СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку»



 

Открытый урок по русскому языку на тему:

«Склонение имен существительных».


Тип урока: урок изучения нового материала.


Вид урока: комбинированный


Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.


Оборудование:  проектор, экран, карточки с разноуровневыми заданиями.


ИКТ:  презентация к уроку


Приемы: фронтальный опрос, групповая работа, комментирование, беседа, работа в парах, взаимопроверка.


Цели: Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить учащихся с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду, по наличию специфических падежных окончаний.


Планируемые результаты: Осознание границ собственных знаний, способность к самооценке, готовность выполнять определённые учебные действия для дальнейшего приобретения умений. (Л.)

Формулировать тему и задачу урока, выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, контролировать процесс и результат деятельности (Р.)

Осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи и выполнения учебных заданий. Понимать информацию, представленную в табличном виде, переводить в словесную форму. (П)

Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, классификации, систематизации, обобщения. (П)

Использовать речь для регуляции своих действий, строить высказывания, понятные для своего решения. (К.)


Ожидаемые результаты: Учащиеся должны научиться определять склонения имен существительных.

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие гостей

Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке (дети произносят хором).


Мы рады сегодня приветствовать вас.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

3. Психологический настрой.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! 

Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Слайд 1. (презентация - приложение 1)

(ответы детей).

- У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем. Но сначала давайте откроем тетради и запишем число, «классная работа» и словарный диктант: Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь

4.Актуализация знаний..

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что называется именем существительным?

- Что вы знаете об имени существительном?

-Какие признаки имен существительных вы знаете? (одуш.-неодуш., собств.-нариц. ,имеют роды, изм. по числам и падежам)

- Что значит изменяется по падежам? (Изменяется по вопросам)

- Как называется изменение имен существительных по падежам? (склонением).

-Какая часть слова изменяется при изменении по падежам?

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите их с вопросами

  Работа в группах.

 - Ребята, какое время года?

- Так  вот, чтоб она была теплой, правильно просклоняем  слова  зима и снег,  выделим окончания.



5. Постановка темы и цели урока: на доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.

Автобус едет по улице Гагарина и по площади Мира.

- В каком падеже существительные по улице и по площади? (В дательном падеже)


- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

-Какие у вас есть  предположения?

- Может это зависит от рода?  Какого рода эти слова, определите.Но оба существительных женского рода.

- Вижу, затрудняетесь. Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

 

6. Поиск решения. Задание на формулировку темы урока.

 

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

 

- Прочитайте слова, найдите общее. (Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

 

- Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:

- Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

(Вода, земля)

- Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.

(Юра, Витя)

- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

(Стол, конь)

- Выделите в них окончания.

- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

(Окно, море)

- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

 

Сущ. ж. р.

Сущ. м. р.

Сущ. м. р. 

Сущ. ср. р.

Сущ. ж. р.

вода

Юра

конь

окно

степь

земля

Витя

стол

море

дочь

/_________________/

/____________________/

/__________/

1 склонение

2 склонение

3 склонение

 

 

- По каким признакам мы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

 

7. Формулировка темы урока.

-Сформулируйте  тему урока. 

- И мы с вами научимся  определять эти склонения имен существительных. Читаем правило на стр. 94 учебника.

 

 

- Правильно определить склонение имен  существительных  вам поможет таблица в учебнике  на стр. 95. Эту таблицу нужно будет вам выучить.

 8. Физкультминутка. Ветер дует нам в лицо…


9. Работа с текстом на стр. 93 Подберите из текста им. сущ. в разных падежах. Скатертью, земля, сугробы, шапками, лес, узоры, тропку, хвоста, мышами, цепочкой, опушке, поля, дорогу, зверей,

Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже? (слайд14)

Ученик: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:

  • Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного - это ед.ч., И.п.

  • Определить род и окончание существительного, а затем и склонение.


Скатерть, земля, сугроб, шапка, лес, узор, тропка, хвост, мышь, цепочка, опушка, поле дорога, зверь,





10.Разноуровневая самостоятельная работа 

- Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите  задание, с которым  вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

 

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.


Динамическая пауза.

- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл., вы должны присесть, руки вперед. Если это существительное 2 скл.- встать, руки вниз, если существительное 3-го  склонения – три хлопка.


1.Кто ни в жару, ни в стужу 
Не снимает шубу?
(Баран)  

2.Кто на ветке шишки грыз, 
И бросал объедки вниз?
(Белка)                            

3.В поле лестница лежит, 
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)

4.Закружу, заверчу,
В небеса улечу.
(Вертолёт)

5.Ящик на коленях пляшет - 
То поёт, то горько плачет.
(Гармонь)

6.Никого не обижает,
А её все толкают.
(Дверь)

7.Много рук, а нога одна.
(Дерево)

8.Колюч рыба, да не ёж.
(Ёрш)

9.Шесть ног без копыт, 
Летит - жужжит, 
Упадёт - землю роет.
(Жук)

10.По земле ползёт, 
А к себе не подпускает.
(Змея)

11.Над домами и дорожками
Висит кусок лепёшки.
(Луна)

12. Закутан ребенок в сто пеленок (капуста)

11. Рефлексия деятельности.

- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ - 3 скл.).

- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).

Учитель: Правильно. Далее на уроках мы будем выполнять различные задания и тренироваться в правильном написании падежных окончаний.

12.Подведение итогов.

Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока. Продолжите предложения:

1. Я сегодня на уроке научилась…..

2. Я доволен своей работой, потому что...

3. Я допустил ошибку...

-Сможете ли объяснить эту тему однокласснику, который отсутствует?

-Как вы это сделаете (кратко)?



Выставление оценок. Домашнее задание.



зима

род


И.п.


Р.п.


Д.п.


В.п.


Т.п.


П.п.







снег

род


И.п.


Р.п.


Д.п.


В.п.


Т.п.


П.п.