ОМОНИМЫ
Цели как результат деятельности учащихся:
предметные: овладеть основными понятиями темы, различать омонимы и многозначные слова, опознавать омонимы и их разновидности, наблюдать за ролью омонимов в художественных текстах, использовать их в собственной речи;
личностные: осознавать роль омонимов в формировании и выражении мыслей и чувств;
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему (проблему) урока.
3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на приёмы и механизмы читательской деятельности.
Учебник: Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 317 с.
Ход урока
I. Создание проблемной ситуации
1) Составьте предложения с данными словами (задание распечатано по вариантам, слова сопровождаются иллюстрациями, обязательное условие – ребята не показывают друг другу задание). (См. Приложение 1 в «Дидактическом материале».)
1 вариант | 2 вариант |
ключ | ключ |
лук | лук |
2) Запись учащимися предложений на доске. (За правильно составленные предложения ребята в лист оценивания или на полях тетради выставляют себе 1 балл.) Перед проверкой уточняем, что всем ребятам нужно было составить предложения со словами «ключ», «лук» и «коса» .
Возможные примеры:
1 вариант | 2 вариант |
Этот ключ легко открывает замок. | Рядом с посёлком бил чистый и прохладный ключ. |
На грядке рос зелёный лук. | Спортсмен осмотрел лук перед стрельбой. |
На плече у Ани густая и красивая коса. | В руках у дедушки была старая коса. |
Учитель. Какое заметили противоречие? Что удивило? Как такое стало возможно?
II. Формулирование проблемы
Учитель. Какой возникает вопрос? Что предстоит выяснить? (Версии учащихся можно фиксировать на доске. Если нет решающей версии, продолжим цепочку вопросов.) Можно ли эти слова назвать многозначными? Сравните с многозначным словом, например «игла».
Игла
1. Тонкий заострённый металлический стержень с отверстием для вдевания нити, употребляемый для шитья. // То, что формой напоминает такой стержень.
2. Твёрдое, колючее образование на теле у некоторых животных.
3. Лист хвойного растения. // Шип растения.
4. Острый шпиль здания.
Вывод: в многозначном слове тесная связь, сходство между его значениями.
Учитель. Есть ли что-то общее в значениях слов, с которыми вы составляли предложения? (Нужно подвести учащихся к формулировке цели: выяснить, как называются такие слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение.)
III. Открытие нового знания
Учитель. Найдите в учебнике на странице 142 , как называются такие слова. Запишите тему урока.
Запишем в «словарики»: омонимы (от греч. homos – одинаковый и onyma – имя) – слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но при этом имеют разные лексические значения.
Я думаю, вы все слышали о конкурсах двойников. В них участвуют внешне похожие люди, но родственниками они не являются.
Откуда же в языке появились слова-двойники с абсолютно разными значениями? Проведём небольшое исследование (за правильно выполненное задание ребята в лист оценивания или на полях тетради выставляют 2 балла). В этом нам помогут этимологический и толковый словари. Разделимся на группы и выясним, когда в русском языке появилось данное слово, как менялось (если это происходило) его значение. Какой словарь нужен для данной работы? (Этимологический.)
Комментарий. В дидактический материал включены приложения 2 и 3. Приложение 2 – статьи толкового и этимологического словарей. Приложение 3 – памятки учащимся. Перед началом работы надо выдать памятки группам.
IV. Применение нового знания
1. Игра в слова-омонимы
1) Выберите слово, каким называют обшлаг рукава рубашки и деталь сантехники: отворот, манжет, воротник. (Манжет.)
2) Что можно одновременно делать и с обедом, и с газовой тубой: жарить, кушать или варить? (Варить.)
3) Как называется гребень треугольной крыши и сильное увлечение человека какой-либо деятельностью: конёк, собачка или кошечка? (Конёк.)
4) Каким словом называют сорт сливочного мороженного и щипцы, которыми ставят печати на дверях: эскимо, пломбир или пассатижи? (Пломбир.)
2. Упражнение
Работа выполняется индивидуально, при отсутствии учебника ребятам предлагается распечатанный вариант задания (приложение 4), слайд презентации открываем только для проверки (за правильно подобранные однокоренные слова ребята в лист оценивания или на полях тетради выставляют 1 балл).
Учитель. Прочитайте словосочетания. Являются ли омонимами выделенные слова? Почему? Выпишите их в начальной форме и составьте с любыми из них два предложения.
Стакан из стекла – вода стекла; косить косой – косой взгляд; тёплую печь – печь пироги; разводить голубей – небо стало голубей; побелить потолок – потолок картошку.
V. Создание проблемной ситуации
Учитель. Сравним слова: замок – замок, компания – кампания, мой (портфель) – мой (пол). Почему эти пары слов нельзя назвать омонимами?
VI. Открытие нового знания
Учитель. Давайте попробуем представить себя лингвистами, которым нужно назвать данные явления, придумать термины или составить их, исходя из тех знаний, которыми мы обладаем.
Что общего в паре: замок – замок? (Одинаково пишутся.)
Какой раздел лингвистики изучает способы выражения звуков на письме и в буквальном переводе с греческого означает «пишу»? (Графика.)
Попробуем назвать термин по аналогии : омонимы (от греч. «homos – одинаковый» + «onyma – имя»), а если взять «homos – одинаковый» и «grapfo – пишу», получаем… (Версии учащихся, останавливаемся на правильной: омографы.)
Рассмотрим следующую пару: компания – кампания. Слова отличаются написанием, но одинаково произносятся. Какой раздел лингвистики изучает звуки? (Фонетика.) Что получится, если сложить части «одинаковый» и «звук»? («homos – одинаковый» + «phone – звук»: омофоны.)
Чем необычна последняя пара: мой (портфель) – мой (пол)? (Разные части речи.) Попробуйте просклонять местоимение «мой», назовите неопределённую форму данного глагола (мыть), поставьте в настоящее, прошедшее и будущее время. Что заметили? (Эти слова совпадают в написании и произношении только в одной форме.)
Следовательно, как можно назвать данную пару? (Можно использовать подсказку: «homos – одинаковый» + форма.)
Давайте сравним наши открытия с материалом учебника.
VII. Применение нового знания
Учитель. Прочитайте стихотворения.
Выпишите: 1) омофоны, 2) омографы, 3) омоформы (За правильное выполнение задания ребята в лист оценивания или на полях тетради выставляют 1 балл).
Рыбачка
Вместо озера – пруд.
Вместо удочки – прут.
Так и знайте: сама
Я поймаю сома!..
Ответ:
1) омофоны: пруд – прут, сама – сома;
2) омографы: ворона – ворона;
3) омоформы: мыло (сущ.) – мыло (глаг.), сорок (числ.) – сорок (сущ.).
Индивидуальные задания
Нужно сравнить предложения. Определить, одно и то же обозначают слова, звучащие совершенно одинаково.
А) Гляжу я на тебя, дедушка, и думаю: везде-то ты был, весь-то свет исходил. (Ф. Гладков.)
Шорох исходил из кустов. (М. Шолохов.)
VIII. Рефлексия
Учитель. Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?
Составьте схему по теме «Омонимы».
Примерная схема: