Открытый урок по русскому языку
по теме:
«Число имён существительных»
4 класс
Цели:
научить определять число имён существительных;
развивать «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;
воспитывать в учениках уверенность в своих силах;
Предметные:
- определять грамматические признаки имён существительных – единственное и множественное число;
- находить в тексте имена существительные;
-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания;
Личностные:
-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-проводить самооценку на основе критерия успешности;
-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;
Метапредметные:
РУУД:
-определять и формулировать тему и цель урока;
- умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;
- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;
ПУУД:
-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;
- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения в форме простых суждений;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;
КУУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.
1. Организационный этап
– Здравствуйте, ребята! Какой у нас сейчас урок?
– Для чего нужно изучать русский язык? (Чтобы быть грамотным, чтобы знать родной язык, гордиться им, потому что народ должен гордиться родным языком)
– С чего начинаем каждый урок русского языка? (С записи числа, классной работы, минутки чистописания.)
– Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
Игра «Найди пропущенную букву»
Лы…и, …ук, …ираф, е… - на доске
- Какой одинаковый звук пропущен в этих словах?
- Какой буквой он обозначается на письме? ( жэ)
- Спишите, продолжив закономерность
ЖжЖ ж жЖж ж
- Объясните смысл. Спишите. Жало остро, а язык – острей того
2. Словарная работа.
- Что вы знаете об имени существительном?
- Что обозначает имя существительное в широком смысле слова? (конкретные предметы, живые существа, растения, явления природы, свойства, качества, события, географические названия)
3. Актуализация опорных знаний.
- Что мы уже знаем об имени существительном?
Имя существительное – это часть речи.
Отвечает на вопросы кто? и что?
Обозначает предмет.
Имена существительные бывают собственными и нарицательными.
Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
- Приведите примеры имен собственных. (Москва, Дружок и т. д)
- Приведите примеры имен одушевленных. (Собака, мальчик, мама).
4. Самоопределение деятельности
- Прочитайте слова.
пчела, пчёлы, озеро, озёра, девочка, девочки, книга, книги.
- Разделите на две группы.
- По какому признаку разделили?
- В каком числе стоит имя существительное, если оно обозначает один предмет?
- В каком числе стоит имя существительное, если оно обозначает несколько предметов?
- Определите тему урока.
«Число имен существительных»
5. Работа по теме урока.
Наблюдение над изменением имён сущ. по числам
-Игра «Наоборот»
- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.
Школа - …, вёдра - …, сапог - …, воробей - …, поле - …, шапка - …, карандаши - …, яблоко - … . (Дети отвечают по цепочке).
- Какое слово было первым? Какое слово начиналось на эту же букву?
- Какое встретилось одушевлённые им. сущ.?
- Вы правильно изменили слова по числам, и мы двигаемся дальше.
Работа по учебнику (с. 20 у.28)
- Прочитайте задание. В чём сходство и различие слов в каждой паре?
Пчела – пчёлы девочка – девочки
Учитель – учителя книга - книги
Озеро – озёра страна - страны
Деревня – деревни кресло – кресла
- Как определить в каком числе употребляется каждое им. сущ.?
- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам?
- Спишите. Над именами сущ. укажите их число. Выделите окончания
7. Физминутка.
- Я буду называть сущ. ед. числа и мн. Ч. Если я назову сущ. ед. ч., то приседают девочки.
- Если я назову сущ. мн. ч., то приседают мальчики.
( Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадки, загадка, лебедь, земля, горы.)
8. Закрепление изученного материала.
1. Дифференцированная работа
1-ый уровень: уч. С. 21 у. 29.
Проверка:
- Прочитайте предложения, которые вы написали.
- Какие изменения произошли со словами?
- Прочитайте распространённое предложение.
2-ой уровень: работа у доски
- Поставить сущ. в форму мн. ч.
Пирог – альбом -
Яблоко – конверт -
Дорога - огород –
Проверка: Кому было трудно выполнять задание?
- Кто не испытывал трудностей?
