Тема: " Моя семья".
Цель:
формировать представления о своей семье как о людях, которые живут вместе, уточнить и обобщить знания о семье; формировать представления о составе семьи; закреплять умение выразительно декламировать стихи; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Материал:
силуэт дерева из картона, который прикреплён к доске; листья зелёного цвета из плотной бумаги с наклеенными на них фотографиями родных; цветы, вырезанные из плотной бумаги с наклеенными на них фотографиями детей, 7 цветных полосок - цвета радуги, 7 букв Я.
Ход урока
1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика.
Зарядка.
Бабушка тёплые варежки свяжет.
Бабушка вечером сказки расскажет.
Слушать её мы готовы часами.
Что позабудет – подскажем ей сами.
2. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, тему которого вы мне поможете назвать, когда разгадаете кроссворд. У меня есть цветные карандаши. (Учитель показывает карандаш красного цвета, дети называют, с чем они ассоциируют красный цвет).
Красный Я - мак, огонь
оранжевый Я - морковь, апельсин
жёлтый Я - цыплёнок, солнце
зелёный Я - трава, листва
голубой Я - небо
синий Я - море, колокольчик
фиолетовый Я - слива, баклажан
- Ребята, что же у нас получилось? РАДУГА! Сколько цветов радуги? - 7. Добавьте букву Я. Что получилось?
С Е М Ь Я.
- Тема нашего урока " Моя семья".
3. Работа по теме.
-Как вы думаете: что такое семья?
(Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково).
- Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев, сестёр. Это наши родные, родственники, родня.
ребёнок:
Раз, два, три, четыре,
Кто живёт в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу пересчитать.
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, щенок и я-
Вот и вся моя семья!
- Как вы думаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня? (Ответы).
-Это стихотворение шуточное. Не все персонажи стихотворения являются членами одной семьи. Мама, папа, сестрёнка, братишка- это родня. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами семьи. Кошка Мурка, два котёнка и щегол могут считаться членами семьи. Они не люди, поэтому не являются родственниками герою стихотворения.
-Как вы думаете, все семьи одинаковые? Или они разные? (Все семьи разные. Есть большие и маленькие семьи. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они живут в разных домах, в разных квартирах).
Физминутка.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш!
Зовут его Ванюша!
-У Ванюши дружная, сплоченная семья, потому что все пальчики собрались вместе, в кулачёк. Какой должна быть семья? Подберите слова признаки к слову " семья".
(Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая).
4. Рассматривание картинки " Семья".
ребёнок:
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я.
Мы называемся вместе "семья".
Обсуждение иллюстрации. Вопросы:
- Кого вы видите на картине?
-Как назвать всех этих людей одним словом?
-Чем они отличаются друг от друга?
-Кто старше, кто младше?
-Как вы думаете, эта семья счастливая?
-Кто хочет рассказать о своей семье?
(Рассказы детей о своей семье).
-Посмотрите, у нас выросло дерево, на ветках цветочки с вашими фотографиями - в народе говорят: "дети это цветы жизни". Ребёнок в семье- это радость и счастье. Рядом с цветочками листики - это ваша семья. Теперь мы знаем, сколько человек у каждого у вас в семье и как они выглядят.
5. Рефлексия.
-Ребята, вы каждый день приходите в школу, к себе в класс, и какое- то время находитесь здесь. Мы друг друга любим, уважаем. Этим мы похожи на семью. Если вы согласны со мной, то приклейте свои сердечки вверху, а кто не согласен, наклейте внизу.
6. Итог. Круг радости.
Как хорошо, что есть Семья!
И у меня! И у тебя!
У птиц, и рыбок, и зверей!
У взрослых есть!
И у детей!