Цели урока:
Обучающая: проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе; формировать умения характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала; донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает;
Развивающая: привить навыки передачи личностного восприятия; развить умения выделять главное; формировать умения выразительного и осмысленного чтения;
Воспитывающая: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитывать нравственные начала; прививать культуру умственного труда.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование:
Иллюстрации к произведению.
Кроссворд (сетка);
Репродукция Натальи Нестеровой “Распятие”;
Эпиграф:
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»
Ф.М.Достоевский.
Ход урока.
1. Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к активизации, сознательному усвоению знаний.
В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей», в который вошла повесть «Шинель». Обратите внимание на эпиграф к уроку, который стал афоризмом. Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели? Мне кажется, что Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины 19 века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании пространства и человека, художественных деталей и символов, типичного и индивидуального – все это мы видим в повести Гоголя «Шинель». Тема нашего урока "С днем рождения, Акакий Акакиевич!" И сегодня на уроке мы все вместе проследим традицию изображения “маленького” человека в русской литературе, ее развитие в повести Гоголя «Шинель», поближе познакомимся с главным героем повести Н.В.Гоголя «Шинель», постараемся ответить на вопросы:
-Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?
- А как должно быть в жизни?
Но вас , наверное, удивило название урока. Многие удивились, почему с днем рождения? Ведь сейчас январь, а день рождения Акакия Акакиевича… Когда? Но я думаю, что нет ничего страшного в том, что мы поздравим нашего героя заранее. Итак, как вы ответили, Акакий Башмачкин родился, по утверждению автора, “против ночи, если мне не изменяет память, на 23 марта”. И дожил сегодня до очередного дня рождения… Удивительная, странная дата. Гоголь упоминает о ней на первой же странице знаменитой повести. Почему-то даже эта деталь кажется писателю важной в описании героя. А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”. (Демонстрирует портреты Башмачкина на доске). Это снаружи. А что внутри? Сегодня, когда мы с вами отмечаем день рождения Акакия Акакиевича, мне хочется, чтобы вы взглянули на него “простым глазом” - по известному совету Чехова брату, и увидели не только то, что очевидно. У Гоголя все гораздо сложнее…
Девушки, а вы любите праздновать Дни Рождения? С чем у вас ассоциируется этот праздник? (Ответы примерно однозначны).
Но сегодня у нас будет особенный “День Рождения” - на нем не будет именинника… Зато, как положено, будут гости и, конечно, будут подарки.
3.Этап усвоения новых знаний.
1. Вы должны были прочитать повесть, и сейчас мы отгадаем кроссворд, который отразит ваше знание текста – это будет наш первый подарок Акакию Акакиевичу.
Кроссворд:
По вертикали:
9. ГУМАНИЗМ.
По горизонтали:
Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды)
Место действия повести; (Петербург)
Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; (Муха)
Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)
Подруга жизни Башмачкина; (Шинель)
Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)
Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)
В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)
Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?
(Гуманизм. Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений)
2. Аналитическая работа с текстом повести:
А теперь обратимся к самой повести.
Говорят… впрочем, что говорят, перескажет нам….(Заранее подготовленная ученица пересказывает отрывок из воспоминаний Анненского, что в Петербурге ходил анекдот о мелком чиновнике, страстном любители охоты, который долго копил деньги на хорошее ружье, отказывая себе во всем, купил его и сразу же отправился на охоту. Но ветвями тростника ружье стащило с лодки, и оно утонуло. Бедный чиновник, вернувшись домой, слег в жестокой горячке. Сослуживцы пожалели товарища, собрали деньги и купили бедняге новое ружье). Кто знает, может быть Гоголь взял за основу своей повести именно этот случай.
-В чем сюжет «Шинели»?
(Сюжет прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу.)
- Какова главная тема повести “Шинель”?
(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.)
- В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”?
(Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”. А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).
- Как подчеркивается типичность героя и ситуации?
(“…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников. )
- Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.
Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…
3. Элемент драматической постановки:
Девушки, к нам пожаловали гости. Давайте послушаем самого Акакия Акакиевича, его рассказ о себе.
Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие. Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо. Никогда я обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг…
А сейчас вы услышите мнение «молодого человека» о нашем герое, который служит в том же департаменте, что и Башмачкин.
В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…
- Встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича? “Дважды незлобивый” - есть ли такие люди сегодня?
- Как вы понимаете слова “Я брат твой!”?
- Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?
(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. А у многих людей, славно воспользовавшихся новыми российскими условиями, сегодня возможности опережают потребности. Например, нет потребности идти в театр, но есть возможность купить дорогой билет, похвастаться этим перед окружающими, - и он туда идет… Хотя это ничего ему не дает в духовном плане. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много. Такой тип присутствует в каждом человеке, только люди иногда теряют свою внутреннюю память, заболевают высокомерием, спесью…)
- Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?
(Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).
- Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели?
(Что-то очень дурно устроено в мире, где люди – просто тихо помешанные, они стремятся к высшей цели, и эта цель – новая шинель. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение).
- В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?
(Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости).
- С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?
(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)
4. Этап закрепления новых знаний.
1.Психологический тренинг:
Попробуйте чуть-чуть побыть в роли бедного Башмачкина и возразить что-то Значительному лицу, попытайтесь донести свою боль и достучаться до его души. (Рано или поздно всем детям придется испытать на себе гнет бюрократической машины нашего общества, пусть попытаются доказать свою правоту. Необходимо только в роли Значительного лица представить учащегося твердого, решительного, “высокомерного”, лучше для этой роли подойдет старшеклассник).
2. Элемент драматической постановки:
Перед вами еще один гость - Значительное лицо, к которому обратился за помощью Акакий Акакиевич.
Значительное лицо: “Что вам угодно? (отрывисто и твердо) Что вы, милостивый государь, не знаете порядка? Куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде дать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил ее бы уже мне… Понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это? Я вас спрашиваю!
2-3 ученика пробуют себя в роли “просителей”.
- Легко ли быть просителем? Какие чувства вы испытывали, будучи в этой роли?
- Встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича?
- “Дважды незлобивый” - есть ли такие люди сегодня?
- Как вы понимаете слова “Я брат твой!”?
- Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?
(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. А у многих людей, славно воспользовавшихся новыми российскими условиями, сегодня возможности опережают потребности. Например, нет потребности идти в театр, но есть возможность купить дорогой билет, похвастаться этим перед окружающими, - и он туда идет… Хотя это ничего ему не дает в духовном плане. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много. Такой тип присутствует в каждом человеке, только люди иногда теряют свою внутреннюю память, заболевают высокомерием, спесью…)
- Что унесете вы сегодня с собой с урока?
- Чему научились?
- Над чем задумались?
3. Заключительное слово учителя:
4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Написать сочинение на тему: «Развитие темы «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».