СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по русскому языку, по теме "Ударение" для 1-го класса.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку»

Открытый урок

по русскому языку,

1 «а» классе

Учитель: Чесалина И.В.

Тема: Ударение

Тип урока: урока: освоение нового знания

Цели урока:

1Закрепить понятие "ударение", его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности.

2.Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением.

3.Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги.

4.Развивать речь, обогащать словарный запас.

5.Работать над нормами правильного произношения


Задачи урока:

образовательная: обеспечить обобщение и систематизацию знаний о роли  и особенностях ударения в словах;

развивающая: развивать умения правильно ставить ударение в словах;

воспитательная: формировать коммуникативные навыки; выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.

Задачи в области формирования УУД:

познавательные - умение  обобщать информацию;

регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;

коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;                                                                                        

Педагогические технологии, используемые на уроке: технология развития критического мышления, ,  проблемное обучение.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Формы учебной работы: фронтальная форма обучения, групповая  форма обучения, индивидуальная форма обучения.            

.            

План урока. Хронометраж.

1.Организационный момент………1 мин.

2.Чистописание..………………… 5 мин.

3.Актуализация знаний.  

Определение темы урока……… 4 мин

4.Работа над новым материалом…… 20 мин

5.Физкультминутка…….…………… 1 мин.

6.Применение учебного материала… 9 мин

 7. Рефлексия………………… 1 мин.

Оборудование.

1.Карточки для работы в группах.

2.Презентация.

3.Задание в интерактивном режиме.

4.Учебник «Русский язык. 1 класс». Автор  Л.Ф. Климанова. Изд. «Просвещение», 2012.

ТСО. Проектор, компьютер.

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

 

1.Организационный момент.






2)Мотивационный момент

. Руки? - на месте. Ноги? - на месте. Локти? - у края. Спинка? - прямая.





Звучит аудиозапись «Звуки моря».

В открытом море вода синяя, лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло. Там растут невиданные деревья и цветы с диковинными листьями. Между ветвями шныряют рыбы большие и маленькие – точь-в-точь как у нас птицы. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец Морского царя.

И живет с ним его дочь, Она нежная и прекрасная как лепесток розы. Ей очень хотелось посмотреть на другой мир, который находится на поверхности воды. «Я знаю, что очень полюблю и тот мир, и людей, которые там живут», - говорила она отцу. Но её отец говорил о том, что прежде чем всплыть на поверхность моря и познакомиться с миром людей, ты должна выучить язык людей. Он говорил дочери: «Не выучив языка, ты не сможешь понять людей. И потом, я не хочу, чтобы про мою дочь говорили, что она глупая морская девчонка. Не забывай, ведь ты дочь самого царя».

Как звали дочку морского царя, кто догадался?

РУСАЛОЧКА( Слайд 1)

Сегодня она пришла к нам в гости и обращается за помощью. Ей очень хочется поселиться в королевстве у принца. Но она не знает человеческого языка.

Ребята, вы хотите помочь Русалочке выучить язык людей?

Для начала давайте научим Русалочку говорить и писать её имя.


Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Настраиваются на работу и её положительный результат.

 

 

 

 

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

ЛичностныеУУД: самоопределение.

3.Чистописание

 





















4.Повторение изученного.











2)Упражнение в чистописании.
  - А сейчас вспомним правила письма.


Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу, 
За посадкой слежу,
С чистотою я дружу, 
На «отлично» напишу!
  - Запишите в тетради число, классная работа.

Русалочка.

Найдите и подчеркните орфограммы, которые спрятались в этом слове.

Сколько в этом слове слогов?

Давайте их обозначим. Кто обозначит опасное место. Где звуковое произношение расходится с буквенным написанием.

Кто расскажет нам о звуках русс. языка? Сколько гласных звуков ? Букв? Какие гласные буквы обозначают 2 звука?

Подчеркните красным цветом буквы обозначающие гласные звуки, синим- твёрдые согласные, зелёным- мягкие. над звонкими поставьте -звоночек.

 

  Выполняют упражнение для подготовки руки к письму.

Цель: записать слово правильно, соблюдая наклон, и правильность соединений.  

 

 Ребята зачем мы упражняемся в чистописании?- чтобы сформировать навыки красивого разборчивого письма.

 

Проверим, так ли у вас. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Актуализация

знаний. Постановка проблемы.

Определение темы урока.

 

Работа с  применением ИКТ.

Слайд №2

Прочитайте слово. нарисуйте это на небольших листочках.

 

Посмотрев на ваши рисунки я заметила:  .Слайд №3

     Что у всех они разные. Почему?

