Муниципальное образовательное учреждение
Акатьевская основная общеобразовательная школа
Открытый урок
по «Основам православной культуры»
в 4 классе
Тема урока: «Милосердие и сострадание»
Учитель: Воробьева Евгения Петровна
Коломна г.о.
2019 год
Тема: Милосердие и сострадание.
Цель: организовать деятельность учащихся по осмыслению понятия «милосердие и сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.
Задачи урока:
Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня».
Способствовать развитию мыслительной деятельности, расширению кругозора, укреплению веры в жизни человека.
Содействовать воспитанию личности, способной сострадать, творить добро, быть милосердной.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомятся с притчей о добром самарянине;
- узнают, что такое милосердие и сострадание
Метапредметные:
- познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы;
- регулятивные: формулируют, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия; удерживают цель деятельности до получения её результата;
- коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям культурного общения.
Личностные: высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение к процессу познания, знают моральные нормы и умеют проявлять доброжелательность и сострадание к людям, желание быть милосердным и терпимым к окружающим.
Основные понятия: Милосердие. Ближний. Добрые дела. Добродетели.
Оборудование: учебник «Основы православной культуры» Л.Л. Шевченко; толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; сердечко из картона; маленькие сердечки (для рефлексии)
1.Организационный этап.
- Добрый день всем! Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Сегодня у нас необычный урок, много гостей, повернитесь и поздоровайтесь с ними и подарите им свои улыбки!
- А теперь тихонько садитесь на свои места.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1. Устный опрос:
-Ребята, с чем мы с вами познакомились на прошлом занятии? (С заповедями.)
-Что такое заповеди? (Законы (правила) жизни.) Сколько их? (10)
- Кто их дал людям? (Бог.)
Где это произошло и как? (На горе Синай. Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня к народу.)
- А для чего Бог дал людям заповеди? (Они учат различать добро от зла. Выполнение заповедей дает человеку душевный покой, приближает его к Богу.)
- Давайте вспомним заповеди по вашим рисункам, которые вы нарисовали дома, я буду показывать вам рисунок, а вы называйте заповедь. У кого рисунки получились наиболее удачными? Вы все молодцы! (Перечисляют заповеди. Дети показывают рисунки и называют заповеди.)
Слайд 2
2. Прослушивание песни-притчи “Окно” Светланы Копыловой.
- А сейчас я предлагаю вам прослушать песню-притчу «Окно» в исполнении Светланы Копыловой и подумать о её смысле.
- Что такое притча? (Притча – краткий поучительный рассказ.)
3. Беседа по притче
- Кто из больных, по- вашему мнению, нарушил заповеди? (Тот, кто лежал у стены.)
- Какую? (Не завидуй.)
- К чему это привело? (К смерти другого человека.)
- Как можно назвать поступок больного, который не видел? (Добрым, милосердным.)
-Чего не хватило человеку, который не помог умирающему больному? (Сострадания.)
3. Формулирование темы и целей урока.
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании.)
- Сформулируйте тему урока. (Тема урока: «Милосердие и сострадание».)
- Верно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие и сострадание».
- Сегодня мы с вами постараемся понять:
Что такое милосердие? Что такое сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании? Вы узнаете:
- Кого называют «ближним».
- Как христианин должен относиться к людям.
4. «Открытие» нового знания.
- Откройте ваши рабочие тетради. Запишите, число и тему нашего урока.
- Какую цель поставим перед собой? (Учиться милосердию и состраданию. )
- Для чего надо знать эту тему? (Чтобы быть милосердными, добрыми людьми.)
Словарная работа. Работа со словарями.
- Ребята, как вы понимаете значение слов «милосердие» и «сострадание».
- Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка Сергея Ивановича Ожегова, Владимира Ивановича Даля.
Работаем по группам: 1 группа находит значение слова «милосердие», 2 группа– значение слова «сострадание». Зачитайте значения слов.
В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».
С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
Сострадание - способность переживать боль другого человека, как свою собственную.
- Запишите значение этих слов в тетрадь.
- Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Слайд 4,5,6
- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания?
- Молодцы! Верно! Любовь.
Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.
Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
Физкультминутка
6. Притча о добром самарянине. Осмысление понятия «ближний».
- Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии и сказал:
«ИСПОЛНИ ЭТИ ПРАВИЛА И БУДЕШЬ СЧАСТЛИВЫМ!»
- Однажды его спросили, а какая самая главная среди заповедей.
- Как вы думаете, что ответил Иисус Христос?
Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя».
Слайд 7
И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?».
-Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.
-Ребята, а вы знаете кто такой самарянин? А ближний?
- Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам познакомиться с притчей.
Работа с учебником с.40-41. (чтение притчи)
Беседа по притче
- Кто же такой добрый самарянин? (Добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь.)
- А кто ближний? Запишите себе в тетрадь. (Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи.) Слайд 8
- Что же означает притча Христа? (Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 41)
Чему учит эта притча? (Помогать ближнему).
Смотрим: Милосердный самарянин. Илл. .34-35
- Скажите, а можно ли научиться милосердию?
- А что для этого нужно?
Почему нужно делать добрые дела? Потому что в этом заключается смысл жизни.
Игра “Собери пословицу”. Работа в парах.
- Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах.
- Давайте вспомним некоторые из них.
-У вас на столах лежат листочки, где написаны половинки пословиц. Вам нужно найти свою пару к каждой из них, соединив стрелкой.
Добро помни… два века живёт
Доброе дело… добру и учит.
Добрый человек … а зло забывай.
Игра «Сердечко»
Предлагаю поиграть в игру. Вот у меня сердечко. Его нужно передавать друг другу и называть добрые дела, которые совершали.
Запомните, что добрые дела, которые вы совершаете со временем изменят ваше сердце, сделают его более человечным и милосердным. Помните правило бумеранга: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.
«Цветок милосердия» (на примере сказки «Цветик – семицветик»)
7. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
- Вот и подходит к концу наш урок, пора подвести его итоги.
-О чём мы сегодня с вами говорили?
- Какую цель ставили на уроке? Достигли ли мы этой цели?
- Над чем заставил задуматься этот урок? В чем они проявляются?
Кто в них нуждается?
Вы у меня молодцы!
Рефлексия
Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Надеюсь, что этот урок оставит в вашем сердце только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. А теперь вы покажите ваше отношение к этому уроку.
Возьмите маленькие сердечки и прикрепите к той надписи, которая вам подходит.
(На доске 3 записи:
Урок понравился, было интересно
Было скучно, неинтересно
Много узнал, хочу узнать больше)
Домашнее задание
Прочитать 2 стихотворения на с.41-42, сравнить их и ответить на вопросы
ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ.
1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей
2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.
6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.