны? (Эстакада, туннель, шлагбаум – слайды 11, 12, 13)

6. Работа с учебником. История железной дороги.

– Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная дорога, как они выглядят. А знаете ли вы, когда появилась первая железная дорога?

– давайте прочитаем текст на с.63. («Знаете ли вы, что…. - читает) слайд 14 «САПСАНЫ»

7. Рассказ учителя.

Посмотрите на картинку слева.

(слайд 15)

– В России первый паровоз был изобретен мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном).

Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн.

Сравнивая картинки, мы видим, как изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы.

8. Самостоятельная Работа в тетради. Взаимопроверка. Взаимооценка.

– Откройте с.42. Что здесь изображено? (Локомотивы.)

– Для чего локомотив нужен поезду? (Это силач, который тянет за собой вагоны)

– А чего здесь не хватает? (вагонов)

– Возьмите картинки в конвертиках и соберите поезда с помощью клея…

ЗВУЧИТ МУЗЫКА «ГОЛУБОЙ ВАГОН» …убавить

Поменялись тетрадями.

– Сверьтесь с эталоном. (Слайд 16) Проверьте работу своего соседа по парте. Оцените его работу с помощью «смайлика».

– Итак, чем отличаются пассажирские поезда от товарных? (разные вагоны)

Учитель: Глядя на эти вагоны, не могу вспомнить о царице наук – математике, я предлагаю устно решить задачки: 1. Товарных вагонов – 7, а пассажирских – 4. Сколько всего вагонов? (7 + 4 = 11)

2. Товарных вагонов – 7, а пассажирских – 4. На сколько пассажирских вагонов меньше, чем товарных? (7 – 4 = 3, на 3) Как узнали? Правило: Чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше надо из большего числа вычесть меньшее.


МАЛЕНЬКАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – с места учитель:

Паровоз дудит: «Дуду!»

«Я иду, иду, иду!»

А колеса говорят:

«Так-так-так, так-так-так!»

9. Знакомство с профессиями.

– Ребята, а поезда сами по себе могут идут по рельсам? (НЕТ) Автомобилем управляет шофёр, а кто ведёт поезда? Люди каких профессий заняты на железной дороге? (Слайд 17): проводники и машинисты:

1.Машинист

Много дел у машинистов,

Возит он из края в край

Мед душистый, мех пушистый,

Книжки, овощи и чай!

2.Проводницы

От столицы до границы

Мчат по рельсам поезда.

А в вагонах – проводницы:

Жизнь их – вечная езда!

- Мы живём в городе Самара, в котором находится крупная узловая железнодорожная станция (слайд 18). Оттуда идут поезда в разных направлениях. Есть железнодорожный вокзал и другие подразделения.

10. Рекомендации:

К следующему уроку я рекомендую Вам прочитать текст по нашей теме на с.62, 63, 90 пересказать вывод, ответить на вопросы к тексту, нарисовать железную дорогу в тетради на с. 43.

А ещё великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (ФОТО слайд 19) в честь первой железной дороги написал в 1840 году песню, которая называется «Попутная».

С помощью интернета с родителями послушайте эту песню.


Высказывают свои мнения, предположения, то есть ответы детей.

Умение работать в парах, с учебником, с рабочей тетрадью, умение отвечать на поставленные вопросы.

Умение устно решать задачи, находить закономерность.

Познавательные  УУД:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- строить логическую цепь рассуждений;

Регулятивные УУД:

- оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий;

- вносить соответствующие коррективы.



7. Рефлексия.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Проводит рефлексию.

(слайд 20) Итак:

– Зачем люди создают поезда? (Для того, чтобы перевозить пассажиров и грузы)

– Какие бывают поезда? (наземные - электричка, пассажирский и товарный; подземный – метро)

– Как устроена железная дорога? (рельсы, шпалы, туннели, эстакады, шлагбаум…)

- С какими профессиями мы познакомились? (машинист, проводник)

– Оцените свои достижения на уроке (смайлики)

Оценивают себя.

Умение адекватно оценивать свой труд.

Регулятивные УУД:

- учиться оценивать результаты своей работы.

Личностные УУД:

- адекватно оценивать свои возможности.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

8. Итог урока.

Проверить, как закрепились знания, полученные на уроках.

Организует подведение итогов.

- Ответили ли мы на главный вопрос урока: «Зачем нужны поезда?»

«Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?»

Встали все ровненько …поблагодарили наших гостей…урок окончен.


Ответы детей.


Регулятивные УУД:

- умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Коммуникативные УУД:

- умение оформлять мысли в устной форме.


Познавательные  УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!