2. Проблемная ситуация.
- Зимой, как правило нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.
- Поставьте слова в форму мн. ч.
Яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон.
-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму мн. числа.
-Проверяем:
- Какие слова удалось легко поставить в форму мн. ч.?
- Какое затруднение возникло? (молоко и мёд)
В русском языке есть слова, которые употребляются в ед. числе, и их нельзя поставить в форму мн. ч.
- Употребляются только в форме ед. числа:
Мёд, молоко, творог, соль.
- Запишем их в строчку через запятую:
- Когда им. сущ. стоит в форме ед. числа? (Когда обозначает один предмет.)
- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употребить в речи.
3. Работа с текстом. Дополнение текста им. сущ.
- В воскресенье вся страна будет отмечать День студентов и Татьянин день. У всех есть родственники студенты, а также мамы с именем Татьяна, у нас в школе тоже две Татьяны. Мы не останемся в стороне, и сделаем для них сюрприз. Какой вы узнаете прочитав текст.
- А что такое текст? (Это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить.)
4. Работа в группе.
-Сейчас нам предстоит работать в группе.
- Возьмите карточку.
- Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя словf для справок. Слова для справок вы найдёте в классе)
(сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахара, фруктами)
Мы захотели поздравить маму с праздником и сделать ей _______. В качестве сюрприза решили испечь ей ______. Для этого взяли два стакана _____, налили полстакана ______, разбили в тесто три ______, добавили для сладости ______ и чуть-чуть _______. Сверху всё украсили _______. Наш сюрприз понравится маме!
- Прочитайте, какой текст у вас получился.
- Ребята в этом тексте есть слова, которые употребляются только в форме ед. ч. Назовите их.(Соль, сахар, молоко, мука, сахар.)
- А что вы можете сказать о других именах сущ. , которыми вы дополнили текст? (Имеют форму ед. ч. И мн. числа).
5. Игра на внимание. Работа со словом пальто.
пальто (карточка на доске)
- Что вы можете о нём сказать?(Имя сущ., ед. ч., неодуш., нариц., трёхсложное, словарное)
-Слово пальто не изменяется по числам. Это имя сущ. ср. рода имеет окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи .
- Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны.
Всегда, всегда, всегда «пальто»
Оканчивается на «о».
Но вас сегодня, так и быть,
Я постараюсь с толку сбить.
Все гости разошлись. Но кто
Оставил в комнате …?
Пурга на улице люта,
Замёрзнуть можно без…
И всё ж ни сразу, ни потом
Гость не вернулся за …
С тревогой к вешалке иду,
Иду к забытому…
Ну, кто его оставил, кто?
Ах, это же моё …!
- Составьте предложение со словом пальто. (уч-ся придумывают и говорят вслух)
- А мы запишем предложение:
Зимой дети выходят на улицу всегда в пальто.
- Подчеркните основу предложения. Обозначьте части речи.
9. Рефлексия
- Оцените собственные результаты по изученной теме.
Я знаю ………………………………………
Я умею ……………………………………….
У меня получается ……………….................
Я могу ………………………………………..
Мне ещё надо поучиться …………………….
Мне ещё трудно ………………………………
- Оцените работу на уроке.
10. Итог урока.
- Какие тайны скрывает число имён существительных?
(есть им. сущ., которые употребляются только в форме ед. ч. И им. сущ., которые употребляются только в форме мн. ч.)
- Чем отличаются сущ. в ед. ч. от сущ. во мн. ч.
(Сущ. в ед. ч. обозначают один предмет, им. сущ. во мн. ч. обозначают несколько предметов)
- Где нам пригодятся полученные знания? (при выполнении к/р, на уроках, в жизни, при написании писем)
11. Домашнее задание.
Упр. 32 стр. 21
Подобрать слова, употребляемые только в единственном или множественном числе; составить с ними словосочетания или предложения.
Зима. Сне___ л__жит на (тр__пинка, аллея), на (ск__мейка и крыша). На (ёлка) з__лёная хвоя п__крыта ин__ем.