СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОПК в 4 классе "Милосердие. Кто мой ближний?"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: организовать деятельность учащихся по осмыслению понятия «милосердие и сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОПК в 4 классе "Милосердие. Кто мой ближний?"»

Муниципальное образовательное учреждение

Акатьевская основная общеобразовательная школа









Открытый урок

по «Основам православной культуры»

в 4 классе

Тема урока: «Милосердие и сострадание»

Учитель: Воробьева Евгения Петровна














Коломна г.о.

2019 год


Тема: Милосердие и сострадание.

Цель: организовать деятельность учащихся по осмыслению понятия «милосердие и сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Задачи урока:

  1. Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня».

  2. Способствовать развитию мыслительной деятельности, расширению кругозора, укреплению веры в жизни человека.

  3. Содействовать воспитанию личности, способной сострадать, творить добро, быть милосердной.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с притчей о добром самарянине;

- узнают, что такое милосердие и сострадание

Метапредметные:

- познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы;

- регулятивные: формулируют, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия; удерживают цель деятельности до получения её результата;

- коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям культурного общения.

Личностные: высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение к процессу познания, знают моральные нормы и умеют проявлять доброжелательность и сострадание к людям, желание быть милосердным и терпимым к окружающим.

Основные понятияМилосердие. Ближний. Добрые дела. Добродетели.

Оборудование: учебник «Основы православной культуры» Л.Л. Шевченко; толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; сердечко из картона; маленькие сердечки (для рефлексии)


1.Организационный этап. 

- Добрый день всем! Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Сегодня у нас необычный урок, много гостей, повернитесь и поздоровайтесь с ними и подарите им свои улыбки!

- А теперь тихонько садитесь на свои места.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Устный опрос:

-Ребята, с чем мы с вами познакомились на прошлом занятии? (С заповедями.)


-Что такое заповеди? (Законы (правила) жизни.) Сколько их? (10)

- Кто их дал людям? (Бог.)

Где это произошло и как? (На горе Синай. Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня к народу.)


- А для чего Бог дал людям заповеди? (Они учат различать добро от зла. Выполнение заповедей дает человеку душевный покой, приближает его к Богу.)


- Давайте вспомним заповеди по вашим рисункам, которые вы нарисовали дома, я буду показывать вам рисунок, а вы называйте заповедь. У кого рисунки получились наиболее удачными? Вы все молодцы! (Перечисляют заповеди. Дети показывают рисунки и называют заповеди.)

Слайд 2

2. Прослушивание песни-притчи “Окно” Светланы Копыловой.

- А сейчас я предлагаю вам прослушать песню-притчу «Окно» в исполнении Светланы Копыловой и подумать о её смысле.

- Что такое притча? (Притча – краткий поучительный рассказ.)


3. Беседа по притче

- Кто из больных, по- вашему мнению, нарушил заповеди? (Тот, кто лежал у стены.)


- Какую? (Не завидуй.)

- К чему это привело? (К смерти другого человека.)

- Как можно назвать поступок больного, который не видел? (Добрым, милосердным.)


-Чего не хватило человеку, который не помог умирающему больному? (Сострадания.)



3. Формулирование темы и целей урока.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании.)


- Сформулируйте тему урока. (Тема урока: «Милосердие и сострадание».)


- Верно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие и сострадание».

- Сегодня мы с вами постараемся понять:

Что такое милосердие? Что такое сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании? Вы узнаете:

- Кого называют «ближним».

- Как христианин должен относиться к людям.


4. «Открытие» нового знания.

- Откройте ваши рабочие тетради. Запишите, число и тему нашего урока.


- Какую цель поставим перед собой? (Учиться милосердию и состраданию. )


- Для чего надо знать эту тему? (Чтобы быть милосердными, добрыми людьми.)


Словарная работа. Работа со словарями.

- Ребята, как вы понимаете значение слов «милосердие» и «сострадание».

- Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка Сергея Ивановича Ожегова, Владимира Ивановича Даля.


Работаем по группам: 1 группа находит значение слова «милосердие», 2 группа– значение слова «сострадание». Зачитайте значения слов.

В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

Сострадание - способность переживать боль другого человека, как свою собственную.

- Запишите значение этих слов в тетрадь.

- Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Слайд 4,5,6

- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания?

- Молодцы! Верно! Любовь.


Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.


  1. Физкультминутка


6. Притча о добром самарянине. Осмысление понятия «ближний».

- Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии и сказал:

«ИСПОЛНИ ЭТИ ПРАВИЛА И БУДЕШЬ СЧАСТЛИВЫМ!»

- Однажды его спросили, а какая самая главная среди заповедей.

- Как вы думаете, что ответил Иисус Христос?

Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя».

Слайд 7

И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?».

-Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.

-Ребята, а вы знаете кто такой самарянин? А ближний?

- Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам познакомиться с притчей.

Работа с учебником с.40-41. (чтение притчи)

Беседа по притче

- Кто же такой добрый самарянин? (Добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь.)


- А кто ближний? Запишите себе в тетрадь. (Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи.) Слайд 8

- Что же означает притча Христа? (Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 41)

Чему учит эта притча? (Помогать ближнему).


Смотрим: Милосердный самарянин. Илл. .34-35

- Скажите, а можно ли научиться милосердию?

- А что для этого нужно?

Почему нужно делать добрые дела? Потому что в этом заключается смысл жизни.

Игра “Собери пословицу”. Работа в парах.

- Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах.

- Давайте вспомним некоторые из них.

-У вас на столах лежат листочки, где написаны половинки пословиц. Вам нужно найти свою пару к каждой из них, соединив стрелкой.

Добро помни… два века живёт

Доброе дело… добру и учит.

Добрый человек … а зло забывай.

Игра «Сердечко»

Предлагаю поиграть в игру. Вот у меня сердечко. Его нужно передавать друг другу и называть добрые дела, которые совершали.

Запомните, что добрые дела, которые вы совершаете со временем изменят ваше сердце, сделают его более человечным и милосердным. Помните правило бумеранга: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.


«Цветок милосердия» (на примере сказки «Цветик – семицветик»)


7. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания.


- Вот и подходит к концу наш урок, пора подвести его итоги.

-О чём мы сегодня с вами говорили?

- Какую цель ставили на уроке? Достигли ли мы этой цели?

- Над чем заставил задуматься этот урок? В чем они проявляются?

Кто в них нуждается?


Вы у меня молодцы!

Рефлексия

Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Надеюсь, что этот урок оставит в вашем сердце только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. А теперь вы покажите ваше отношение к этому уроку.

Возьмите маленькие сердечки и прикрепите к той надписи, которая вам подходит.

(На доске 3 записи:

Урок понравился, было интересно

Было скучно, неинтересно

Много узнал, хочу узнать больше)


Домашнее задание


Прочитать 2 стихотворения на с.41-42, сравнить их и ответить на вопросы







ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ.

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей

2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.