СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок: «Правописание частицы НЕ с глаголами»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами»

Предмет: русский язык. Класс: 3. Программа: «УМК Перспективная начальная школа». Технология: деятельностная. Тип урока: изучение нового материала. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: проблемно-исследовательский, частично-поисковый. Цель урока: ознакомление учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами,  с глаголами-исключениями.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок: «Правописание частицы НЕ с глаголами»»

Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами»

Предмет: русский язык.
Класс: 3.
Программа: «УМК Перспективная начальная школа».
Технология: деятельностная.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: проблемно-исследовательский, частично-поисковый.
Цель урока: ознакомление учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами, с глаголами-исключениями.
Задачи урока:
обучающие: научить учащихся применять правила на правописание частицы НЕ с глаголами;
развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Оборудование:
для учителя: учебник «Русский язык» Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой для уч-ся 3 класса (2 часть); презентация; для театрализованной сказки карточки: «Глагол», «Частица НЕ»;
для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть); рабочая тетрадь; жетоны красного и жёлтого цветов; тексты о бережном отношении к книге; тексты с пословицами.
Оформление доски: число, вид работы, тема урока, текст «Бережное отношение к книге» (на обратной стороне доски).

Ход урока.
1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.
-Ребята, сегодня урок русского языка необычный. К нам в гости пришёл... А кто? Отгадайте загадку:
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? (Буратино.)


-Из какой сказки пришёл к нам герой? («Золотой ключик».)
-А кто написал эту сказку? (Алексей Толстой.)
-С творчеством Алексея Толстого мы познакомимся на уроках литературного чтения. ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ: АВТОР И НАЗВАНИЕ.

-Буратино нас приглашает в кукольный театр на представление.

-Давайте заглянем за кулисы театра. Актёры в нем – части речи. А какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение, союз.) на доске: ИМЯ СУШ., ИМЯ ПРИЛ., ГЛАГОЛ, ПРЕДЛОГ, СОЮЗ.

-Вот идёт озадаченный актер, прислушайтесь, он что-то бормочет. «Кто? Что? Кто? Что?» Какая это часть речи и какую роль в предложении играет? (Имя существительное, в предложении – подлежащее.)

-А вот Буратино успокаивает какого-то актера. Он говорит: «Что делать? Что сделать?». Он тоже играет главную роль в предложении. Какую? (Глагол, в предложении – сказуемое.) На каждый ответ пример.

-Расскажите всё, что вы знаете о глаголе?
-Глаголы обозначают действие предмета; отвечают на вопросы что делать? что сделать?; изменяются по числам; в предложении связаны с именем сущ.

3. Постановка проблемы, темы урока.
-Актеру Сказуемому дали текст спектакля. Нам необходимо определить слова, которые принадлежат ему.
на, любил, прекрасный, весна, праздник счастливая, она, читал, под, хорошее, мы
Ученики: Любил, читал.

-Придайте словам отрицательный смысл. (Не любил, не читал.)

-Что помогло глаголу получить отрицательный смысл? (Слово не.)
-Ребята, маленькое слово не называется частицей. Запись на доске: ЧАСТИЦА.
-Какую роль в речи играет частица НЕ? (Придает отрицательный смысл словам.)
-Ребята, Буратино хотел записать эти слова, но не знает, как написать частицу НЕ с глаголом? Можете ли вы ему помочь?
-Вы можете сразу сказать, как пишется частица НЕ с глаголами? (Предположения ребят.)

-Как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило - правописание частицы НЕ с глаголами?
-Ребята, такое правило есть, и с ним мы сегодня познакомимся.
-Так какая же тема нашего урока? (Правописание частицы не с глаголами.)

-Верно, дети. Тема нашего урока «Правописание частицы не с глаголами».
-Ребята, в русском языке, как обычно, есть исключения, и с такими глаголами мы сегодня тоже познакомимся.

4. Знакомство с новым материалом.
-В театре есть библиотека, заглянул туда Буратино, нашёл пословицы, а прочитать не может. Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки с заданием: соедините пословицы стрелками.

