1.Орг.момент | Ребята, здравствуйте! Сегодня наступил новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне, друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня. Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. Молодцы, теперь начнём наше занятие. | Настраиваются на урок, проверка готовности. |
2.Актуализация знаний. | - Какие части слова вам известны? (Корень, приставка, суффикс, окончание.) - какие морфемы могут входить в основу слова? - Расскажите о корне, окончании, приставке, суффиксе. - Что такое однокоренные слова? -Что такое форма слова? 1.Игровое упражнение «Паутина». - А теперь я называю слово с первой буквой, а вы добавляете часть, образуя однокоренное слово, которое будет начинаться со второй буквы . Играл-заиграл, летел-прилетел, радовался –обрадовался - При помощи, какой части слова вы образовали новые слова? - Что вы знаете о приставке? |
Дети делятся на 2 группы рассаживаются по местам Ученики по паутине отвечают на вопросы Делают вывод Повторяют, что знают о приставке |
4. «Открытие» нового знания. | – Открываем тетради. Записываем число 1.Работа по теме урока. Работа с учебником. Упражнение 1 работа с текстом «Как я учил русский язык» Упражнение 2 на стр.71 (объяснить отличие слов друг от друга, т.е. они образованы с помощью приставки.) - Какая часть слова придает глаголам шел и ехал эти значения? – Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? -Изменилось ли значение слова? На доске: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» К.И.Чуковский - Это мы с вами и попытаемся сегодня доказать. Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. А при помощи приставки. Образуются слова. Каждая приставка имеет своё значение, не все подходят к словам. Работа у доски. При помощи приставок образовать новые слова. с, - вы, - пере (давать, звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить). Приставки служат для образования новых слов. Прочитайте правило, в каких приставках пишутся НА, ЗА НА, ЗА -всегда с гласной А ПО,ОТ, ДО,СО, ПРО,ПОД всегда пишутся с гласной О (раздать карточки в каких случаях пишутся гласная А-О) Чтение учениками текста из упражнения № 5 « О чем говорят приставки» Рассмотреть таблицу «Чем отличаются предлоги и приставки» | 1-группа Пошёл, дошёл, зашёл перешёл. 2-группа Упр.2. Отошел, вошел, дошел Проехал, уехал, заехал
1-группа пишут слова с приставками ( давать, звенеть, бежать) 2-группа пишут слова с приставками (лететь, кричать, говорить). |
5.Закрепления новой темы Правописание приставок и предлогов Устно Самостоятельная работа | – Внимательно прочитайте написанные словосочетания на доске . На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова? ( Предлог, Приставка) 1.Работа в паре. (до) ехал (до)деревни (по )бежал (по)дороге (про) читал (про) завод (под) полз (под) машину (на) кричал (на) собаку Замени словосочетание, словом с приставкой. Камни под водой - подводные камни часы на стене - настенные часы переход под землёй - подземный переход Назовите приставки, с помощью которых образовали новые слова. Какое значение придают слову? Устно выполняем упражнения № 6-8 на стр.73
Выполнить упражнение №11 (списать, раскрывая скобки) | Работают самостоятельно с последующей проверкой Выполняют в тетрадях |
Работа у доски. | Разберите эти слова Безоблачный, выписать, списать, побелить, заморозки, приезд, прибить, нагрузка, сгореть, заплакать, доплыть, написал, расцвел | Выполняют у доски и в тетрадях, подбирая слово, от которого образовалось данное слово Составить словосочетание с данными словами |