СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку "Начальная форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Начальная форма глагола"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №44»

367913, Республика Дагестан, Кировский район, г.Махачкала, с. Шамхал –Термен, тел.89285382820


«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №44

______/Шахбанов Х.Н./

«____»________20____г.







Открытый урок по русскому языку

На тему: Неопределённая форма глагола»

4 «Д» класс

Семинар 28. 02 2024 год

МБОУ «СОШ №44»

























Подготовила учитель начальных классов:

Магомедова Р.Р

План урока

1.Урок по предмету « Русский язык» класс 4 «Д» дата; 28. 02. 2024г.

2.Тема: Неопределенная форма глагола.

3.Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений

4.Цель урока: развивать умения распознавать глаголы в неопределенной форме, ставить вопросы к ним;

расширять представления об особенностях неопределенной формы глагола.


5.Планируемые результаты:

Личностные: Первоначальное представление о научной картине мира.

Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Предметные умения; Устанавливать начальную форму глагола

6.Ключевые слова: Признак, глагол, спряжение, изменения глагола по лицам и числам

7.Базовые понятия: Форма

8.На уроке предусмотрено использование следующих видов деятельности: «Кейсы по работе с информацией», «Обучающие видеоролики», «Практическая работа», «Проект», «Фрагменты художественных или телевизионных фильмов», «Чек-лист», «Диагностическая работа».































Ход урока

  1. Организационный момент.


1.1 Работа с текстом «Кейсы по работе с информацией»

- Прочитайте текст и ответь на вопросы. 

Я присел отдохнуть у ручейка, открыл флягу, чтобы запастись водой, да так и поставил ее в травке. А когда обернулся, то увидел, что горлышко фляги крошечный паучок уже украсил тонкой паутинкой. Я протянул руку, и паучок сразу удрал, смешно подпрыгивая на крошечных ножках.

-Определи тему текста. Крошечный паучок. (Ответы детей.)

-Выпиши формы слова фляга. Задай вопрос к этим словам, подпиши, в каком падеже и числе использованы эти слова.

Фляга ( Начальная форма)

Флягу В.п, ед. ч

Фляги Р.п, ед.ч

-Как ты думаешь, слово фляжка — это ещё одна форма этого слова или однокоренное слово? ( Это однокоренное родственное слово.) с чередование в корне согласных г – ж.

-Понаблюдай, как поменялось лексическое значение последнего слова: 

  • фляга 

  •  флягу -

  •  фляги -

  • Фляжка-

-Докажите, что слово фляжка не является ещё одной формой слова фляга. ( Слово фляжка имеет другое лексическое значение.) -Можем ли мы сказать, что слово фляга — это начальная форма слова фляжка

-Мы изменяли формы имени существительного, а теперь и форму имени прилагательного.

-Найди в тексте форму слова крошечный — крошечных .

  • крошечный  И. п ед.ч

  • крошечных Т.п мн.ч

-Меняется ли при изменении формы слова его лексическое значение? (Нет не меняется.)

-Как найти начальную форму имени существительного?

-А имени прилагательного?

Проблемная ситуация. (постановка проблемного вопроса)

--А знаете ли вы, как найти начальную форму глагола? 

- Определите тему урока? ( Начальная форма глагола.)

Цель урока; узнать как находить начальную форму глагола.

Задачи;

  • узнать об особенности глагола в неопределенной форме

  • научиться распознавать глаголы в неопределенной форме

  • ставить к ним вопросы.

1.2. Актуализация знаний

Начальная форма глагола. Обучающие видеоролики


- Посмотрите видеоролик и выполните задание. (Каждому ученику выдаются стикеры (4-5 штук) и дается задание.)

Фиксировать кратко полученную информацию, один стикер — одна мысль (правило, тезис). используя приём «суперслайд». 


Работа в группе.

- Сверьте информацию друг у друга и сделайте один общий слайд на листе А4: прикрепите стикеры, которые содержат разную информацию. (Дети в группах по 4- 5 человек выполняют задание, после выполнения задания в группах делается 1 общий суперслайд от всего класса, куда каждая команда фиксирует 1-2 стикера, тезисы на слайдах не должны повторяться.)

Этап 2/БЛОК 2.

2.1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Проверка первичного усвоения. (Дети самостоятельно выполняют задание на карточках.)





Задание №1

- Прочитай слова. Подумай в каких группах записаны разные (однокоренные) слова, а в каких формы одного слова. Выбери строчки где указаны формы одного слова.

видим, видишь, вижу, видят,

украсил, украшает, покрасил. перекрашу

прыгает, подпрыгивает, перепрыгнул, запрыгнет

Задание №2

- Найди глаголы только в начальной форме

Пройти(что сделать), придет, посмотрел, беречь(что делать), обойти,(что сделать), пойдет, посмотреть(что делать), плавать(что сделать).

Задание №3

-Прочитай слова, определи вид глагола в каждой строчке. Для этого задай вопросы к каждому слову и подбери правильный вопрос начальной формы; Что делать? или что сделать? Запиши глагол в начальной форме каждой строки.

  1. Набирают, набираешь, набирал – набирать (что делать)

  1. Набрали, наберут, наберешь – набрать (что сделать)

  2. Думает, думал, думаете – думать (что делать)

  3. Обдумали, обдумаете, обдумала – обдумать (что сделать)

Задание №4

Перед тобой список глаголов в начальной форме. Отметь основу этих глаголов.

Посмотреть, испечь, пойти, обойти, беречь, плавать, подойти перелететь.

2.Проверка первичного закрепления.

Этап 3/БЛОК 3.

3.1.Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Обучающие выполняют работу над проектами. (Работа в парах)

Работа с инструкцией. Источник информации статья. Как стать космонавтом России? (В инструкции ученики должны указать пункт о знаниях законов физики.)

- Составь инструкцию для школьников, как стать космонавтом в России.

Используй алгоритм для составления инструкций.

  1. Прочитай статью как стать космонавтом в России? Выбирай для внимательного чтения ту информацию которая поможет в составлении инструкции.

  2. Сбор информации. Выдели информацию по этапам.

  1. Что необходимо знать до подачи заявления?

  2. Что необходимо сделать на первом этапе , что бы попасть в число заявителей?

  3. Что необходимо сделать на втором этапе? Какие испытание пройти?

  4. Как попасть на луну?

  1. Разработка инструкции

Запиши получившуюся инструкцию, используя глаголы в начальной форме.

Начинай так:

Что бы стать космонавтом России вам необходимо:

  1. ,,,,,,,,(начинай с глагола начальной формы)

  2. ………….

  3. ………….

  4. ………….

4. Коррекция

Перечитай инструкцию, убери лишние пункты если такие будут, Постарайся составить краткую и четкую инструкцию.

5 Оформление

Добавь к инструкции иллюстрацию, (пиктограммы, числа, инфографику, рисунки).


3.2.Выполнение межпредметных заданий из реальной жизни.


Законы Ньютона

Фрагменты художественных или телевизионных фильмов


(Видеосюжет на этом этапе направлен на развитие интереса к изучению физики и на демонстрацию связи разных предметов.)


- Рассматривая законы Ньютона на примерах, ученики вставляют подходящие по смыслу глаголы в указанной форме.

Задание №1

Вставь глагол третьего лица настоящего времени в формулировку первого закона Ньютона

  1. Тело находится в состоянии покоя, пока на него не подействует какая-нибудь внешняя сила.

Заполни пропуски глаголами в начальной форме.

2.Сила, действующая на тело, равна произведению массы тела на её ускорение. Это значит, чтобы рассчитать подъёмную силу ракеты, надо умножить массу ракеты на её ускорение.

Заполни пропуски глаголами 3 лица настоящего времени.

3.Сила действия равна силе противодействия. Земля действует на ракету силой притяжения, а во время полёта ракета начинает действовать на землю при помощи двигателей и реактивной струи.

- Помогло ли вам знания русского языка восстановить смысл каждого закона? ( Ответы детей)

Задание №2

- Выполните разбор глаголов по составу (морфемный разбор).

находится, рассчитать, умножить, действует, начинает.

4.Систематизация знаний и умений.

Подбор заданий на связь изученной на уроке темы с раннее освоенной темой или другими предметами.

Задание № 1

Выбери верную характеристику форму глагола.

Ракета стоит(несов.вид.3 л наст вр) на старте. Она оторвется ( сов вид. 3.л буд вр.) от земли в тот момент, когда заработают( сов.вид 3.л буд вр.) двигатели, то есть, подействует (Сов в. 3. Л. Буд вр)реактивная сила.

Задание №2

Прочитай текст , рядом с выделенными глаголами запиши их начальную форму.

Земля действует (действовать) на ракету силой притяжения, а вовремя старта начинает (начинать) действовать на землю при помощи двигателя и реактивной струи. Это сила столь мощная, что позволяет (позволить) оттолкнутся ракете от земли.









Задание номер 3

- Установи верную связь между глаголом и его характеристикой.

С кажу Совершенный вид, прош. Вр. 3 л. Мн.ч

С казать Совершенный вид. Буд. Вр. 1. Л ед.ч

П одсказывать Несовершенный вид. Наст. Вр. 3.л ед.ч

Сказали Совершенный вид начальная форма.

Подсказывает Несовершенный вид начальная форма.



Этап 4/БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков.



1.Диагностика или самодиагностика.

Подбор задания в соответствии с планируемыми результатами и содержанием урока.



Задание №1

-Образуй от данных слов новые слова с помощью приставок воз вос

Принимать_______________ создавать______________ гордиться

Кликнуть___________________ становиться_____________ торжествовать________________

Этап 5/БЛОК 5.

  1. Рефлексия.



2. Домашнее задание упр 149. учебник.