Тема урока: «Имя существительное (обобщение)»
Цель:
Образовательная: обобщить знания об именах существительных.
Развивающая: развивать речь, учить делать словесно-логическое обобщение.
Воспитательная: воспитать любовь к русскому языку.
Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
сохранять интерес к учебному материалу; участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: проектор, карточки с заданиями для учащихся.
1.Организационный момент.
Слайд 1. Прозвенел звонок. Встали ровно. Давайте обернёмся и поприветствуем наших гостей. А теперь тихо сели. Начинаем урок.
2.Подготовка к восприятию темы урока.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке.
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
3. Сообщение темы урока. Слайд 2
Сегодня мы ребята отправимся с вами в необычное путешествие ,а именно в КОРОЛЕВСТВО ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. Любое путешествие начинается с подготовительной работы.
- На экране таблица. У вас на парте карточки. Прочитайте буквы.
Слайд3
А | Б | К | У | Ф | И |
М | Д | О | Ё | Г | Ю |
Ы | Т | В | С | П | |
Ш | Э | Ж | Е | Я | З |
| | | | | |
Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.
Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.
Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.
Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.
Какая буква у вас осталась?
Слайд 4.Какие звуки обозначает буква эм?
Запишите буквосочетания: 1 строка - Мм , 2 строка – мл мн мо (продолжить). Назовите слова, в которых встречается звук м. Малыш,маленький,молчит
Таким образом мы отправились в путешествие и оказались перед замком КТО? И ЧТО? Слайд 5.
6.Поиграем в игру « КТО? или ЧТО?» Слайд6. (выходим к доске по одному,берем карточки со словами,читаем слово громко,ставим вопрос и кидаем в нужную коробку).
КТО? ЧТО?
слон карандаш
кошка пенал
попугай стул
ёжик яблоко
Как называют слова, которые отвечают на вопрос КТО?
(Слова, которые отвечают на вопрос КТО? называются одушевлёнными.)
Как называют слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?
(Слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? называются неодушевлёнными.)
На нашем пути появился замок одушевлённых и неодушевлённых предметов. Слайд 7.
Словарная работа.
Слайд 8-19. (Дети записывают слово вставляя пропущенную букву, ставят ударение.(Самопроверка)
Слайд 20.Заполните таблицу
8. Физкультурная минутка Слайд21.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам прилично
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы КТО? и ЧТО? отвечать оно должно!
КТО? ЗАЙЧОНОК, СЛОНЁНОК, БЕЛЬЧОНОК.
ЧТО? РУКА, НОГА и ГОЛОВА.
Это всё предметы простые
СУ-ЩЕСТ-ВИ-ТЕЛЬ-НЫЕ.
Слайд22. На пути нам встретился старичок, который охраняет это королевство.
Он хочет знать, кто мы такие и откуда.
Давайте ему расскажем.
Слайд №23
Существительное – ШКОЛА.
В ней ребята Имин,Закир,Артур,Наргиза,Рамазан,Манап.
А фамилий столько, что не счесть
Кадыров, Тагиров и Карагишиева есть.
А на улице Школьной наша школа стоит
В селе Унчукатль она только одна.
Ребята, а почему некоторые слова выделены красным цветом?
(Эти слова называются именами собственными.)
Слайд24.Вывод: Имена, фамилии, отчества людей, улицы, клички, города-
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Слайд25. Замок нарицательных и собственных.
Слайд26. Выпишите имена нарицательные.
Боря, машина, девочка, Настя, Иванов, школа, Россия, ёжик.
Слайд27. (Взаимопроверка.)
Появился хозяин этой избушки. Господин Ёжик.
Слайд28.
Слайд29. Составьте предложение со словами.
Ёжик, в, живет, избушка.
Разбор предложения.
Слайд30. В избушке живёт ёжик.
(Запись предложения с объяснением.)
О чём говорится в этом предложении?
(В этом предложении говорится о ёжике. (Кто?) ёжик - это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Ёжик (что делает?) живёт. Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.
Разбор слова ёжик.
ЁЖИК – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, 2 согл., 2гл. Ударение не ставим, так как Ё всегда ударная.
Звуко-буквенный разбор слова « ёжик»
Слайд 31.Мы сегодня с вами повторили все что мы выучили о существительном.
Итог урока.
На полях нарисуйте горку.
Если вы хорошо потрудились, научились подбирать проверочные слова, то нарисуйте рожицу на самой вершине горы.
Если были затруднения, нарисуйте на середине горы.
Если вы вообще ничего не поняли, то внизу горы.
6. Домашнее задание.
- Кто поднялся на вершину горы- дома придумайте 5 предложений, чтобы в каждом предложении было имя существительное собственное.
!Кому было трудно, то выполните упр. 100, стр.59.