МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №44»
367913, Республика Дагестан, Кировский район, г.Махачкала, с. Шамхал –Термен, тел.89285382820
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ №44
______/Шахбанов Х.Н./
«____»________20____г.
Открытый урок по русскому языку
На тему: Неопределённая форма глагола»
4 «Д» класс
Семинар 28. 02 2024 год
МБОУ «СОШ №44»
Подготовила учитель начальных классов:
Магомедова Р.Р
План урока
1.Урок по предмету « Русский язык» класс 4 «Д» дата; 28. 02. 2024г.
2.Тема: Неопределенная форма глагола.
3.Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений
4.Цель урока: развивать умения распознавать глаголы в неопределенной форме, ставить вопросы к ним;
расширять представления об особенностях неопределенной формы глагола.
5.Планируемые результаты:
Личностные: Первоначальное представление о научной картине мира.
Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Предметные умения; Устанавливать начальную форму глагола
6.Ключевые слова: Признак, глагол, спряжение, изменения глагола по лицам и числам
7.Базовые понятия: Форма
8.На уроке предусмотрено использование следующих видов деятельности: «Кейсы по работе с информацией», «Обучающие видеоролики», «Практическая работа», «Проект», «Фрагменты художественных или телевизионных фильмов», «Чек-лист», «Диагностическая работа».
Ход урока
Организационный момент.
1.1 Работа с текстом «Кейсы по работе с информацией»
- Прочитайте текст и ответь на вопросы.
Я присел отдохнуть у ручейка, открыл флягу, чтобы запастись водой, да так и поставил ее в травке. А когда обернулся, то увидел, что горлышко фляги крошечный паучок уже украсил тонкой паутинкой. Я протянул руку, и паучок сразу удрал, смешно подпрыгивая на крошечных ножках.
-Определи тему текста. Крошечный паучок. (Ответы детей.)
-Выпиши формы слова фляга. Задай вопрос к этим словам, подпиши, в каком падеже и числе использованы эти слова.
Фляга ( Начальная форма)
Флягу В.п, ед. ч
Фляги Р.п, ед.ч
-Как ты думаешь, слово фляжка — это ещё одна форма этого слова или однокоренное слово? ( Это однокоренное родственное слово.) с чередование в корне согласных г – ж.
-Понаблюдай, как поменялось лексическое значение последнего слова:
фляга
флягу -
фляги -
Фляжка-
-Докажите, что слово фляжка не является ещё одной формой слова фляга. ( Слово фляжка имеет другое лексическое значение.) -Можем ли мы сказать, что слово фляга — это начальная форма слова фляжка?
-Мы изменяли формы имени существительного, а теперь и форму имени прилагательного.
-Найди в тексте форму слова крошечный — крошечных .
крошечный И. п ед.ч
крошечных Т.п мн.ч
-Меняется ли при изменении формы слова его лексическое значение? (Нет не меняется.)
-Как найти начальную форму имени существительного?
-А имени прилагательного?
Проблемная ситуация. (постановка проблемного вопроса)
--А знаете ли вы, как найти начальную форму глагола?
- Определите тему урока? ( Начальная форма глагола.)
Цель урока; узнать как находить начальную форму глагола.
Задачи;
узнать об особенности глагола в неопределенной форме
научиться распознавать глаголы в неопределенной форме
ставить к ним вопросы.
1.2. Актуализация знаний
Начальная форма глагола. Обучающие видеоролики
- Посмотрите видеоролик и выполните задание. (Каждому ученику выдаются стикеры (4-5 штук) и дается задание.)
Фиксировать кратко полученную информацию, один стикер — одна мысль (правило, тезис). используя приём «суперслайд».
Работа в группе.
- Сверьте информацию друг у друга и сделайте один общий слайд на листе А4: прикрепите стикеры, которые содержат разную информацию. (Дети в группах по 4- 5 человек выполняют задание, после выполнения задания в группах делается 1 общий суперслайд от всего класса, куда каждая команда фиксирует 1-2 стикера, тезисы на слайдах не должны повторяться.)
Этап 2/БЛОК 2.
2.1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Проверка первичного усвоения. (Дети самостоятельно выполняют задание на карточках.)
Задание №1
- Прочитай слова. Подумай в каких группах записаны разные (однокоренные) слова, а в каких формы одного слова. Выбери строчки где указаны формы одного слова.
видим, видишь, вижу, видят,
украсил, украшает, покрасил. перекрашу
прыгает, подпрыгивает, перепрыгнул, запрыгнет
Задание №2
- Найди глаголы только в начальной форме
Пройти(что сделать), придет, посмотрел, беречь(что делать), обойти,(что сделать), пойдет, посмотреть(что делать), плавать(что сделать).
