личностные: представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
предметные: определять грамматические признаки имён существительных: падеж, род, число; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
— регулятивные: применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат;
— коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— познавательные: классифицировать языковые единицы.
Ход урока.
Слайд 2 | Самоопределение к деятельности - Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Повернулись, поздоровались, садитесь. — Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока. На столах у вас должны лежать ручки, тетрадь, учебник русского языка. Так же не будем забывать о том, как сидеть вы должны ровно. |
Слайд 3 | - А теперь откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, на следующей строчке Классная работа. Наверно вы заметили, что в каждом слове есть красные буквы. Как вы думаете почему эти буквы красные? (орфограммы – место, где можем допустить ошибки) Десятое декабря. (десятое - дЕсять) (декабрь – иноязычное слово, проверяем словарем) Классная работа. (орфограмма удвоенная согласная, от слова клаСС – словарное слово) (словарное слово рАбота) - |
Слайд 4 Слайд 5 | Актуализация — Сейчас я вам предлагаю отгадать зверей. Запишите в тетрадь ответы: определите и запишите их падеж, род и число. 1. лиса - ж.р и ед.ч., и.п. 2. Кот – м.р и ед.ч. и.п. - что объединяет данные слова? (имена сущ) - как изменяются имена существительные? (по родам, по числам, по падежам) — Как иначе мы называем задание, где нужно изменить по падежам? (Просклонять по падежам) — Что нужно знать, чтобы выполнить это задание? (падежи, их вопросы, помощники предлоги) - при изменении по падежам какая часть слова меняется? (окончание) |
Слайд 6 | —Маша и Миша поспорили. Миша считает, что все имена существительные склоняются, а Маша думает, что не все. На чьей стороне вы? Объясните. (Обучающиеся предлагают разные варианты.) Целеполагание — А почему у нас получаются такие противоположные ответы на один и тот же вопрос (про склонение имён существительных)? — Почему так получается? Чего мы пока не знаем? (Мы не знаем, действительно ли есть существительные, которые не склоняются, или их нет.) |
Слайд 7 | После обсуждения версий ребят учитель помогает сформулировать тему и цели урока. - как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом уроке? - какая у нас сегодня тема? - какую цель поставим себе на этом уроке? — Сегодня мы должны достичь следующих целей. (Учитель зачитывает цели урока.) |
Слайд 8 | Открытие нового знания — Давайте вернёмся к предположению Маши о том, что не все имена существительные склоняются |
Слайд 9 | — что бы ответить на вопрос Маши и знать, как же обстоят дела с падежом несклоняемых существительных? |
Слайд 10 | — Разгадайте названия птиц. (Колибри, фламинго, какаду) — А что это за слова? (Эти слова пришли из других языков. Мы такие встречали на прошлом уроке.) |
Слайд 11 Слайд 12 | — Просклоняйте по падежам название птицы какаду. Что вы заметили? (Слова какаду не менялось) |
Слайд 13 | — Давайте сделаем вывод: какое свойство есть у таких существительных? (Несклоняемые имена существительные имеют одну и ту же форму во всех падежах.) |
Слайд 14 | — Верно! Запомните! |
Слайд 15 | Физкультминутка — А теперь давайте поиграем в игру «Карлики - великаны». Я буду читать слова. Если вы услышите несклоняемые имена существительные, то Великаны. Если вы слышите обычные имена существительные, то приседайте (карлики). Поняли задание? Тогда приступаем. Зоопарк, фламинго, ноги, шимпанзе, посетитель, окапи, шкура, пони, какаду, слова. |
Слайд 16 | — Если форма слова не меняется, то как мы вообще можем определить падеж у таких слов? |
Слайд 17 | — У Маши есть решение. Она подготовила алгоритм определения падежа у несклоняемых имён существительных. (1. Определите слово, от которого можно задать вопрос к несклоняемому имени существительному. 2. Задайте падежные вопросы к имени существительному. 3. Если сомневаетесь, воспользуйтесь вспомогательным словом — именем существительным первого склонения.) |
Слайд 18 | — Интересно, а изменяются ли такие слова по числам? У вас есть предположения? |
Слайд 19 | — Составьте предложение, в котором говорится об одном фламинго. И ещё одно предложение, где будет говориться о трёх фламинго. (Розовый фламинго стоит на одной ноге и смотрит вдаль. Три фламинго купаются в пруду.) — Какой вывод вы можете сделать? (Несклоняемые имена существительные не изменяются по числам. Они остаются в прежней форме.) |
Слайд 20 | Сверяемся с целями — Мы достигли первой цели! |
Слайд 21 | — Давайте выполним задание. Соберите название животного. (Пчела.) — А знаете ли вы, что пчёлы одного улья за год заготавливают около 150 кг мёда? |
Слайд 22 | — Кто разгадал это название? (Гризли). — А знаете ли вы, что гризли обитают в Северной Америке, от Аляски до Мексики? |
Слайд 23 | — И какое последнее слово? (Муравей.) — А знаете ли вы, что рабочие муравьи живут до трёх лет, в то время как муравьиная королева может царствовать до 30 лет? Это долгожитель среди насекомых. |
Слайд 24 | — Заполните таблицу устно. Как вы будете рассуждать? (Родительный падеж — кого? Муравья, Гризли не изменяется. Дательный падеж — кому? Муравью.) — Эти имена существительные изменяются по падежам? (Не все.) |
Слайд 25 | Сверяемся с целями — Мы достигли второй цели! |
Слайд 26 | Закрепление — Ребята, подготовьте простой карандаш и ручку. Выполните задания на листах. (индивидуальные листочки с заданиями) |
Слайд 27 | Проверка — Проверим себя. Проверка или взаимопроверка в паре. |
Слайд 28 | Рефлексия. Подведение итогов —Чье предположение подтвердилась? (Машина) |
Слайд 29 | — Давайте подведём итоги. Всех ли целей мы сегодня достигли? — Что мы узнали нового об именах существительных? Что научились делать? |
Слайд 30 | — Оцените свою работу на уроке. Поднимите руки те, кто понял тему. Кто затрудняется? Что же нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось? Все молодцы! Спасибо за урок! |