В чём заключалось отличие одного слова от другого?

Кто догадался о чём мы сегодня будем рассказывать нашей Русалочке?


тема урока: ударение.

Как вы думаете,чему мы должны научить Русалочку и научиться самим на уроке.?.

 Какие цели стоят перед вами?


Слушают учителя.

Отвечают на поставленные вопросы.



Определяют тему  и цели урока


Ударением.





Формулировка цели:

 

развивать умения правильно ставить ударение в словах;

 развивать речь, обогащать словарный запас, правильно формулировать свои мысли.

 


Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

6.Систематизация и обобщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



































 












7.Применение учебного материала.


Ребята мы с ударением уже знакомы. Как можно показать ударение, выделить его в речи? Что мы знаем об ударении?

.Продолжите мою фразу- ударение всегда падает на……звук.

? и.читься самим на уроке.?Русалочкеь хочется поселить000000000000000000000000000000000000000000000

Ударение Выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона 

Чтобы правильно поставить в слове ударение, нужно определить, какой гласный звук. ……., позвать слово.

Давай те научим этому важному умению нашу героиню.

Для этого вам предлагается расставить ударения в словах, которые напечатаны на…..листочках.






Работа по цепочке. проговариваем слова по слогам. ОРФОЭПИЧЕСКИ.

Выделяем ударение на письме.



Чтобы освоить человеческий язык нашей Русалочке нужна речь… Что мы знаем о речи?

Наша речь………..

Покажем как можно составлять предложения.

Работа в парах:

Каждая пара получает задание на карточках…….

Вставьте в предложения нужные слова, предварительно правильно поставив в них ударение.

Слайд №4





У кого было такое слово?

Какие предложения у вас получились?

Что обозначает это слово в первом предложении? Во втором?

Слайд № 5


Слайд№6

У кого было такое слово???

Какие предложения у вас получились?

Что обозначает это слово в первом предложении? Во втором?

Слайд №7



Русалочка предлагает нам немного отдохнуть и поиграть с ней в её любимую игру

Физминутка. «Море волнуется..»


Для нашей Русалочки Ведьма прислала письмо, но прочитать его можно, если мы правильно составим из получившихся предложений текст

Слайд№8

Слайд№9

Из этого текста списать в рабочую тетрадь 3 предложение .и во всех словах расставить знаки ударения.

Какие умения нам понадобиться для выполнения этого задания?











Давайте проверим как вы расставили ударения в словах?

А теперь подскажите нашей Русалочке .как правильно?

Кто сможет доказать и отстоять свою позицию?


Что делать????


Знакомство со словарями.

Словарь в котором можно найти ответы на вопрос как правильно поставить ударение называется орфоэпический. но также можно найти информацию куда падает ударение и в толковом словаре, и в орфографическом, сваре труностей. Такой небольшой орфоэпический словарь есть в вашем учебнике на стр.125.


Принц сказочного королевства вскоре станет морским капитаном и чтобы Русалочка стала его настоящим помощником она должна знать и понимать своего любимого. Давайте ей поможем разобраться в этом.

Слайд №10

Прочитайте слова.

Кто сможет безошибочно это сделать вслух? Что мешает вам это сделать?

Как выйти из этого затруднения?




Найти эти слова в словаре:




Запишите эти слова в тетрадь, поставьте знак ударения в каждом слове. Постарайся запомнить, что обозначает каждое слово.



Какие вы сегодня МОЛОДЦЫ! Сегодня Вы много потрудились , а главное помогли нашей Гости обрести своё счастье, научив и показав её немало, что связано с русским языком.

Слайд № 11

»

 Фронтальная работа 


















Индивидуальная работа.

Слова: волна, трава. моря .звезда ,сады, рыбки, вода, пена.

Проверка. как вы думаете какие слова здесь лишние? Почему?

Запишите в тетрадь только те слова, которые напоминают родной дом Русалочки.









Работа в парах:

Замок, дорога.

Впереди трудная ДОРОГА.

Каждая минута-ДОРОГА.

На горе стоит ЗАМОК.

На воротах весит ЗАМОК.



Проверка.

ЗАМОК








ДОРОГА









Двигаются все под музыку.





Работа в парах.











Выделять предложения из текста. Правильно оформлять его на письме. Соблюдать правила написания слов, букв и соединений. Преобразовывать печатный текст в письменный.


Дети записывают предложение.



.

Ворота или ворота

Щавель или щавель

Заняла или заняла 



Спросить у взрослых

Обратиться к словарю.







Давайте познакомиться и с ним и поможем Русалочке правильно поставить ударение в словах.


 

 








1. Прочитать слово.

2.Определить смысловое значение.

3..Поставить знак ударения.

4.Найти безударную гласную.



Каждому на парту выдана распечатка словарных статей, этих слов. Дети зачитывают.

Проверка соседей.



 

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: общеучебные  - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

























Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

































Познавательные УУД:общеучебные умения:

 умение осознанно  и произвольно строить речевое высказывание.

логические.

 

ЛичностныеУУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с одноклассниками, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


 

8..Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №12 давайте подвидём итог нашего занятия:

Ударение это выделение силой голоса или повышением тона слога в слове.

Если бы не было ударения, то мы бы не смогли………

Попробуйте каждый подвести итог своей деятельности\

я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...

 

Оценивание своей учебной деятельности.

 

 

Коммуникативные УУД:  умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: самооценка.

 















1.Организационный момент

Руки? - на месте. Ноги? - на месте. У парты, у края. Спинка? - прямая. 1мин.


2.Мотивационный этап

Звучит аудиозапись «Звуки моря».

В открытом море вода синяя, лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло. Там растут невиданные деревья и цветы с диковинными листьями. Между ветвями шныряют рыбы большие и маленькие – точь-в-точь как у нас птицы. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец Морского царя.

И живет с ним его дочь, Она нежная и прекрасная как лепесток розы. Ей очень хотелось посмотреть на другой мир, который находится на поверхности воды. «Я знаю, что очень полюблю и тот мир, и людей, которые там живут», - говорила она отцу. Но её отец говорил о том, что прежде чем всплыть на поверхность моря и познакомиться с миром людей, ты должна выучить язык людей. Он говорил дочери: «Не выучив языка, ты не сможешь понять людей. И потом, я не хочу, чтобы про мою дочь говорили, что она глупая морская девчонка. Не забывай, ведь ты дочь самого царя».


Как звали дочку морского царя, кто догадался?

РУСАЛОЧКА ( Слайд 1)

Сегодня она пришла к нам в гости и обращается за помощью. Ей очень хочется поселиться в королевстве у принца. Но она не знает человеческого языка.

Ребята, вы хотите помочь Русалочке выучить язык людей? 2мин.


Для начала давайте научим Русалочку говорить и писать её имя


Начинаем минутку чистописания.

3.Чистописание

Упражнение в чистописании.
  - А сейчас вспомним правила письма.


Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу, 
За посадкой слежу,
С чистотою я дружу, 
На «отлично» напишу!.  

 

 Ребята зачем мы упражняемся в чистописании? - чтобы сформировать навыки красивого разборчивого письма

- Запишите в тетради число, классная работа.

Русалочка. На доске показ.

Цель: записать слово правильно, соблюдая наклон, и правильность соединений.  Оцените себя по шкале


Найдите и подчеркните орфограммы, которые спрятались в этом слове.

Сколько в этом слове слогов? Давайте их обозначим. Кто обозначит опасное место. Где звуковое произношение расходится с буквенным написанием. 3 мин.

4.Повторение изученного

Кто расскажет нам о звуках русс. языка?

Сколько гласных звуков? Букв? Какие гласные буквы обозначают 2 звука?


Подчеркните красным цветом буквы обозначающие гласные звуки, синим - твёрдые согласные, зелёным- мягкие. над звонкими поставьте -звоночек.

Проверим.

2 мин.






5.Актуализация

знаний. Постановка проблемы.

Определение темы урока.

Работа с  применением ИКТ.

Слайд №2

Прочитайте слово. нарисуйте это на небольших листочках.

ЛИСТОЧКИ 

Посмотрев на ваши рисунки я заметила:  

Слайд №3

     Что у всех они разные. Почему?

В чём заключалось отличие одного слова от другого?

Кто догадался о чём мы сегодня будем рассказывать нашей Русалочке?

тема урока: ударение.напечатать

Как вы думаете, чему мы должны научить Русалочку и научиться самим на этом уроке.?.

 Какие цели стоят перед вами?

Формулировка цели:доказывать что ударение очень важно!

 развивать умения правильно ставить ударение в словах;

 развивать речь, обогащать словарный запас, правильно формулировать свои мысли.


4мин.










6.Систематизация и обобщение

Ребята мы с ударением уже знакомы. Как можно показать ударение, выделить его в речи? Что мы знаем об ударении?

.Продолжите мою фразу-

ударение всегда падает на……звук.

? и.читься самим на уроке.?Русалочкеь хочется поселить000000000000000000000000000000000000000000000

Ударение –ЭТО Выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона 

Чтобы правильно поставить в слове ударение, нужно определить, какой гласный звук …….,

Для этого надо позвать слово.


Давай те научим этому важному умению нашу героиню.

Для этого вам предлагается расставить ударения в словах, которые напечатаны на…..листочках. 2 мин.


Индивидуальная работа. НАПЕЧАТАТЬ СЛОВА

Слова: волна, трава. моря ,звезда ,сады, рыбки, вода, пена.


Проверка. Как вы думаете, какие слова здесь лишние? Почему?

Запишите в тетрадь только те слова, которые напоминают родной дом Русалочки


Работа по цепочке. Проговариваем слова по слогам. ОРФОЭПИЧЕСКИ.Выделяем ударение на письме.

3 мин.


Чтобы освоить человеческий язык нашей Русалочке нужна речь… Что мы знаем о речи?

Наша речь………..

Покажем как можно составлять предложения.

Работа в парах:

Каждая пара получает задание на карточках…….

Вставьте в предложения нужные слова, предварительно правильно поставив в них ударение. 3 мин

Работа в парах:

Замок, дорога.

Впереди трудная ДОРОГА.

Каждая минута-ДОРОГА.

На горе стоит ЗАМОК.

На воротах весит ЗАМОК. 3 мин.


Слайд №4

У кого было такое слово? Слово не называть замок

Какие предложения у вас получились?

Что обозначает это слово в первом предложении? Во втором?

Слайд № 5

Слайд№6

У кого было такое слово? Слово не называть ДОРОГА

Какие предложения у вас получились?

Что обозначает это слово в первом предложении? Во втором?

Слайд №7 3 мин


ФИЗМИНУТКА.1 мин.

Русалочка предлагает нам немного отдохнуть и поиграть с ней в её любимую игру

Физминутка. «Море волнуется..» МУЗЫКА


Для нашей Русалочки Ведьма прислала письмо, но прочитать его можно, если мы правильно составим из получившихся предложений текст 1 мин.

Слайд№8

Работа в парах.


Слайд№9 Из этого текста списать в рабочую тетрадь 3 предложение .и во всех словах расставить знаки ударения.

2 мин.

Какие умения нам понадобиться для выполнения этого задания?

Выделять предложения из текста. Правильно оформлять его на письме. Соблюдать правила написания слов, букв и соединений. Преобразовывать печатный текст в письменный


























7.Применение учебного материала

Давайте проверим как вы расставили ударения в словах?

А теперь подскажите нашей Русалочке как правильно?

Кто сможет доказать и отстоять свою позицию

ПЕЧАТАТЬ

Ворота или ворота

Щавель или щавель

Заняла или заняла 


Что делать????

Спросить у взрослых

Обратиться к словарю

Знакомство со словарями.

Словарь в котором можно найти ответы на вопрос как правильно поставить ударение называется орфоэпический. но также можно найти информацию куда падает ударение и в толковом словаре, и в орфографическом, сваре трудностей. Такой небольшой орфоэпический словарь есть в вашем учебнике на стр.125

Давайте познакомиться и с ним и поможем Русалочке правильно поставить ударение в словах.

4 мин.



Принц сказочного королевства вскоре станет морским капитаном и чтобы Русалочка стала его настоящим помощником она должна знать и понимать своего любимого. Давайте ей поможем разобраться в этом.

Слайд №10

Прочитайте слова.

Кто сможет безошибочно это сделать вслух?

Что мешает вам это сделать?

Как выйти из этого затруднения?


Найти эти слова в словаре: 2 мин.

Каждому на парту выдана распечатка словарных статей, этих слов. Дети зачитывают.


Запишите эти слова в тетрадь, поставьте знак ударения в каждом слове. Постарайся запомнить, что обозначает каждое слово и как оно произносится.

.

Проверка соседей


Какие вы сегодня МОЛОДЦЫ! Сегодня Вы много потрудились , а главное помогли нашей Гости обрести своё счастье, научив и показав её немало, что связано с русским языком.

Слайд № 11


















8.Рефлексия 3 мин.

Слайд №12

давайте подвидём итог нашего занятия:

Ударение это выделение силой голоса или повышением тона слога в слове.

Если бы не было ударения, то мы бы не смогли………

Попробуйте каждый подвести итог своей деятельности

я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...






















Авангард- Часть сухопутных войск или флота, находящаяся впереди главных


Батометр- Прибор для взятия проб воды с разных глубин водоёмов.


Камбуз- Кухня на судне


Корма «усеченный конец корабля»


Полундра- Возглас, предупреждающий об опасности (первоначально в речи моряко