Работа с пословицами в парах:

Кто не работает,

не дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда не вытащишь

не делает.

Лень добра

тот не ест.

Проверка.
Кто не работает, тот не ест.
С ложью правда не дружит.
Лень добра не делает.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
-Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? (Раздельно.)

5. Работа в тетрадях.
-Откройте тетради, запишите число, вид работы.

-Выпишите глаголы с частицей НЕ в тетрадь.
К доске выходят записывать ученики по цепочке, с комментированием.
Проверка.
-Какие глаголы вы выписали?
-А как будем выделять орфограмму правописание частицы НЕ с глаголами? (Орфограмма – пробел.)
-Ребята, сделайте вывод, как пишется частица НЕ с глаголами? (Раздельно.)
плакат : НЕ С ГЛАГОЛАМИ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО.

-Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике.
Сравнение с правилом в учебнике на с.27
-Какое новое правило о правописание глаголов вы узнали?
-Давайте сделаем вывод хором, как пишутся глаголы с частицей НЕ? Хоровое говорение.

6. Физкультминутка.
-Упражнение для глаз.
Растираем ладошки, накрыли глаза. Подержали немного, опустили. Еще раз повторили.
-Круговые движения глазами.

7. Первичное закрепление.
-Наше представление продолжается и сейчас Буратино предлагает вам сыграть роль упрямой частицы.
-Совсем заупрямилась частица. Стала она отвечать на вопросы Глагола: «Слезь со стула?», (Не слезу.) Хоровое говорение.
-Запишите в тетрадь НЕ СЛЕЗУ.
«Упадёшь?» НЕ УПАДУ.
«Решишь?» НЕ РЕШУ.
«Молчишь?» НЕ МОЛЧУ.
-Ребята, как записали глаголы с частицей НЕ? (Раздельно.)
-Молодцы! Вы все справились с заданием.
-Как пишется частица не с глаголами?
-А теперь прослушайте шуточное стихотворение в исполнении одноклассников.
Стихи читают: Воропаев Н.., Ермохина И., Ефанов В.., Матвеева А.

Мальчик: Завести велели мне
Новые привычки:
Никогда девчонок не
Дёргать за косички!
Девочка: Никогда с братишкой не
Драться за обедом!
На уроках больше не
Говорить с соседом!
Мальчик: Я согласен даже не
Рисовать на карте.
Я согласен даже не
Танцевать на парте!
Девочка: Но не смейте делать мне
Никаких упрёков,
Если даже я и не
Выучу уроков!
Ю.Вронский

8. Контроль. Самопроверка знаний.

-Сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал.
Индивидуальная работа.
-Работа с сигнальными карточками. Я буду называть глаголы, а вы поднимаете сигнальную карточку. Если глагол с НЕ пишется раздельно, то поднимаете карточку с буквой «Р», если глагол с НЕ пишется слитно, то поднимаете карточку с буквой «С».
-Ненавидеть, не решает, не бегает, негодовать, не знает, не скучает.
-Как пишется НЕ с этим глаголом?
-Сделаем вывод по уроку: как пишутся глаголы с частицей НЕ? (Раздельно).
8. Домашнее задание.

-Ребята, для Вас Буратино подготовил необычное домашнее задание. Предлагает тем, кто желает. Записать несколько правил поведения на дороге, употребив глаголы с НЕ.
-Предлагаю еще дополнительное задание: подобрать загадки, в которых встречаются глаголы с частицей НЕ записать в тетрадь.
-Для остальных- упражнение из учебника.

9. Итог урока. Рефлексия.

-Подведём итоги. Что новое для себя открыл каждый из вас?
-Ребята, на партах лежат два жетона: красный и жёлтый. Если вы считаете, что тема вами усвоена, то поднимите жетон красного цвета, если возникли трудности, по каким-либо причинам не усвоили материал, то поднимите жетон жёлтого цвета.
Давайте сделаем вывод: большинство учащихся считает, что усвоили материал. Мы еще с вами будем работать на уроках над этой темой.
-Экскурсия по театру завершается. На прощание Буратино даёт вам совет.

«Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».
На этом урок закончен.