Цели урока: Формировать представления младших школьников о зимних изменениях в неживой и живой природе;
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Планируемые результаты |
Организация начала урока. - Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Я хочу узнать какое у вас сейчас настроение. Поднимите смайлик который соответствует вашему настроению. Очень хорошо у всех хорошее настроение. Я думаю, у нас всё получится на уроке. | Дети настраиваются на работу. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний.
- А вот о чём мы сегодня будем говорить на уроке, узнаете из загадки:
Снег на полях, лёд на реках, Вьюга гуляет, когда это бывает?
- Итак, о чем будем говорить на уроке? Правильно, о зиме, о зимних изменениях в природе. | Отгадывают загадку | Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста. |
Работа над новым материалом с использованием презентации « В гости к зиме». А какие зимние месяцы вы знаете? Назовите. Слайд 2. «Неживая и живая природа». - Какая бывает природа? Посмотрите внимательно на фотографию какие объекты неживой природы могут заинтересовать нас зимой? - О чём мы будем говорить, рассматривая живую природу зимой? | Фронтальная работа Высказывают свои пред-положения на проблемный вопрос учителя | Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
Слайд 3. «Изменения в неживой природе». - Ребята, а скажите , какая температура воздуха бывает обычно зимой? - А какие осадки выпадают зимой? - А что можно сказать о положении солнца? - Что происходит с реками, озёрами, прудами?
Дети, зима – самое холодное время года. Температура опускается ниже нуля градусов. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе, поэтому дни самые короткие, а ночи самые длинные. Замерзает почва и водоёмы. Осадки выпадают в основном в виде снега, поэтому земля покрывается снежным покровом. | Формулируют выводы наблюдений. Высказывают свое мнение, называют объекты неживой природы. | Познавательные: умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы;формируем умение устанавливать аналогии. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
Слайд 4. «Зимние явления в природе». А сейчас мы поработаем по группам. Ребята у вас на столе лежат карточки с определениями. Давайте посмотрим на фотографии и расскажем, какие явления природы можно наблюдать зимой?
- Что это за явление? (фото 1) Снегопад – выпадение снега из облаков. Сильные снегопады зачастую приводят к заносам на дорогах, повреждению строений. - Что это за явление? (фото 2)
Позёмка – самая слабая метель. Снег не поднимается. Снежные струйки стелятся над поверхностью снежного покрова до высоты 30 см. - Что это за явление? (фото 3)
Метель - перенос снега над поверхностью земли сильным ветром. Метель, вьюга, буран, пурга – все эти понятия относятся к одному и тому же явлению. - Что это за явление? (фото 4)
Бывает, что зимой температура поднимается выше нуля градусов, пригревает солнце, снег начинает подтаивать, становится влажным. Это оттепель. - Что это за явление? (фото 5)
Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег затем замерзают. Так на дорогах образуется гололедица Гололёд – это лёд на проводах, ветках, заборах. - Что это за явление? (фото 6)
Очень часто на деревьях, проводах образуется пушистая снежная бахрома. Это изморозь. |
Работа в парах | Личностные: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, понятия. Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Слайд 5. «Что такое снег?» - А теперь послушайте загадку: Он летает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. Он на солнышке – румяный, под луной он – голубой. Он за ворот и в карманы залезает нам с тобой. Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь. Раскидай его лопатой, что же это, ты ответь!
- И сейчас мы поговорим о снеге. - Ребята а можете ответить на вопрос, что такое снег? - Кто из вас знает, как образуются снежинки? - Маленькие льдинки образуются высоко в небе из пара. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие снежинки. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в белые плотные шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа. Иногда они лепятся друг к другу и образуют хлопья. - А почему хрустит снег под ногами? - Это ломаются лучики и звездочки у снежинок. - Что вы ещё знаете о снежинках? (они не похожи друг на друга) Снежинки состоят на 95% из воздуха, поэтому так медленно падают. | Отгадывают загадку, формулируют выводы наблюдений, рассказывают об образовании снежинок | Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.
Регулятивные: умение осуществлять личностную рефлексию |
4. Физминутка. Ребята, я думаю, что пришло время отдохнуть. Внимательно смотрим ЗА СНЕЖИНКОЙ. Отдохнули? А теперь продолжим наш урок - Ребята, давайте ответим на вопрос какую роль выполняет снег в жизни растений? Снег для травянистых растений всё равно, что тёплое одеяло. Снег укрывает и корни деревьев, защищая их от морозов. | Ребята выполняют движения для глаз | |
Слайд 6. «Растения зимой».
- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений. Давайте ответим на вопрос как зимуют лиственные деревья, хвойные деревья? - Как зимуют с кустарниками? - Что происходит с травами?
Лиственные деревья сбросили листву, хвойные деревья остались зелёными, кустарники сбросили листву, . Дети ,а вы любите тайны? Одну из тайн я вам и расскажу некоторые травы пожелтели вы правы, а вот некоторые зимуют под снегом зелёными -земляника, рожь озимая, пшеница озимая). |
Делятся результатами своих наблюдений. | |
Слайд 7. «Что это за дерево?»
А следующий вопрос который я хочу задать вам это - Как определить зимой, какое это дерево? Фото 1 – сосна, фото 2 – липа, фото 3 – ель, фото 4 – клён, фото 5 – берёза, фото 6 – дуб. | | |
Слайд 8. «Зима в жизни зверей». Ну вот, ребята, мы и до леса добрались . А о каких секретах живого мира он поведает нам мы и узнаем. Дети, зима – трудный период в жизни зверей. - Сравните, как выглядят некоторые звери летом и зимой и ответьте на вопрос, как приспосабливаются звери к морозам; к снегу? С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой. - Зимой трудно найти корм. Рассмотрим, как по-разному животные приспосабливаются к жизни в тяжёлых зимних условиях.
