2. Актуализация опорных знаний. | Обеспечение мотивации, актуализация знаний, постановка проблемы. | Организует коллективную работу. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Мотивация к учебной деятельности. -Начинаем урок окружающего мира. -Как называется раздел, который мы изучаем? ( Почему и зачем). -Как вы думаете, сегодня на уроке вы узнаете что-то новое? Вы готовы? -Я хочу пожелать вам удачи. Давайте прочитаем девиз этого урока: (на доске: « …Всё у нас получится!») – О чём мы говорили на прошлом уроке? (Об Автомобилях) – Зачем люди создали автомобили? (чтобы люди могли быстро передвигаться, перевозить пассажиров и грузы) - Автомобиль, какой вид транспорта? (наземный) – Какие бывают автомобили? (легковые, автобусы, грузовые) – Какую работу вы выполнили дома по рекомендации? (склеили модель автомобиля) – Давайте повторим устройство автомобиля (Один учащийся работает с плакатом, остальные находят на своих моделях.) (Молодец!) | склеили модель автомобиля | | Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли полно и точно; Познавательные УУД: - умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; |
3. Постановка цели и задач урока. | Осознание темы и задач урока. Фиксация учебной задачи. | Организует эвристическую беседу | ВКЛЮЧИТЬ ИНТЕРАКТИВНУЮ ДОСКУ (Слайд 1 – титульный лист) 1) – Ребята, сегодня к нам на урок опять пришли Муравьишка и Черепаха … и принесли нам загадку: МУРАВЕЙ: • Что за чудо? Вот машина! Сто колёс! А где же шины? По стальной дороге мчится. Приглашает прокатиться. (Поезд) 2) – Посмотрите на фотографии и скажите, что здесь лишнее. Почему? (слайд 2 – поезд №4, потому что он под землей) – Кто видел поезда? Где? (В Самаре, на Ж/Д вокзале) – Поднимите руку, кто путешествовал на поезде? – Назовите тему сегодняшнего урока (Зачем нужны поезда?) – Ребята, Муравьишка просит ему помочь. Он находится в городе и решил поехать на дачу. На каком поезде ему нужно ехать? Покажите цифрой (цифры на парте). – А мудрая Черепаха в большом городе решила посетить музей. Может ли она поехать на поезде, и на каком. Самара. Самарский государственный социально-педагогический университет. Факультет начального образования? Покажите цифрой. – У нас получились разные мнения. Что нам делать? (Разобраться) – Какие задачи мы перед собой поставим? Продолжите предложения: (слайд 3 - предложения) Научиться объяснять …(зачем нужны поезда) Научиться различать… (виды поездов) – Давайте проверим, правильно ли мы определили тему и задачи урока. Откройте с. 62, прочитайте тему и задачи – пальчик все, читает …ФИ | Высказывают свои мнения, предположения, то есть ответы детей. | Умение разгадывать загадки, находить точные ответы в тексте. | Познавательные УУД: - умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли полно и точно. Личностные УУД: - проявлять эмоционально - положительное отношения к предмету. |
5. Открытие нового знания. | Формировать у детей представление о назначении и об устройстве поездов и железных дорог. | Организует эвристическую беседу. Объяснение нового материала. | 1. Работа с учебником – Рассмотрите рисунки на с. 62 учебника. Прочитайте подписи. Расскажите о назначении поездов. 2. Отгадывание загадок – ЧЕРЕПАХА: • – Я в любое время года И в любую непогоду Очень часто, в час любой Провезу вас под землёй. (Поезд метро - слайд 4 – метро в Самаре) - А кто мне скажет, метро это наземный или подземный транспорт? (ПОДЗЕМНЫЙ) Учитель – В больших городах, в которых живёт больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги – метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Так выглядят станции метро в Самаре. – О каком поезде следующая загадка – МУРАВЕЙ: • Мимо рощи, мимо яра Мчит без дыма, мчит без пара Паровоза сестричка Кто такая? (электричка - слайд 5 – электричка в Самаре) – Для чего нужны электрички? (Перевозить людей на небольшие расстояния от города.) – Теперь отгадайте ещё одну загадку – ЧЕ РЕПАХА: • Я зашёл в зелёный дом, Больше суток пробыл в нём. Оказался этот дом В дальнем городе другом. (Поезд пассажирский на дальнее расстояние - слайд 6) – Для чего нужны такие поезда? (Перевозить пассажиров) – И последняя загадка - МУРАВЕЙ: Земля дрожит, силач бежит, Тянет он за собой Вагоны с углём и бензин дорогой. (Товарный поезд - слайд 7) – Для чего нужны такие поезда? (Перевозить товар, грузы) - А электричка, пассажирский и товарный поезда, их к чему можно отнести, к наземному или подземному транспорту? (к наземному) 3. Работа с текстом учебника – Давайте проверим, правильно ли мы определили назначение пассажирских поездов. Откройте учебники на с.90 к с.62. – Прочитайте текст – все палец, читает… | Высказывают свои мнения, предположения, то есть ответы детей. | Умение разгадывать загадки, находить точные ответы в тексте. | Познавательные УУД: - умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли полно и точно. Личностные УУД: - проявлять эмоционально - положительное отношения к предмету. |
