СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по русскому языку на тему повторение частей речи в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«открытый урок по русскому языку»

Тема: Имя прилагательное. Основные грамматические признаки. Развитие речи.

Актуальность: подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, опираясь на знания учащихся по теме «Имя прилагательное»

Цель: повторить основные грамматические признаки имени прилагательного.

Задачи:

Образовательные:
Развивать умения распознавать имена прилагательные и правильно их употреблять
научить различать имена прилагательные по грамматическим признакам (значение, вопросы, изменение в роде, числе, падеже).

Развивающие:

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и работе в группе.

Ход урока

  1. Организация класса.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

  1. Психологический настрой.

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте пожелаем друг другу успеха и поприветствуем гостей.

Желаю успеха большого, всегда и везде! Здравствуйте!





  1. Деление на группы (по отгадкам на загадки про «небо», «солнце» и «орла»)

А) Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый,

Кружевной и синий-синий! (небо)

Б) .В дверь, в окно стучать не будет

А взойдет -и всех разбудит.(солнце)

В синем небе желтый блин,

Ну, давай его съедим!

Нет, уж больно блин горяч,

Ты свои ладоши спрячь!( солнце)

В) Без особого усилья,

Широко расправив крылья,

Славу в небе приобрел,

Над землей парит … (орел)

- Молодцы!

-А скажите , пожалуйста, как называется наша Родина?

Как зовут нашего Президента?

- Столица Казахстана?

- А знаете ли Вы какой праздник скоро намечается? ( ответы учащихся)

-Молодцы!

4.Проверка изученного.

(Оценивание асыками)

Игра «Разноцветная разминка» ( детям раздаются разноцветные воздушные шарики, внутри которых находится задания, учащимся требуется их взорвать и выполнить задания).

Задания в шариках:

Как отличить существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?

Какие части речи Вы знаете?

Что находится между горой и лугом?

Чем оканчивается день и ночь?

Что у цапли впереди, а у зайца сзади?

Какие буквы никогда не бывают большими в именах, фамилиях. Кличках животных?

Сколько местоимений в слове семья?

В каких словах по сто согласных?

5.Введение в тему

А) Запись числа и «классная работа»

Б) Минута чистописания (на доске)

 ая   яя   ий   ый   ой   ое   ее   ые   ие

-Прочитайте хором строчку чистописания.  

Что она напоминает?  (окончания    им. прилагательных)

Запишите их, затем простым карандашом разделите на группы. (Проверка 1 чел.  у доски).

        (Родовые    - ая, яя  -  ж.р., ий, ый, ой - м.р.,  ое, ее – ср.р.,  ые, -ие – мн.ч.)

       - Молодцы! 

В) Игра «Исправь ошибку» (на доске плакат с именами прилагательными, , учащиеся на плакате выбирают правильную пропущенную букву и выполняют взаимопроверку).

Ж(ё/о)лтый, вн(и/е)мательный, ч(ё/о)рный, (о/а)вальный, в(е/и)ликий,

ж(е/и)лезный, гор(о/а)дской, утре(н/нн)ий, х(о/а)роший, (о/а)громный, (о/а)городный, ч(ё/о)рствый.

В конце работы проводится проверка.

- В каких частях речи допущены ошибки? ( В именах прилагательных)

Г) Отгадывание загадки:

Изменяюсь по родам, числам и падежам.

Люблю детей внимательных.

Кто я? (прилагательное)

-Итак, чему будет посвящена тема нашего урока? (Имени прилагательному).

6. Определение темы.

- Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?: (Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какой? какие?) Слайд.       

- Как изменяется имя прилагательное? (по родам, числам, падежам)

А) Чтение определения Имени прилагательного на стр 123 в учебнике.

Б) Запись упражнения 260. Назвать как можно больше признаков предмета.

  7. Музыкальная физминутка (под музыку дети выполняют разминку)       

8. Закрепление. Работа по карточкам

А) Игра «Умный конверт»

«Отгадай слово»

А) Вкусное, холодное, сладкое, фруктовое …

Б) Круглое, красное, сочное, наливное …

В) Деревянные, быстрые, спортивные…

(Б) Игра « Волшебная коробка», игра на время (раздается всем группам. Внутри у всех коробках задание)

У вас в коробке находятся слова. Соберите их и распределите по родам.

М.р. Ж.р. Ср. р. Мн.ч.

зимний спелая серое холодные

колючий пушистая низкое большие

звонкий белая голодное

новый широкая густое

9. Подведем итог урока

Каким может быть предмет? На доске в столбик записаны названия признаков: по цвету; по форме; по величине; по материалу; по месту; по времени; по характеру; по качеству

-Молодцы, хорошо справились с этим заданием.

10. Рефлексия «Смайлики»

11.Оценивание

12. Домашнее задание: упражнение 261 на странице 124 в учебнике ( с пояснением)



















Урок русского языка.       4 класс.    

Тема: Общее понятие об имени прилагательном.

Целеполагание: Уточнить представление учащихся о лексико-грамматических признаках им. прилагательного, показать зависимость имени прилагательного от имени существительного и тесную связь между ними, развивать умения распознавать имя прилагательное в тексте, умение работать самостоятельно, в парах; воспитывать культуру труда, чувство взаимовыручки, дружбы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые.

- А какие слова вам бы хотелось слышать друг от друга?

- Приятно слышать добрые слова в свой адрес, но при этом нужно самим быть добрыми.

2.  Введение в тему урока.

А) Минутка чистописания.

- Отгадайте загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила сережки,

Наконец-то ты пришла

К нам, волшебница -… (зима)         (Слайд №1)

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Какой первый звук в слове ЗИМА?

- Охарактеризуйте звук [з,]. Какой буквой обозначается этот звук?

- Пропишем строчку соединения прописной и строчной буквы Зз. (показ образца)

- Прочитайте слова записанные на нижней строчке на доске. (з.ма, зимушка, зимний, з.мовка)

- Какие это слова? Докажите.

-Сделайте вывод: Какие слова называются однокоренными?

- Какую букву вставите в слова? Какая это орфограмма?

- Сделайте вывод: Как проверить безударную гласную в корне?

- Спишите слова, правильно соединяя буквы, выделите корень в словах?

Б)  Разберите по составу любое из записанных слов самостоятельно. (Проверка)

- При помощи какой морфемы (части слова) образовались однокоренные слова?

- Сделайте вывод: Для чего служит суффикс? Какой способ образования этих слов?)

В) Определение темы урока.

- Какое из записанных слов «лишнее» и почему?

Г) У существительных подчас,

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- О какой части речи говорится в стихах?

- Какова тема нашего урока?                (Слайд №2)

- Какова ваша цель на уроке?

3) Работа по теме урока.

А) - Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

(делают нашу речь образнее, богаче, ярче, помогают представить предмет, описать его).

- Имя прилагательное, мы с тобой дружны.

Признаки предметов называешь ты.

  1. Снежные сугробы, праздничная ель,

Вкусные конфеты, сильная метель.

- Сделаем вывод: Что такое имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Что обозначает имя прилагательное?

- С какой частью речи «дружит» имя прилагательное?

Б) – Проблемный вопрос: Изменяются ли имена прилагательные?

- Проверим, правы ли вы.

В) Диктовка (2 человека с обратной стороны доски)

- Самостоятельно выписать столбиком из стихотворения словосочетания имя существительное с прилагательным.

- Указать число и род имени прилагательного, над управляющим словом поставить крестик.

- Проверка.

- Как изменяются имена прилагательные?

- Отчего зависит род и число имени прилагательного?

- Какая морфема (часть слова) указывает на изменение формы слова?

- У какого имени прилагательного вы не смогли определить род? Почему?

- Вывод: Как определить род и число имени прилагательного?

Г) индивидуально 3 человека работают по карточкам.

Кол-но.      1 человек у доски.

– К именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.           (Слайд №  3)          

… ветер,            … позёмка,      … каникулы

- Запишите словосочетания            

  1. - Подберите синоним к слову Ветер. (бриз, ураган)

  2. – Что такое позёмка?

(В словаре Ожигова есть объяснение этого слова: позёмка – это вьюга, во время которой дует низовой ветер).

– Какие каникулы вы ждете?

  1.  - А вы знаете, что Каникулой в древности называли самую яркую и самую главную звезду в созвездии Большого Пса. Ежегодно она появлялась на небосклоне в июле. В июле начиналось самое жаркое время года. Тогда школьникам давали передышку. В честь звезды эти дни и называли каникулами. Сначала это был только летний отдых, потом это слово стало относиться ко всякому перерыву в учении.

- Определите число и род прилагательного самостоятельно.

- Проверка. У какого имени прилагательного вы смогли определить только число? Почему?

- Сделаем вывод: Что нужно сделать, чтобы определить род и число имени прилагательного?

  1. Физкультминутка.         (Слайд №4)

  1. Продолжение темы урока.

    А) Разноуровневые задания.

- Прочитайте предложение, выберете уровень, с которым вы готовы справиться, выполните задание.          (Слайд №  5 )

На теплую л.донь падал х.лодный снег.

1 уровень. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, доказать. Найти слова противоположные по смыслу.

2 уровень. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, доказать. Найти имена прилагательные, подчеркнуть волнистой линией.

3 уровень. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, доказать. Найти имена прилагательные, определить число и род, у существительных указать падеж.

- Проверка самостоятельной работы.

- Как называются слова противоположные по смыслу?

- А как вы думаете, изменяется ли имя прилагательное по падежам? Отчего это зависит? Об этом подробнее вы узнаете на следующих уроках.

Б) – Разберите предложение по членам.

- Сделайте вывод: Каким членом предложения являются в предложении имена прилагательные?

В) Работа в парах. Творческое задание.      (Слайд №            )

- Прочитайте слова, назовите орфограммы, которые встречаются в словах.

- Посовещайтесь с соседом и составьте из этих слов предложения так, чтобы получился текст.  Запишите текст, выделите окончания у имен прилагательных.  

Зима, пришла, дует, морозная, ветер, холодный, летят, снежинки, светят, пушистые, веселый, солнце, воробей, скачет, тусклое, дорожка,

- Проверка.

(Пришла морозная зима. Дует холодный ветер. Светит тусклое солнце. С неба летят пушистые снежинки. Веселый воробей скачет по дорожке.)

- У имен прилагательных определите число и род.

- Сделайте вывод: Какие окончания в начальной форме имеют имена прилагательные мужского, женского, среднего рода? Множественного числа?

6) Обобщение.

А) - Итак, проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Проведем логический диктант «ДА» - «НЕТ». Если согласны с утверждением ставим в таблице под номером вопроса  «+плюс» - это «ДА», если не согласны, ставим «-минус»  - это «НЕТ».


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Да










нет










  1. Имя прилагательное – это часть слова?

  2. Имя прилагательное отвечает на вопросы КТО?, ЧТО?

  3. Имя прилагательное обозначает признак предмета?

  4.  Имя прилагательное изменяется по родам?

  5.  Имя прилагательное бывает только женского или мужского рода?

  6. Имя прилагательное не изменяется по числам?

  7. Имя прилагательное в предложении является определением?

  8. Имя прилагательное связано в роде и числе с именем существительным?

  9. Имя прилагательное в единственном числе имеет окончание –ой, -ый, -ий?

  10. Имя прилагательное в единстеном числе женского рода имеет окончание –ая, -яя?

                                           (слайд №           )

Б) Взаимопроверка.

- Поменяйтесь листочками и проверьте работу, сверяя со слайдом. Поставьте оценку своему товарищу. (1-2ош. ; 3 -4 ош. – 3, 5 и более - 2)

  1. Итог.

- Над какой темой вы сегодня работали?

- Что такое имя прилагательное? Что обозначает имя прилагательное? Как изменяются имена прилагательные?

- Чему учились на уроке?

  8) Рефлексия.                 (Слайд №       )

- Вернёмся к началу урока, прочитайте наше стихотворение о словах и назовите имена прилагательные.

- Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые.

- Что значит фальшивые слова? Хотелось бы вам слышать от друзей фальшивые слова?

- Какое настроение у вас после урока?

9) Оценки за урок.

10) Д\З.  с. 155 упр. 8.









































Средняя школа Костобе









Открытый урок по русскому языку

на тему:

«Имя прилагательное как часть речи и его основные грамматические признаки»









Класс: 4 «Б»

Провела : Наурызбаева К.Е.

учитель начальных классов

Дата проведения : 23.11.2016 год