Задание №3
-Прочитай слова, определи вид глагола в каждой строчке. Для этого задай вопросы к каждому слову и подбери правильный вопрос начальной формы; Что делать? или что сделать? Запиши глагол в начальной форме каждой строки.
Набирают, набираешь, набирал – набирать (что делать)
Набрали, наберут, наберешь – набрать (что сделать)
Думает, думал, думаете – думать (что делать)
Обдумали, обдумаете, обдумала – обдумать (что сделать)
Задание №4
Перед тобой список глаголов в начальной форме. Отметь основу этих глаголов.
Посмотреть, испечь, пойти, обойти, беречь, плавать, подойти перелететь.
2.Проверка первичного закрепления.
Этап 3/БЛОК 3.
3.1.Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Обучающие выполняют работу над проектами. (Работа в парах)
Работа с инструкцией. Источник информации статья. Как стать космонавтом России? (В инструкции ученики должны указать пункт о знаниях законов физики.)
- Составь инструкцию для школьников, как стать космонавтом в России.
Используй алгоритм для составления инструкций.
Прочитай статью как стать космонавтом в России? Выбирай для внимательного чтения ту информацию которая поможет в составлении инструкции.
Сбор информации. Выдели информацию по этапам.
Что необходимо знать до подачи заявления?
Что необходимо сделать на первом этапе , что бы попасть в число заявителей?
Что необходимо сделать на втором этапе? Какие испытание пройти?
Как попасть на луну?
Разработка инструкции
Запиши получившуюся инструкцию, используя глаголы в начальной форме.
Начинай так:
Что бы стать космонавтом России вам необходимо:
,,,,,,,,(начинай с глагола начальной формы)
………….
………….
………….
4. Коррекция
Перечитай инструкцию, убери лишние пункты если такие будут, Постарайся составить краткую и четкую инструкцию.
5 Оформление
Добавь к инструкции иллюстрацию, (пиктограммы, числа, инфографику, рисунки).
3.2.Выполнение межпредметных заданий из реальной жизни.
Законы Ньютона
Фрагменты художественных или телевизионных фильмов
(Видеосюжет на этом этапе направлен на развитие интереса к изучению физики и на демонстрацию связи разных предметов.)
- Рассматривая законы Ньютона на примерах, ученики вставляют подходящие по смыслу глаголы в указанной форме.
Задание №1
Вставь глагол третьего лица настоящего времени в формулировку первого закона Ньютона
Тело находится в состоянии покоя, пока на него не подействует какая-нибудь внешняя сила.
Заполни пропуски глаголами в начальной форме.
2.Сила, действующая на тело, равна произведению массы тела на её ускорение. Это значит, чтобы рассчитать подъёмную силу ракеты, надо умножить массу ракеты на её ускорение.
Заполни пропуски глаголами 3 лица настоящего времени.
3.Сила действия равна силе противодействия. Земля действует на ракету силой притяжения, а во время полёта ракета начинает действовать на землю при помощи двигателей и реактивной струи.
- Помогло ли вам знания русского языка восстановить смысл каждого закона? ( Ответы детей)
Задание №2
- Выполните разбор глаголов по составу (морфемный разбор).
находится, рассчитать, умножить, действует, начинает.
4.Систематизация знаний и умений.
Подбор заданий на связь изученной на уроке темы с раннее освоенной темой или другими предметами.
Задание № 1
Выбери верную характеристику форму глагола.
Ракета стоит(несов.вид.3 л наст вр) на старте. Она оторвется ( сов вид. 3.л буд вр.) от земли в тот момент, когда заработают( сов.вид 3.л буд вр.) двигатели, то есть, подействует (Сов в. 3. Л. Буд вр)реактивная сила.
Задание №2
Прочитай текст , рядом с выделенными глаголами запиши их начальную форму.
Земля действует (действовать) на ракету силой притяжения, а вовремя старта начинает (начинать) действовать на землю при помощи двигателя и реактивной струи. Это сила столь мощная, что позволяет (позволить) оттолкнутся ракете от земли.
Задание номер 3
- Установи верную связь между глаголом и его характеристикой.
С
кажу Совершенный вид, прош. Вр. 3 л. Мн.ч
С
казать Совершенный вид. Буд. Вр. 1. Л ед.ч
П
одсказывать Несовершенный вид. Наст. Вр. 3.л ед.ч
Сказали Совершенный вид начальная форма.
Подсказывает Несовершенный вид начальная форма.
Этап 4/БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков.
1.Диагностика или самодиагностика.
Подбор задания в соответствии с планируемыми результатами и содержанием урока.
Задание №1
-Образуй от данных слов новые слова с помощью приставок воз вос
Принимать_______________ создавать______________ гордиться
Кликнуть___________________ становиться_____________ торжествовать________________
Этап 5/БЛОК 5.
Рефлексия.
2. Домашнее задание упр 149. учебник.