СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

- обобщение, систематизация материала по теме «Имя существительное»;

- формирование навыков правильного написания имен существительных;

- выработка умений нахождения и употребления имен существительных в тексте, правильного использования их в устной и письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку»

Тема урока: Повторение по теме «Имя существительное».

Тип урока:  урок общеметодологической направленности

Планируемые результаты:

Личностные:

-самовоспитание внимания и активности на уроке.

Предметные:

-ученик  на практике научится применять теоретические знания.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

ученик научится:

-целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия:

ученик научится

-добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

ученик научится

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре, в группах.

Цель: закрепление и обобщение сведений об имени существительном как части речи.

Задачи:

Обучающие:

- обобщение, систематизация материала по теме «Имя существительное»;

- формирование навыков правильного написания имен существительных;

- выработка умений нахождения и употребления имен существительных в тексте, правильного использования их в устной и письменной речи.

Развивающие:

- развитие речи учащихся, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

Воспитательные:

- воспитание сознательного отношения к языку как явление культуры, основному средству общения;

- воспитание стремления к самостоятельной работе по закреплению и обобщению знаний и умений по теме «Имя существительное»;

- воспитание любви к русскому языку .

Раздаточный материал: диагностическая карта, карточки.

Необходимое оборудование: учебник 6 класса, экран.

Демонстративный материал: эталон для самопроверки.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Форма урока: нетрадиционная (путешествие)
Оборудование: компьютер, листы путешествия, маршрут путешествия.

Ход урока

1.Этап мотивации .

- Добрый день, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке. Прошу всех удобно располагаться на своих рабочих местах, настроиться на серьёзную, но интересную работу.

- Прочитайте эпиграф и скажите, как вы его понимаете.

Эпиграф к уроку: (слова древнеримского политика, философа, оратора Марка Туллия Цицерона записаны на доске)

«Ошибаться может каждый, оставаться же при своей ошибке — только безумный»

Ответ учащихся: Надо исправлять ошибки, чтобы не допускать их в следующий раз.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в учебном процессе.

Т Е С И Т П Е В У Ш Е
8 6 7 10 3 1 11 9 2 5 4 (путешествие)

Внимательно посмотрим на экран.
-Ребята, прочитайте это слово, что она означает? Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие в КОРОЛЕВСТВО «Имени существительного ». Нам предстоит повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и орфограммы, которые изучали по теме « Имя существительное». Путешествие –дело довольно трудное. Прежде чем в него отправиться, вам что нужно собрать? Конечно, РЮКЗАК.(в виртуальном мире). В нем будет маршрутный и оценочный лист (.на каждой парте ,на доске).

Учитель: Каждое выполненное задание вы будете оценивать сами по «пятибалльной системе»,а в конце урока конечный результат баллов разделите на количество заданий, получите оценку за ваш труд, за ваши знания путем математического округления.

Учитель: Прежде чем отправиться в путешествие мы должны проверить насколько мы готовы к нему. С каким багажом знаний мы отправимся в путешествие.

Маршрут путешествия:

1. Начала путешествия. Домашнее задание.

2 .Долина постоянных признаков

3 Домик «Разносклоняемые имена существительные»

4 Несклоняемые имена существительные.

5. Синтаксическая поляна

6 .Пещера суффиксов и окончаний.

1.Проверка домашнего задания (работа по карточкам)

Ребята, на дом было задано выписать разные существительные .Давайте проверим кто что выписал.

Я ДОЛЖЕН БЫЛ ВЫПИСАТЬ Разносклоняемые имена существительные.

1)Из данных слов выписать  разносклоняемые имена существительные.

1)Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

( Семя, путь, стремя)

Я ДОЛЖЕН БЫЛ ВЫПИСАТЬ несклоняемые имена существительные.

2) Из данных слов выписать  несклоняемые  имена существительные(2 ученик)

2)Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

(Депо, кофе, пальто, такси)

Я ДОЛЖЕН БЫЛ ВЫПИСАТЬ существительные мужского рода

3) Из данных слов выписать    имена существительные мужского рода:(3 ученик)

Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

(Спортсмен, спорт, автомобиль, путь, кофе)   

Я ДОЛЖЕН БЫЛ ВЫПИСАТЬ существительные женского рода                                                            

4) Из данных слов выписать    имена существительные женского  рода(4 ученик)

4)Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

(Рейка, академия, нелепость)

Я ДОЛЖЕН БЫЛ ВЫПИСАТЬ существительные общего рода                                                        

5) Из данных слов выписать    имена существительные общего рода(5 ученик)

5)Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

(Непоседа, зазнайка)

УЧИТЕЛЬ: Ребята, при выполнение домашнего задания какие знания вам понадобились? Что было сложно?

УЧЕНИКИ: были затруднения при определении разносклоняемых и несклоняемых имен существительных.

3.Этап локализации индивидуальных затруднений.

Учитель: какие затруднения были при выполнении домашнего задания?

Ответы учеников….кто что не смог определить

Учитель: Сверьте выполненное задание по эталону.

Эталон проверки:

1вариант: Семя, путь, стремя

2вариант: Депо, кофе, пальто, такси

3 вариант :Спортсмен, спорт, автомобиль, путь, кофе         

4 вариант:  Рейка, академия, нелепость

5 вариант: Непоседа ,зазнайка                                                 

ОЦЕНИВАНИЕ:

1ошибка- 5 б ,2 ошибки-4б, 3 ошибки- 3б,4 ошибка -2б 5 ошибок -1б

3. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.

Учитель: -Ребята, чтобы попасть в Королевства , вам необходимо будет преодолеть препятствия на своём пути. Все готовы к испытаниям? Впереди Долина постоянных признаков. На ваших столах лежат задания : НА ЭТО ДАЕТСЯ 5 МИНУТ.

  1. Перечислите постоянные морфологические признаки имени существительного.

  2. Разделите слова лес, гора, озеро и Обь, Новосибирск, Петровка, на 2 группы попо какому признаку вы их -разделите?-

  3. Как одним словом или каким словом можно назвать эти существительные? пюре, метро, меню, мадам, такси,леди,

  4. Назовите основные признаки сущ.общего рода. Почему они называются существительными общего рода?

Сколько склонений у существительного? А что нового о склонении существительных вы узнали в 6 классе? ( разносклоняемые и несклоняемые).

ЭТАЛОН ПРОВЕРКИ:

1.Собственниые,нарицательные,одушевленные и неодушевленные, род, склонение.

2.Слова гора, озеро, лес- нарицательные, Объ, Новосибирск, Петровка- собственные,

3.Несклоняемые имена существительные.

4.Окончание –а,часто отрицательно характеризуют человека, пишутся с НЕ слитно, используются в разговорной речи,слова, характеризующие профессию, род деятельности (учитель, врач, профессор) не являются словами общего рода.

5.У имен существительных три склонения. Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

УЧИТЕЛЬ : Сколько заданий выполнили правильно, столько и баллов у вас будет.

ОЦЕНИВАНИЕ:

5 заданий- 5 б,4 задания-4б, 3 задания-3б,2 задания- 2б,1задание-1б.

1 ошибка- 5 б, 2 ошибки- 4 б,3-4 ошибки-3 б,5-6 ошибок- 2 б

4 ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.

Учитель: впереди мы видим жителей прибрежного домика "Разносклоняемые существительные". Они просят нас о помощи: после урагана они потеряли свою семью - окончания и суффиксы – помогите им найти друг друга, для этого запишите слова, данные в скобках, в нужном падеже.
- Работайте в тетрадях

1. Сколько (время), дорожить (время).
№ 2. Полковым (знамя), под (бремя) усталости.
№ 3. В горячем (пламя), крупные (семя).
№ 4. Назвать по (имя), идти по (путь).

5. Ярким ( пламя), стоял у (знамя)

Учитель: Ребята, все выполнили задание? Какие конкретно изученные знания вам понадобились? Какие затруднения были?

Ответ учеников: разносклоняемые имена существительные в род,дат,предл.падежах ед.ч имеют окончание _И,каксущ 3-го склонения,, а в тв.падеже ед.числа имеют окончание ЕМ,как су щ.2-го склонения.

ЭТАЛОН ПРОВЕРКИ

Сколько времени, дорожить временем

Полковым знаменем, под бременем усталости

В горячем пламени, крупные семена,

Назвать по имени, идти по пути

Ярким пламенем, стоял у знамени.

ОЦЕНКА:

0-1 ошибка -5б,2-3 ошибки -4,4 ошибки-3 б,5-6 ошибок- 2 б,7-8 ошибок -1б,9-10 ошибок-0 б.

Спасибо, вы очень помогли жителям этой деревни. Вы, наверное, немного устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Физминутка (дидактическая игра)
- Встаньте, пожалуйста. Сейчас я буду диктовать слова 1, 2 и 3 склонения. Если вы услышите слово 1 склонения, то вы должны хлопнуть в ладоши, 2 склонение присесть, положив руки на пояс, и если вы услышите существительное 3 склонения, то топните ногой негромко.
- Вы готовы? Тогда начнём.
Ракета, самолёт, небо, звезда, планета, космонавт, невесомость, пыль, экипаж, Земля, метеорит.

- Ну что ж двигаемся дальше . В бутылке , выброшенной волнами на берег, мы находим записку. Скорее всего это маршрут каких-нибудь путешественников. Куда же они направлялись?

- Ребята , продолжим наше путешествие. А сейчас вам нужно перебраться через речку , но мост разрушен. Восстановить его вы сможете, выполнив следующее задание .Определите род несклоняемых существительных.

ЭТАЛОН ПРОВЕРКИ:

1) Густонаселен…… Сан-Франциско

2) огромн……… Гоби

3) полноводн….. Конго,

4) солнечный …Тбилиси,

5) глубокое .. Онтарио

ОЦЕНИВАНИЕ:

0 ошибок -5б,1ошибка – 4 б,2-3 ошибки-3б, 4 ошибки-2 б, 5 ошибок-0 б.

- Ребята,каков наш следующий маршрут ?

- Мы попали на Синтаксическую поляну

Синтаксическая роль существительных.

  • Труд кормит, а лень портит.

  • На лесной вырубке пахнет медом от цветов.

  • Сердце сердцу вестьподает.

  • Ехал прямо, да попал в яму.

  • Птичкисолнышка ждут, птички песни поют

ЭТАЛОН ПРОВЕРКИ:

  • Труд кормит, а лень портит(подл).

  • На лесной вырубке пахнет медом от цветов.(обстоят,допол,допол.)

  • Сердце сердцу весть подает.(допол)

  • Ехал прямо, да попал в яму.(обст)

  • Птички солнышкаждут, птички песни поют(подл,допол.)

ОЦЕНКА:

0-1 ошибка-5б, 2- ошибки-4б, 3 ошибки- 4 ошибки-2б ,5 ошибок-1б

Учитель :Ребята, приближаемся к пещере суффиксов

. Пещера суффиксов и окончаний.Допишите окончания существительных ,обозначьте в них суффиксы и окончания, определите их род в начальной форме.

УЧИТЕЛЬ: по одному заходить в пещеру страшно ,поэтому будем работать в паре,но будем помогать друг другу

Допишите окончания существительных ,обозначьте в них суффиксы и окончания, определите их род в начальной форме.



Донышк..,перышк..,волчищ…,волчишк…,пятнышк…,городишк…,

гнездышк..,деревушк….,дядюшк…,пальтишк….,паучишк…,полюшк…,

соловушк…,суденышк…,котищ…,носищ…,силищ….

ЭТАЛОН ПРОВЕРКИ и ОЦЕНИВАНИЕ

Донышк.О.,перышкО.,волчищЕ…,волчишкО…,пятнышкО…,городишкО

гнездышкО,деревушкО….,дядюшкА…,пальтишкО….,паучишкО,…,полюшкО…,

соловушкА…,суденышкО…,котищЕ…,носищЕ…,силищЕ….

Учитель:Ребята,какие затруднения у Вас были при выполнения задания,какое правило забыли,найдите по учебнику(183-184стр). Давайте поможем друг другу, исправим свои ошибки.(ВЗАИМОПОМОЩЬ,ВЗАИМОВЫРУЧКА)

5 этап рефлексии учебной деятельности на уроке. СНАЧАЛА ОЦЕНКА.

-Ребята,наше путешествие приближается к концу. . Итак, подведем итоги.. НАМ необходимо возвращаться домой, где вас ждут гости с необычными отметками. Во время путешествия что мы повторили?

Я  предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберите начало фразы и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

Проведем рефлексию

.было интересно…

. было трудно…

. я теперь могу…

мне захотелось

Мои знания пригодятся…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ,

1 ЗАДАНИЕ .1,2- ученик-тест№2 по учебнику 6 класса(стр 186)- каком ряду даны только существительные,3,4,5 ученики, упр 102(письменно).

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Среднекирменская СОШ» РТ,Мамадыщского муниципального района.