Открытый урок по психологии
для начальной школы
Тема «Учусь общению»
Цель урока: получение новых знаний, умений и навыков в области общения.
Задачи:
познакомить обучающихся с понятием «общения»;
изучить виды общения и способы их проявления;
развивать и закреплять умения и навыки правильного взаимодействия с другими людьми.
Каждого человека в течение жизни окружают множество людей. Давайте посмотрим на это только начатое солнышко, и попробуем назвать всех тех, кто вас окружает. (На доске прикрепляем фрагмент солнышка. Обучающиеся называют: знакомые, родители, одноклассники, другие взрослые, родственники, друзья, соседи, учителя…Психолог каждый раз добавляет по лучику - получается солнце.)
Что же объединяет нас с вами и всех людей вокруг? Действительно, это общение.
.
Ребята, а что же такое общение? Это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее.
Что же происходит в процессе общения? Чем обмениваются люди в процессе общения? Информацией и эмоциями.
Ребята, а все считают себя общительными людьми? Если человек общителен, то это еще не значит, что с ним приятно разговаривать. Но есть люди, которые своей общительностью надоедают каждому буквально с первых минут разговора. А вы приятный собеседник? (тест, приложение)
Для того чтобы знать, как правильно общаться, необходимо разбираться в том, что представляет собой общение. Давайте обратимся к определению. Общение – это связь между людьми, в ходе которой происходит обмен информацией и эмоциями, и проявляющаяся во взаимодействии, взаимопонимании, взаимовлиянии.
Какое же бывает общение?
Словесное общение:
Речь – основное средство общения. Содержание речи несет ту информацию, которую вы хотите передать: суть дела, отношение к нему. Чем яснее, доходчивее, выразительнее ваша речь, тем скорее вы добьетесь цели общения.
Интонация. Речь неотделима от интонации – сочетание тембра, громкости, высоты голоса и их чередования. Это ключ, с помощью которого открываются каналы восприятия, понимания, усвоения информации.
Эмоциональное общение:
Мимика – изучает движения мышц лица отражающих внутреннее эмоциональное состояние. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают человеческие эмоции: гнев, радость, печаль… Давайте попробуем определить какое эмоциональное состояние изображено на данных картинках по мимическим выражениям. (приложение 3)
Кинесика – исследует жестовые движение отдельных частей тела. Какие самые распространенные жесты вы знаете? (приветствия, прощания, угрозы, удовольствия, указания…)
Пантомимика – изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
Как вы думаете, к чему приводит отсутствие общения? Вспомните, когда вы себя чувствовали особенно одиноко? Что вы при этом чувствовали? (ответы детей)
Какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось общаться?
А теперь давайте немного поиграем.
Тренинг инструментальных умений.
1. Произнесите «Здравствуйте…» с оттенками интонации, выражающими: радость, страх, удивление, удовольствие.
2. Прочитайте текст («Однажды с студеную зимнюю пору …») : шепотом, с максимальной громкостью, как будто вы страшно замерзли, как будто у вас во рту горячая картошка.
3. Улыбнитесь, как улыбаются: очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, мать младенцу.
4. Сядьте, как сидят: наседка на гнезде, председатель экзаменационной комиссии, побитая собака, невеста на свадьбе.
Давайте разработаем правила эффективного общения (дети работают по рядам)
При встрече – вежливость, улыбку;
При выслушивании – интерес;
При обмене мнениями и споре – любезность.
Во время критики – сочувствие и такт.
«Хорошее настроение»
Для того чтобы общение приносило радость, дарило тепло и понимание, необходимы положительный тон, внимание и, конечно, хорошее настроение. (Дети рисуют хорошее настроение, пишут комплимент и дарят рисунок соседу по парте.
Рефлексия. Итог урока.