СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку»

Русский язык. Урок № 100 4 класс 07.02.

Тема: Чем изучающее чтение отличается от ознакомительного чтения. Написание текста по репродукции картины И. Грабаря "Февральская лазурь"

Цели:

Обучающая – подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь": научить обучающихся пользоваться определёнными группами слов, научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах.

Развивающая — развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.

Воспитывающая — воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе; воспитание чувства красоты, интереса к живописи, музыке.

Оборудование урока: репродукция с картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь";  презентация «Подготовка к написанию сочинения по картине», "Времена года" П. И. Чайковского (музыкальная пьеса «Февраль. Масленица»); карточки для индивидуальной и групповой работы, портрет Грабаря

Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство

Тип урока: урок развития речи

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Технологии: технология сотрудничества, групповая работа, ИКТ

Эпиграф: Любовь к природе – один из вернейших признаков любви к своей Родине (К. Паустовский).

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Звучит музыка, на слайде репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

(Продолжает тихо звучать музыка)



-Я приглашаю вас в февральский лес.

А помогут нам в этом стихотворения русских поэтов о природе, репродукции картин известных художников- пейзажистов, а также прекрасная музыка П. И. Чайковского.


Морозный день… Зато над головою
В переплетенье сучьев, в черной сетке,
Стекая по стволам, по каждой ветке
Висит лавиной небо голубое.

И верится: вот-вот весна начнется.
И чудится: она уже явилась.
И ни один сучок не покачнется,
Чтоб небо невзначай не обвалилось.

-Какие чувства пробуждает у нас стихотворение Валентина Берестова? (Чувство радости, бодрости.)

3. Целеполагание.

-Как вы уже догадались у нас сегодня урок развития речи.

-Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»

(Портрет художника на доске).

-Какие цели мы с вами можем поставить на сегодняшний урок? (Описать содержание картины и передать то, что хотел показать художник зрителю. Показать свой запас слов, показать культуру своей речи)

4. Восприятие.

Игорь Эммануилович Грабарь (1881 – 1960)- известный художник-пейзажист.

"Февральская лазурь" - одна из лучших картин художника.


В старину февраль называли  ветродуй. Как вы думаете, почему его так называли? В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.

Лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли его Бокогреем. 

Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.

Чтобы понять идею картины, что двигало художником, нужно обратиться к истории её создания.


А писал ее И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна. «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу". Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать "хоть десятую долю этой красоты". На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой "Февральской лазурью". Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал "Февральскую лазурь" "с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона, вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая... утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления".


-Что же такое «лазурь»? Обратимся к толковому словарю. (Светло-синий цвет, в словаре помечено – устаревшее слово.)

-«Февральская лазурь» - самый известный пейзаж Игоря Эммануиловича Грабаря.. А когда картиной любуешься в Третьяковской галерее, создаётся впечатление салюта, фейерверка! Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж.


-Вам предстоит создать художественное описание. Слова какой части речи мы больше всего будем использовать в тексте-описании? (Прилагательные).

- художественное описание-это образное, эмоциональное изображение признаков, предметов, явлений, животных, человека с целью воздействия и с использованием средств выразительности.

Вы будете описывать пейзаж. Что такое пейзаж?(Пейзаж - изображение картины природы )

3. Словарная работа. (Работа с «Толковым словарем» С. И. Ожегова).

Лазоревое (небо) – сине-голубое;

жемчужные (березы) – белые;

коралловые ветки – ярко-красные;

сапфировые тени – синие или зеленые

-Найдите репродукцию на страницах картинной галереи нашего учебника. Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь впустить в своё сердце этот праздник света и цвета.

– Какое впечатление производит на вас эта картина? (Приятное, радостное, хочется долго смотреть на эту картину, потому что она красочная и понятная.)


Картина называется «Февральская лазурь». Почему художник выбрал это название?

- Потому что картина была написана в феврале.

— Как вы понимаете слово «лазурь»? Посмотрите в словаре.

- Это цвет: светло-синяя, голубая или светло-зеленая краска с сиреневатым оттенком.

— А какое небо на картине Грабаря?

- На картине лазоревое небо. Видно, художнику оно так понравилось, что он ввел в название картины слово, обозначающее краску — лазурь.

— Что нам помогает понять, что день, изображенный на картине, — солнечный?

- Сверкают стволы берез. На них тоже отблески солнца.

— Какими красками нарисованы ствол березы и веточки? Можно ли сказать, что они чисто белые?

- Нет, они с желтым, красноватым, оранжево-коричневым оттенками, потому что солнышко на них как бы играет.

— Какой день показал художник — холодный или теплый?

- На опушке лежит снег. Это зима, день должен быть холодный. Но уже пригревает солнышко. Так бывает ближе к весне, значит, день не морозный.

— А какими красками написал бы художник этот пейзаж, если бы хотел показать стужу?

-Он бы использовал серые и синие, темные краски.

- Ребята, такие цвета называются холодными. В картине преобладал бы холодный тон. А солнечные краски называются теплыми. На картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» сочетаются теплые и холодные тона.

— Подберите словосочетания (существительные с прилагательными), описывающие краски февральского солнечного дня. 1 ряд – «небо», 2 ряд- «снег», 3 ряд-«берёза».

Слова для справок: бирюзовый, лазоревый, лиловый, жемчужный, серебристый, белоснежный, голубоватый, розовый, небесный, лазурный, молочный, лилейный, коралловый, сапфировый, алебастровый.

— Какую березу изобразил художник на первом плане — молодую или старую?

- Береза уже старая, потому что она искривленная, огромная, у нее толстый ствол, много веток.

— А на втором плане какие березы?

- Там одна старая береза и много молодых.

— По веткам деревьев можно понять, где молодая, а где старая береза?

- Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает си нее небо. Кажется, что до него очень далеко.

— Что напоминает узор веток, сплетение белого на синем фоне, если закрыть нижнюю часть картины?

Морозный узор на стекле. Кружево.

— Оказывается, дерево бывает красиво не только летом, одетое в нарядную густую листву, но и зимой, когда его ветви как бы купаются в прозрачном морозном воздухе.

— А какие деревья в глубине картины, на заднем плане, почему они такие маленькие? Почему художник поместил их так далеко?

Это рощица молодых березок. Они маленькие, потому что все предметы вдали всегда кажутся меньше. Художник как бы отодвинул рощу, чтобы она не мешала нам видеть березу.

— Да, такую могучую красавицу березу не так легко найти. Она растет на просторе, и художник приглашает нас полюбоваться ее великолепием. Давайте попробуем ее описать. Какие слова и выражения нам помогут?

- Коралловые, серебристый иней, розоватые блики солнца, могучая, гордая, сиреневые тени на снегу.

— А почему именно березу выбрал художник?

- Она как королева, как царица в своем необыкновенном наряде. Это наше самое любимей красивое, нарядное дерево. О березе сложено много песен и стихов, береза — символ нашей Родины.

Физкультминутка

5. Продолжение работы по теме урока.

- Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся понять настроение автора и передать свои мысли в виде рассказа. Порядок в вашем тексте определяет план. А ваша задача – составить рассказ. Прежде чем начать работать, определим: каков же тип текста?

- Описание.

- Из каких частей будет состоять ваше сочинение?

- Вступление, основная, заключение.


-Что мы должны сделать, чтобы успешно справиться с этой задачей?

- Внимательно рассмотреть картину и понять её сюжет; определить, какой текст будем составлять: описание или повествование; написать сочинение по составленному плану.

По мере ответов детей на доске появляются демонстрационные карточки с названием этапов работы над сочинением:

• Рассмотреть картину.

• Составить план сочинения.

• Обдумать каждую часть.

• Написать сочинение.

• Проверить работу.

- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения.(карточки-помощники)



День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.
Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.


План

1.Художник и его картина.

2.Солнечное февральское утро.

3.Красавицы-берёзы.

4.Тени на снегу.

5.Моё отношение к картине.          

-Какой пункт плана будет вступлением?
-Что относится к основной части? (2, 3, 4 пункты.)
-А что является заключением?



-У вас на столе карточки-«помощницы».


1: а) Что изобразил художник на картине «Февральская лазурь»?

б) На что похожа береза? Какая она?

в) Какими цветами пользовался художник, изображая картину?

г) Какое настроение вызывает картина?

д) Понравилась ли тебе картина?


2: Перед нами картина……….

На картине И. Грабаря изображено голубое небо и …

На переднем плане мы видим…

Береза могучая, развесистая…

Небо…

Тени……

Картина вызывает … настроение.

Мне нравится картина И. Грабаря потому, что он изобразил ……….



1. «Февральская лазурь» - одна из лучших картин И. Э. Грабаря;

2. Описание картины:

а) небо –

безграничное, глубокое, безоблачное, голубое, чистое, праздничное, тихое, лазурное, высокое.

б) снег –

алмазный, блестящий, искристый, лучистый, ослепительный, чистый, яркий, легкий, пушистый, хрупкий, свежевыпавший.

в) берёзы –

белоствольные, ветвистые, высокие, нарядные, серебристые, молодые, старые, веселые, грустные, задумчивые, дремлющие, светлые, нежные.

3. Моё впечатление о картине, какое настроение оно вызывает.



-Постарайтесь так рассказать о картине Грабаря в своем сочинении, чтобы даже тот, кто никогда ее не видел, смог мысленно представить «Февральскую лазурь» И.Э. – полотно, отличающееся звучностью красок, жизнерадостностью, полного света, гармонии, красоты.

Составление устного рассказа по картине. Выявление лучшего рассказа.

Образец сочинения.

Перед нами картина известного русского художники Грабаря «Февральская лазурь». Мастер изобразил ясный февральский день. Солнце всеми цветами радуги отражается на белоснежном зимнем ковре.

На переднем плане мы видим старую березу, царевну. Она высокая, стройная и очень крепкая. Ствол ее слегка искривленный, молочного цвета. Ветви березы сильные, широкие. Ими она защищает своих подруг, молодых березок, от ветра и непогоды. На верхних ветвях видны прошлогодние листья. Береза не отдала их ветрам и зиме, она не хотела, чтобы ее листочки замерзли на снегу. Они, как желтое кружево, переплелись между ветвями

Под деревьями лежал снег, блестя и переливаясь под лучами солнца, а на нём вырисовывались синие тени берез. Белый снег делается голубым, потому что безоблачное небо разливает свои краски повсюду.

Вдалеке темнеет прозрачный лес, он замер в тишине. Летом он был таким густым, что не было видно сквозь него неба. А сейчас он прозрачен и тих.

Мне понравилась картина, все на ней кажется таким ярким и светлым, что хочется как можно дольше любоваться красотой природы, изображенной художником.

10. Итог урока

Послушать работы учащихся. Отметить лучшие варианты, сделать вывод.

11. Домашнее задание

Закончить работу над сочинением.