6. Закрепление знаний. | Закрепить новый материал. Связать новый материал с математическими задачами: 1. нахождение суммы, 2. на сравнение, с целью закрепления ранее полученных знаний. | Организует работу в парах, работу с учебником, с рабочей тетрадью. Музыкотерапия. Организует устные задачи | – Давайте вернёмся к вопросу: на каком же поезде поедет Муравьишка на дачу? (На электричке - слайд 8) цифра 2 – На каком поезде поедет Черепашка в музей? (Поезд метро) цифра 4 – Летом, возможно, кто-то из вас поедет с родителями отдыхать к морю. На каком поезде вы отправитесь? (Поезд пассажирский, дальнего следования) цифра 1 – Ребята, а чем отличаются вагоны пассажирских и товарных поездов? (Ответы учащихся – в вагонах пассажирских – пассажиры, в товарных – товар, грузы.) _____________________________________4. Работа в парах. – А как же устроена железная дорога? Подумайте об этом, порассуждайте в парах. (Ответы учащихся: рельсы, шпалы - слайды 9) 5. Работа с учебником. – Рассмотрите схему на с. 91 к с.62 (слайд 10) – Какие слова вам непонятны? (Эстакада, туннель, шлагбаум – слайды 11, 12, 13) 6. Работа с учебником. История железной дороги. – Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная дорога, как они выглядят. А знаете ли вы, когда появилась первая железная дорога? – давайте прочитаем текст на с.63. («Знаете ли вы, что…. - читает) слайд 14 «САПСАНЫ» 7. Рассказ учителя. Посмотрите на картинку слева. (слайд 15) – В России первый паровоз был изобретен мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном). Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн. Сравнивая картинки, мы видим, как изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы. 8. Самостоятельная Работа в тетради. Взаимопроверка. Взаимооценка. – Откройте с.42. Что здесь изображено? (Локомотивы.) – Для чего локомотив нужен поезду? (Это силач, который тянет за собой вагоны) – А чего здесь не хватает? (вагонов) – Возьмите картинки в конвертиках и соберите поезда с помощью клея… ЗВУЧИТ МУЗЫКА «ГОЛУБОЙ ВАГОН» …убавить Поменялись тетрадями. – Сверьтесь с эталоном. (Слайд 16) Проверьте работу своего соседа по парте. Оцените его работу с помощью «смайлика». – Итак, чем отличаются пассажирские поезда от товарных? (разные вагоны) Учитель: Глядя на эти вагоны, не могу вспомнить о царице наук – математике, я предлагаю устно решить задачки: 1. Товарных вагонов – 7, а пассажирских – 4. Сколько всего вагонов? (7 + 4 = 11) 2. Товарных вагонов – 7, а пассажирских – 4. На сколько пассажирских вагонов меньше, чем товарных? (7 – 4 = 3, на 3) Как узнали? Правило: Чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше надо из большего числа вычесть меньшее. МАЛЕНЬКАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – с места учитель: Паровоз дудит: «Дуду!» «Я иду, иду, иду!» А колеса говорят: «Так-так-так, так-так-так!» 9. Знакомство с профессиями. – Ребята, а поезда сами по себе могут идут по рельсам? (НЕТ) Автомобилем управляет шофёр, а кто ведёт поезда? Люди каких профессий заняты на железной дороге? (Слайд 17): проводники и машинисты: 1.Машинист Много дел у машинистов, Возит он из края в край Мед душистый, мех пушистый, Книжки, овощи и чай! 2.Проводницы От столицы до границы Мчат по рельсам поезда. А в вагонах – проводницы: Жизнь их – вечная езда! - Мы живём в городе Самара, в котором находится крупная узловая железнодорожная станция (слайд 18). Оттуда идут поезда в разных направлениях. Есть железнодорожный вокзал и другие подразделения. 10. Рекомендации: К следующему уроку я рекомендую Вам прочитать текст по нашей теме на с.62, 63, 90 пересказать вывод, ответить на вопросы к тексту, нарисовать железную дорогу в тетради на с. 43. А ещё великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (ФОТО слайд 19) в честь первой железной дороги написал в 1840 году песню, которая называется «Попутная». С помощью интернета с родителями послушайте эту песню. | Высказывают свои мнения, предположения, то есть ответы детей. | Умение работать в парах, с учебником, с рабочей тетрадью, умение отвечать на поставленные вопросы. Умение устно решать задачи, находить закономерность. | Познавательные УУД: - формулировать правило на основе выделения существенных признаков; - строить логическую цепь рассуждений;
Регулятивные УУД: - оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий; - вносить соответствующие коррективы. |
7. Рефлексия. | Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Проводит рефлексию. | (слайд 20) Итак: – Зачем люди создают поезда? (Для того, чтобы перевозить пассажиров и грузы) – Какие бывают поезда? (наземные - электричка, пассажирский и товарный; подземный – метро) – Как устроена железная дорога? (рельсы, шпалы, туннели, эстакады, шлагбаум…) - С какими профессиями мы познакомились? (машинист, проводник) – Оцените свои достижения на уроке (смайлики) | Оценивают себя. | Умение адекватно оценивать свой труд. | Регулятивные УУД: - учиться оценивать результаты своей работы. Личностные УУД: - адекватно оценивать свои возможности. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |