Урок русского языка.
3 класс
Стрельцова Светлана Владимировна
Учитель высшей категории
МБОУ СОШ № 23
Г.Симферополь Республика Крым
Тип урока: закрепление знаний, урок формирования УУД.
Тема урока: «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
Цели урока:
Предметные: Закреплять умение проверять безударную гласную в корне слова.
Учить работать по алгоритму.
Различать проверочные и проверяемые слова.
Регулятивные: уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания.
Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.
Коммуникативные: развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.
Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.
Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс» (авторы В.П.Канакина), тетради, презентация, картинный словарь, карточки для самостоятельной и индивидуальной работ.
Ход урока 1 .Орг. момент
2 .Эмоциональный настрой
- Хочу начать наш урок со слов И.С.Тургенева. Он писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. »
И.С. Тургенев
Поэтому и посвятим наш урок великому делу- изучению русского языка, чтобы иметь в наших умелых руках этот клад, это достояние.
3.Минутка чистописания.
1) зи мн ова вк
2) Придумать слова с буквосочетаниями (зи мн ова вк)
3) На доске запись:
Зима, зимний, зимовать, зимовка.
- Скажите, что объединяет эти слова? Составить словосочетания с каждым словом.
4. Актуализация знаний.
1)Словарно-орфографическая работа. Загадки.
– Посмотрите на картинку, запишите слова, поставьте ударение, выделите орфограмму.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет
Крохи собирает. (воробе́й)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона
Это ….. (воро́на).
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (соро́ка)
Перья черные и с блеском,
Может быть довольно дерзким:
Всё – вредителям конец!
Имя птице той — … (Скворец)
Словарь: Ворона, скворец, сорока, воробей. (работа со словарными словами)
-На какую орфограмму записаны слова? ( На безударную гласную проверяемую и непроверяемую) Проверим написанные слова.
-. Какое слово лишнее? Почему? (Скворец- проверяемая безударная гласная,).
-Сформулируйте тему урока. (Правописание безударной гласной в корне слова)
Продолжим закрепление по данной теме.
- Как проверить безударную гласную? (подобрать проверочное или однокоренное слово). Какие слова называем однокоренными или родственными? (имеющие общую часть- корень и значение)
– Подберите проверочное слово. (Скворушка)
2) Беседа.
-Ворона и сорока — птицы «погодливые », и наблюдение за их поведением и образом жизни дает внимательному наблюдателю немало погодных примет и зимой и летом.
Зимние приметы:
«Вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и чистятся — это зимой к снегу»
«Сорока под крышу лезет — к вьюге».
5.Физминутка для глаз.
6. Коллективная работа.
В![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/22/s_5bf6ffb0ac63f/1006225_1.png)
орона, скворец, сорока, воробей.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/22/s_5bf6ffb0ac63f/1006225_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/22/s_5bf6ffb0ac63f/1006225_4.png)
- Что объединяет записанные слова? (Это птицы)
- Когда приходится птицам тяжелее всего ? (В зимнее время)
-Какое название птицы лишнее в этом ряду? (Скворец)
-Почему( скворец - перелётная птица, остальные- зимующие или кочующие).
-Как помочь птицам легче перезимовать? ( Подкармливать их, развешивать кормушки)
-Прочитайте следующую группу слов:
Корм, кормушка, кормовой, кормчий (рулевой на корабле) , кормить .
- Можем ли утверждать, что все эти слова однокоренные? (Нет)
– Какое слово лишнее? Почему? (Слово кормчий другого значения)
– Запишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение.
-укажите проверочное слово, проверяемые;
7. Работа в группах.
-Составить предложение о птицах по схеме в карточке . Подчеркнуть грамматическую основу.
Какая? Кто? Что делает? Где? Какая? Кто? Что сделала? Где?
Чёрная ворона сидит на дереве. Болтливая сорока подлетела к кормушке.
Игра « Не ошибись».
-Найдите лишнее слово и зачеркните его, а в остальных выделите корень и поставьте ударение.
1.Лист, лиственница, лисица.
2.Водный, вода, водить.
3.Корень, корневой, коржи
4.Горный, городок, горка.
- Какое из слов является проверочным, а какое проверяемое? Выделите корень и поставьте ударение.
– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Правило)
7. Повторение алгоритма проверки безударных гласных в корне слова. (Слайд № 7)
- Какие слова требуют проверки? Вспомним и оставим алгоритм.
– Какие бывают гласные? (ударные и безударные)
– В каком положении написание гласного звука вызывает сомнение? (в безударном)
– Какие гласные в безударных слогах нужно проверять? (а, о, и, е, я)
– Как проверить написание безударного гласного звука? (изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)
АЛГОРИТМ проверки безударных гласных в корне.
1.Прочитай слово.
2.Поставь ударение.
3.Выдели корень.
4.Определи безударную гласную.
5.Подбери проверочное слово.
6.запиши слово правильно, вставив безударный гласный.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/22/s_5bf6ffb0ac63f/1006225_5.png)
9. Физкультминутка.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/22/s_5bf6ffb0ac63f/1006225_6.jpeg)
Ветер тихо ель качает, (Наклоны влево-вправо.)
Снег в сугробы наметает (круговые взмахи руками)
К жилью птицы прилетают (имитируют движения крыльев)
Детей просят, умоляют:
Пожалейте нас немножко,( шаги на месте)
Мёрзнут крылья, стынут ножки.(приседания)
сыпь в кормушку зёрен горсть,(имитируют движения крыльев)
Чтоб не погиб пернатый гость!
10. Проверка знаний.
1)Проверим свои знания, пройдя тест:
А)Найди ошибку в проверочном слове:
1) тяжелый – тЯжесть 2) столовая - стОлик
3) похвала – хвАлить 4) гостиница – гОсть
Б) В каком слове допущена ошибка?
1) морской
2) письмо
3) посодить
4) страна
В) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?
1) камушки
2) легкие
3) стрелки
4) спортивный
2). И
ндивидуальная работа Работа по карточкам.
Задание : поставить в слове ударение, вставить безуданый гласный в корне, соединив стрелками
1 вариант | 2 вариант |
передняя сторона карточки | задняя сторона карточки | передняя сторона карточки | задняя сторона карточки |
п . ньки к . рмушка п . щит д . ньки м . стовой | .о .и .е .о .е
| др . ва ст . пной с . ница гн.здо п. ля | .е .о .е .о .и |
Проверка ( слайд презентации)
11.Итог урока. -Как проверить безударный гласный в корне слова? (Правило), свои примеры. 12.
Рефлексия. – Чему учились на уроке? (составляли алгоритм проверки слова с безударными гласными)
-что запомнилось?
-на что обратите внимание одноклассников?
-что наиболее удачным было в вашей работе?
Своей работой на уроке я:
- доволен…
- не совсем доволен…
-я недоволен, потому что…
13. Д/з: тетрадь с.47, упр.100, правило.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/22/s_5bf6ffb0ac63f/1006225_6.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/22/s_5bf6ffb0ac63f/1006225_5.png)