Открытый урок по русскому языку на тему:
«Склонение имен существительных».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный
Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.
Оборудование: проектор, экран, карточки с разноуровневыми заданиями.
ИКТ: презентация к уроку
Приемы: фронтальный опрос, групповая работа, комментирование, беседа, работа в парах, взаимопроверка.
Цели: Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить учащихся с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду, по наличию специфических падежных окончаний.
Планируемые результаты: Осознание границ собственных знаний, способность к самооценке, готовность выполнять определённые учебные действия для дальнейшего приобретения умений. (Л.)
Формулировать тему и задачу урока, выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, контролировать процесс и результат деятельности (Р.)
Осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи и выполнения учебных заданий. Понимать информацию, представленную в табличном виде, переводить в словесную форму. (П)
Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, классификации, систематизации, обобщения. (П)
Использовать речь для регуляции своих действий, строить высказывания, понятные для своего решения. (К.)
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны научиться определять склонения имен существительных.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие гостей
Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке (дети произносят хором).
Мы рады сегодня приветствовать вас.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
3. Психологический настрой.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Слайд 1. (презентация - приложение 1)
(ответы детей).
- У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем. Но сначала давайте откроем тетради и запишем число, «классная работа» и словарный диктант: Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь
4.Актуализация знаний..
- К какой части речи относятся эти слова?
- Что называется именем существительным?
- Что вы знаете об имени существительном?
-Какие признаки имен существительных вы знаете? (одуш.-неодуш., собств.-нариц. ,имеют роды, изм. по числам и падежам)
- Что значит изменяется по падежам? (Изменяется по вопросам)
- Как называется изменение имен существительных по падежам? (склонением).
-Какая часть слова изменяется при изменении по падежам?
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите их с вопросами
Работа в группах.
- Ребята, какое время года?
- Так вот, чтоб она была теплой, правильно просклоняем слова зима и снег, выделим окончания.
5. Постановка темы и цели урока: на доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.
Автобус едет по улице Гагарина и по площади Мира.
- В каком падеже существительные по улице и по площади? (В дательном падеже)
- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?
-Какие у вас есть предположения?
- Может это зависит от рода? Какого рода эти слова, определите.Но оба существительных женского рода.
- Вижу, затрудняетесь. Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
6. Поиск решения. Задание на формулировку темы урока.
Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.
- Прочитайте слова, найдите общее. (Существительные в единственном числе, в именительном падеже)
- Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:
- Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.
(Вода, земля)
- Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.
(Юра, Витя)
- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.
(Стол, конь)
- Выделите в них окончания.
- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.
(Окно, море)
- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?
(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)
Сущ. ж. р. | Сущ. м. р. | Сущ. м. р. | Сущ. ср. р. | Сущ. ж. р. |
вода | Юра | конь | окно | степь |
земля | Витя | стол | море | дочь |
/_________________/ | /____________________/ | /__________/ |
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
- По каким признакам мы сгруппировали существительные?
(По роду и окончанию)
- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
7. Формулировка темы урока.
-Сформулируйте тему урока.
- И мы с вами научимся определять эти склонения имен существительных. Читаем правило на стр. 94 учебника.
- Правильно определить склонение имен существительных вам поможет таблица в учебнике на стр. 95. Эту таблицу нужно будет вам выучить.
8. Физкультминутка. Ветер дует нам в лицо…
9. Работа с текстом на стр. 93 Подберите из текста им. сущ. в разных падежах. Скатертью, земля, сугробы, шапками, лес, узоры, тропку, хвоста, мышами, цепочкой, опушке, поля, дорогу, зверей,
Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже? (слайд14)
Ученик: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:
Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного - это ед.ч., И.п.
Определить род и окончание существительного, а затем и склонение.
Скатерть, земля, сугроб, шапка, лес, узор, тропка, хвост, мышь, цепочка, опушка, поле дорога, зверь,
10.Разноуровневая самостоятельная работа
- Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите задание, с которым вы справитесь.
Уровень 1.
Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.
Уровень 2.
Выпиши существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.
Уровень 3.
Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.
Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.
Динамическая пауза.
- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл., вы должны присесть, руки вперед. Если это существительное 2 скл.- встать, руки вниз, если существительное 3-го склонения – три хлопка.
1.Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)
2.Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)
3.В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
4.Закружу, заверчу,
В небеса улечу.
(Вертолёт)
5.Ящик на коленях пляшет -
То поёт, то горько плачет.
(Гармонь)
6.Никого не обижает,
А её все толкают.
(Дверь)
7.Много рук, а нога одна.
(Дерево)
8.Колюч рыба, да не ёж.
(Ёрш)
9.Шесть ног без копыт,
Летит - жужжит,
Упадёт - землю роет.
(Жук)
10.По земле ползёт,
А к себе не подпускает.
(Змея)
11.Над домами и дорожками
Висит кусок лепёшки.
(Луна)
12. Закутан ребенок в сто пеленок (капуста)
11. Рефлексия деятельности.
- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ - 3 скл.).
- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).
Учитель: Правильно. Далее на уроках мы будем выполнять различные задания и тренироваться в правильном написании падежных окончаний.
12.Подведение итогов.
Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока. Продолжите предложения:
1. Я сегодня на уроке научилась…..
2. Я доволен своей работой, потому что...
3. Я допустил ошибку...
-Сможете ли объяснить эту тему однокласснику, который отсутствует?
-Как вы это сделаете (кратко)?
Выставление оценок. Домашнее задание.
зима |
род | |
И.п. | |
Р.п. | |
Д.п. | |
В.п. | |
Т.п. | |
П.п. | |
снег |
род | |
И.п. | |
Р.п. | |
Д.п. | |
В.п. | |
Т.п. | |
П.п. | |