А сейчас мы поработаем по группам. Каждая группа подготовит сообщение. Итак 1 группа подготовит сообщение на тему: «Звери, которые делают запасы». 2 группа«Звери, которые ищут корм». 3 группа . «Звери, которые зимой спят». Перед вами лежат конверты. Прочитайте текст. вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. |
Работа в группам Выступают с подготовленными сообщениями о жизни диких животных зимой ) |
Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование, прогнозирование; |
Слайд 9. «Звери, которые делают запасы». - О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами 1 группы. А о ком будет первое сообщение, вы догадаетесь сами, отгадав загадку. - Отгадайте, что за зверь. Кто соперничал красой с рыжей модницей лисой? Хоть немного ниже ростом, прокормиться ей непросто. Запасает впрок орешки, жёлуди и сыроежки. (белка) - Как изменяется шерсть у белки с приходом зимы? - Как белка готовится к зиме? Белка летом готовится к зиме, несколько килограммов орехов и грибов запасает она, причём среди них не бывает ни одного гнилого.К зиме белка меняет рыжую шерсть на серую, незаметную среди стволов деревьев. Еловую шишку белка распотрошит за 3 минуты, а сосновую за минуту.
- Отгадайте, что за зверь. Зверьки малы, шубки у них серы, Хвосты длинны, глазки черны, зубки остры. (мыши) - Где живут зимой мыши? - Чем питаются? Зимой мыши почти всё время проводят под снегом. Снег защищает их от врагов и от холода. Под снегом зверьки роют ходы, в которых отыскивают корм: жёлуди, орехи, зелёную траву, ветки. Ребята, давайте оценим работу 1 группы с помощью смайликов. | | |
Слайд 10. «Звери, которые ищут корм». А о ком будет следующее сообщение вы догадаетесь, отгадав загадки А теперь послушаем ребят 2 группы - Отгадайте, что за зверь. Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живёт, кур крадёт. (лиса) - Как изменилась шерсть лисы зимой? - Что зимой ест лиса? Лиса охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. К добыче подкрадывается незаметно, а потом бросается на неё неожиданно. Под снегом лиса выслеживает мышей. Во время сильных морозов и непогоды лиса ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом. - Отгадайте, что за зверь. Прыгун – трусишка, хвост – коротышка, Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки, Одёжка в два цвета – на зиму, на лето.(заяц) - Как меняется шерсть зайца зимой? - Чем питается заяц зимой? Почему не делает запасы? Зайцы питаются веточками осины, берёзы, клёна, дуба, орешника. С толстых веток сгрызают кору. Могут есть и сухую траву. В сильные морозы зайцы роют в снегу глубокие норы. Спят, не закрывая глаза. От хищников их спасают Ребята, давайте оценим работу 2 группы с помощью смайликов. | | |
Слайд 11. «Звери, которые зимой спят». - Отгадайте, что за зверь. Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (медведь) - Что можете рассказать о зимней жизни медведя? Берлогу медведь устраивает в сухом месте. Лапу медведь не сосёт, а лижет.Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он не может долго спать, начинает ходить, искать себе пищу. Таких медведей называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном очень опасна для человека. - Кто из зверей ещё спит? В отличие от медведя барсук просыпается – поест своих запасов и снова засыпает. Нора у него в сухом месте, глубокая и широкая.
Ребята, давайте оценим работу 3 группы с помощью смайликов.
- Сейчас нам предстоит очень интересная работа
Необходимо расселить животных по домикам 1 группа .Домик №1 - животные, которые делают к зиме припасы. 2 группа. Домик №2 - животные, которые впадают в спячку. 3 группа. Домик №3 - животные, которые ищут пищу в природе. |
После работы в группе формулировка выводов |
Познавательные. умение делать умозаключения
|
Слайд 14. «Чьи это следы на снегу». - В зимнем лесу очень красиво и тихо. Может показаться, что нет ни одной живой души, но это не так. На белом снежном покрывале можно увидеть следы зверей. Давайте и мы попробуем угадать кому принадлежат следы на снегу Посмотрите на фотографии следов разных животных. Попробуйте угадать, какие следы принадлежат белке, вороне, зайцу, лосю, лисе, мышке? | | Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. |
Слайды 15, 16. «Птицы зимой». В лесу можно встретить не только растения и зверей, но и различных птиц. Вот о них мы и сейчас поговорим. - Ребята, как называются птицы, которые остаются зимовать? - Каких зимующих птиц вы знаете? Некоторые птицы держатся поближе к жилью человека. Отгадать, что это за птицы, вы сможете сделав следующее задание по карточке. - Чем питаются зимой птицы? Птицы зимой питаются семенами, плодами, почками деревьев, хвоей. - Что птицам страшнее холод или голод? | | |
Слайд 17. «Помогите птицам!» (Вывешивается кормушка) Беседа. - Ребята, что это? Правильно, это кормушка. А для кого она предназначена? В какое время года мы вывешиваем кормушки? Зачем? - Правильно, птицам страшнее всего не морозы, а голод. Если у птиц будет много корма, то им не страшна холодная зима. - Как человек может помочь птицам? Зимой птицам приходится трудно. Когда земля покрывается снегом, птицам трудно найти корм, поэтому только люди могут им помочь пережить холодную зиму.
Подведение итогов. Рефлексия. - Что нового вы узнали? - Что было особенно интересно? - Какое задание было самое интересное? - Что вас удивило на уроке? Оцените свою работу на уроке. | Работают с информацией; участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Ребята оценивают свою работу на уроке, поднимают снежинки. | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения |