Тема : Союз как часть речи.
Цели: Дать общее понятие о союзе как служебной части речи;
Показать его роль в тексте;
Формировать умение находить союзы в тексте;
Воспитание любви к родной природе на текстовом материале урока («Весна»)
Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал, цветные карточки
1. Мотивационное введение.
Для разминки я предлагаю отгадать загадки:
Они неделимы и целы.
Корней и приставок в них нет.
Нельзя отыскать в них морфемы-
И в этом их главный секрет. (служебные части речи)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час,
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Сообщение темы и целей урока.
Учитель:
- Запишите тему урока. Сегодня на уроке мы начнем знакомство с еще одной служебной частью речи – союзом. Узнаем, какую роль выполняют союзы в русском языке, НАЧИМСЯ НАХОДИТЬ ИХ В ТЕКСТЕ.А что вы знаете уже о союзе?
3. Изучение новой темы.
Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.
Ученик 1 (с опережающим заданием)слайд№4)
Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов.
В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скре,па, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.
В XX веке “Толковый словарь русского языка” Ожегова и Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”
Учитель:
- Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения).
Учитель:
- Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX веке ученые-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем ученые XIX века, что отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари Ожегова и Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указывали не все признаки этой части речи, известные специалистам. Именно поэтому в словаре Ожегова не используется термин “однородные члены предложения”. Возможно, союз обладает еще какими-то важными признаками. Сегодня мы попробуем это установить.
Ученик 2:
Страничка “Это интересно!”
Ученые исследовали союз “И”, его значения, частоту употребления и обнаружили, что:
“И” – один из самых древних союзов русского языка;
Союз “И” за тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения;
Слово “И” за столь долгий срок не изменило своего звучания;
Союз “И” является исключительно частотным словом.
Итак, союз “И” – самый употребляющийся союз, особенно в устной речи. Существует даже загадка о нем: “А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?” (союз И).
Анализ предложений:(слайд №5)
Отзвенела капель, и просохла земля, и грачи полетели на родные поля.
Налетел ветер и распахнул окно.
Какую роль выполняют здесь союзы?
- Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи. (Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).
- Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз И соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного и ее отсутствие между однородными членами, связанными союзом И.
Небо на востоке посветлело, и ……
Небо на востоке посветлело и ……
VI. Работа по опорной схеме.
- Посмотрите на опорную схему “Союз” и расскажите, используя ее, о союзе.
С О Ю З |
1. По морфологическому составу |
Простые: А, НО, ДАЖЕ, ЧТО, ЕСЛИ, ДА ТАКЖЕ. | Составные: Потому что; так как; После того, как; Несмотря на то, что. |
2. По употреблению |
Одиночные: Песни И стихи. | Повторяющиеся: И стихи, И песни. | Двойные: И-и; ни-ни; либо-либо; Либо я, либо ты. |
3. По синтаксическим функциям |
Сочинительные: А) соединительные: и; да; ни-ни; и-и. Б) сопоставительные: не только, но и. В) противительные: а; но; зато. Г) разделительные: или; или-или; либо-либо; то-то; не то-не то; то ли-то ли. Д) присоединительные: да и; также; тоже. | Подчинительные: А) временные: с тех пор, как. Б) причинные: потому что. В) целевые: затем; чтобы. Г) условия: если. Д) уступительные: хотя. Е) сравнительные: как. Ж) изъяснительные: что. |
VI. Упражнение на закрепление навыка “узнавания” союза.(слайд №8)
Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма все еще дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. На солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался.
Хотя тропинка петляла вначале среди невысоких холмов, она прямо и сильно тянула вверх. Ее прорезал неглубокий желоб, русло одного из тех бурных ручьев, что н извергаются с гор после дождя.
Найдите в тексте союзы. Заключите их в овал
VII. Игра “Собери пословицу” (работа в парах).
Ответы:
Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить.
Что напишешь пером, не вырубишь топором.
Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
Смелый находит то, что робкий теряет.
Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает.
Где труд, там и счастье.
Чтобы много знать, надо любить книгу.
Ласковое слово что весенний день.
Калач тем и хорош, что горяч.
Человек без друзей что дерево без корней.
Работа с текстом.(слайд №9)
(1) Звенит капель и солнце светит
А по утрам ещё свежо!
(2) И ребятне и взрослым людям
Сегодня дышится легко.
(3) Не только шубы но и шапки
Долой с отчаянных голов!
(4) Мы б и пальто сегодня сняли
Да слишком мамин взгляд суров.
(5) Весь школьный двор как на ладони:
То Димка камешек метнул
То Лешка запустил кораблик
То в луже Петька утонул.
(6) И пусть твердят про холод мамы
И пусть действительно свежо…
(7) Но всё ж весна на белом свете
И это братцы хорошо!
_Какое настроение вызывает данное стихотворение? Почему?
–Какие знакомые сочинительные союзы вы здесь видите?
Итог урока.
- Что из того, о чем говорилось на уроке, было для вас новым, а может быть, показалось неожиданным, удивило вас, посмотрим, написав синквэйн.( Синквейн пишут сильные уч-ся), остальные выполняют тест.
Напоминаю, что синквэйн – это стихотворение из пяти строк.
Правила написания:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);
Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме;
Последняя строка, состоящая из одного слова, которое повторяет суть темы.
Найдите неправильное утверждение.
А) Союз –это неизменяемая часть речи.
Б)Союзы не являются членами предложения.
В) Союзы не связывают между собой однородные члены предложения.
В каком предложении союз связывает однородные члены предложения?
А) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Б) Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо.
В) Солнце заблистало и наступило радостное утро.
Укажите предложение, в котором союз И связывает простые предложения в составе сложного.
А) Снег падал и засыпал дорожки сада.
Б) Снег падал и дорожки сада скоро покрылись пушистым снегом.
В) Снег падал и покрывал деревья.
Закончите начатое предложение, чтобы получилось сложное предложение.
Каждый день родители ждали…
А) приезда сына из Москвы.
Б) что приедет их сын из Москвы.
В) письма и надеялись на возвращение сына.
5.Укажите строку, где встречаются только служебные части речи.
А) Союз, глагол, предлог.
Б) Предлог, союз, частица.
В) Предлог, местоимение, союз.
Ответы (слайд №12) Самопроверка
Выявление результативности урока
В каждой группе лежат прямоугольники трех цветов:
Зеленый цвет – все понял, могу помочь другому!
Желтый цвет – нужно закрепить дома.
Красный цвет – не понял.
Каждый ученик в группе оценивает себя и выбирает соответствующий цвет..
XI. Домашнее задание. § 54, упр. 313
С О Ю З |
1. По морфологическому составу |
Простые: А, НО, ДАЖЕ, ЧТО, ЕСЛИ, ДА ТАКЖЕ. | Составные: Потому что; так как; После того, как; Несмотря на то, что. |
2. По употреблению |
Одиночные: Песни И стихи. | Повторяющиеся: И стихи, И песни. | Двойные: И-и; ни-ни; либо-либо; Либо я, либо ты. |
3. По синтаксическим функциям |
Сочинительные: А) соединительные: и; да; ни-ни; и-и. Б) сопоставительные: не только, но и. В) противительные: а; но; зато. Г) разделительные: или; или-или; либо-либо; то-то; не то-не то; то ли-то ли. Д) присоединительные: да и; также; тоже. | Подчинительные: А) временные: с тех пор, как. Б) причинные: потому что. В) целевые: затем; чтобы. Г) условия: если. Д) уступительные: хотя. Е) сравнительные: как. Ж) изъяснительные: что. |
Правила написания:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);
Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме;
Последняя строка, состоящая из одного слова, которое повторяет суть темы.
синквэйн – это стихотворение из пяти строк.
Правила написания:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);
Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме;
синквэйн – это стихотворение из пяти строк.
Правила написания:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);
Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме;
Последняя строка, состоящая из одного слова, которое повторяет суть темы.
Правила написания:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);
Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме;
Последняя строка, состоящая из одного слова, которое повторяет суть темы.
7