СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку по теме: «Число имён существительных» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

научить определять число имён существительных;

развивать  «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку по теме: «Число имён существительных» 4 класс»

Открытый урок по русскому языку

по теме:

«Число имён существительных»

4 класс

Цели:

научить определять число имён существительных;

развивать  «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;

воспитывать в учениках уверенность в своих силах;

Предметные:

-  определять  грамматические признаки имён существительных – единственное и множественное число;

- находить в тексте имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания;

Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес  к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться  собственных ошибок;

Метапредметные:

РУУД:

-определять и формулировать тему и цель урока;

- умение принимать  планировать  и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения  своих и чужих действий;

ПУУД:

-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения в форме  простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

КУУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.


1. Организационный этап

– Здравствуйте, ребята! Какой у нас сейчас урок?

– Для чего нужно изучать русский язык? (Чтобы быть грамотным, чтобы знать родной язык, гордиться им, потому что народ должен гордиться родным языком)

– С чего начинаем каждый урок русского языка? (С записи числа, классной работы, минутки чистописания.)

– Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.


2. Минутка чистописания.

Игра «Найди пропущенную букву»

Лы…и, …ук, …ираф, е… - на доске

- Какой одинаковый звук пропущен в этих словах?

- Какой буквой он обозначается на письме? ( жэ)

- Спишите, продолжив закономерность

ЖжЖ ж жЖж ж

- Объясните смысл. Спишите. Жало остро, а язык – острей того


2. Словарная работа.

- Что вы знаете об имени существительном?

- Что обозначает имя существительное в широком смысле слова? (конкретные предметы, живые существа, растения, явления природы, свойства, качества, события, географические названия)


3. Актуализация опорных знаний.

- Что мы уже знаем об имени существительном?

Имя существительное – это часть речи.

Отвечает на вопросы кто? и что?

Обозначает предмет.

Имена существительные бывают собственными и нарицательными.

Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

- Приведите примеры имен собственных. (Москва, Дружок и т. д)

- Приведите примеры имен одушевленных. (Собака, мальчик, мама).


4. Самоопределение деятельности

- Прочитайте слова.

пчела, пчёлы, озеро, озёра, девочка, девочки, книга, книги.

- Разделите на две группы.

- По какому признаку разделили?

- В каком числе стоит имя существительное, если оно обозначает один предмет?

- В каком числе стоит имя существительное, если оно обозначает несколько предметов?

- Определите тему урока.

«Число имен существительных»



5. Работа по теме урока.

Наблюдение над изменением имён сущ. по числам

-Игра «Наоборот»

- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.

Школа - …, вёдра - …, сапог - …, воробей - …, поле - …, шапка - …, карандаши - …, яблоко - … . (Дети отвечают по цепочке).

- Какое слово было первым? Какое слово начиналось на эту же букву?

- Какое встретилось одушевлённые им. сущ.?

- Вы правильно изменили слова по числам, и мы двигаемся дальше.



  1. Работа по учебнику (с. 20 у.28)

- Прочитайте задание. В чём сходство и различие слов в каждой паре?

Пчела – пчёлы девочка – девочки

Учитель – учителя книга - книги

Озеро – озёра страна - страны

Деревня – деревни кресло – кресла

- Как определить в каком числе употребляется каждое им. сущ.?

- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам?

- Спишите. Над именами сущ. укажите их число. Выделите окончания



7. Физминутка.

- Я буду называть сущ. ед. числа и мн. Ч. Если я назову сущ. ед. ч., то приседают девочки.

- Если я назову сущ. мн. ч., то приседают мальчики.

( Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадки, загадка, лебедь, земля, горы.)



8. Закрепление изученного материала.

1. Дифференцированная работа

1-ый уровень: уч. С. 21 у. 29.

Проверка:

- Прочитайте предложения, которые вы написали.

- Какие изменения произошли со словами?

- Прочитайте распространённое предложение.

2-ой уровень: работа у доски

- Поставить сущ. в форму мн. ч.

Пирог – альбом -

Яблоко – конверт -

Дорога - огород –

Проверка: Кому было трудно выполнять задание?

- Кто не испытывал трудностей?



2. Проблемная ситуация.

- Зимой, как правило нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.

- Поставьте слова в форму мн. ч. 

Яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон.

-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму мн. числа.

-Проверяем:

- Какие слова удалось легко поставить в форму мн. ч.?

- Какое затруднение возникло? (молоко и мёд)

В русском языке есть слова, которые употребляются в ед. числе, и их нельзя поставить в форму мн. ч.

- Употребляются только в форме ед. числа:

Мёд, молоко, творог, соль.

- Запишем их в строчку через запятую:

- Когда им. сущ. стоит в форме ед. числа? (Когда обозначает один предмет.)

- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употребить в речи.

3. Работа с текстом. Дополнение текста им. сущ.

- В воскресенье вся страна будет отмечать День студентов и Татьянин день. У всех есть родственники студенты, а также мамы с именем Татьяна, у нас в школе тоже две Татьяны. Мы не останемся в стороне, и сделаем для них сюрприз. Какой вы узнаете прочитав текст.



- А что такое текст? (Это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить.)



4. Работа в группе.

-Сейчас нам предстоит работать в группе.

- Возьмите карточку.

- Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя словf для справок. Слова для справок вы найдёте в классе)

(сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахара, фруктами)

Мы захотели поздравить маму с праздником и сделать ей _______. В качестве сюрприза решили испечь ей ______. Для этого взяли два стакана _____, налили полстакана ______, разбили в тесто три ______, добавили для сладости ______ и чуть-чуть _______. Сверху всё украсили _______. Наш сюрприз понравится маме!

- Прочитайте, какой текст у вас получился.

- Ребята в этом тексте есть слова, которые употребляются только в форме ед. ч. Назовите их.(Соль, сахар, молоко, мука, сахар.)

- А что вы можете сказать о других именах сущ. , которыми вы дополнили текст? (Имеют форму ед. ч. И мн. числа).

5. Игра на внимание. Работа со словом пальто.

пальто (карточка на доске)

- Что вы можете о нём сказать?(Имя сущ., ед. ч., неодуш., нариц., трёхсложное, словарное)

-Слово пальто не изменяется по числам. Это имя сущ. ср. рода имеет окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи .

- Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны.

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате …?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без…

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё …!

- Составьте предложение со словом пальто. (уч-ся придумывают и говорят вслух)

- А мы запишем предложение:

Зимой дети выходят на улицу всегда в пальто.

- Подчеркните основу предложения. Обозначьте части речи.



9. Рефлексия

- Оцените собственные результаты по изученной теме.

  • Я знаю ………………………………………

  • Я умею ……………………………………….

  • У меня получается ……………….................

  • Я могу ………………………………………..

  • Мне ещё надо поучиться …………………….

  • Мне ещё трудно ………………………………

- Оцените работу на уроке.



10. Итог урока.

- Какие тайны скрывает число имён существительных?

(есть им. сущ., которые употребляются только в форме ед. ч. И им. сущ., которые употребляются только в форме мн. ч.)

- Чем отличаются сущ. в ед. ч. от сущ. во мн. ч.

(Сущ. в ед. ч. обозначают один предмет, им. сущ. во мн. ч. обозначают несколько предметов)

- Где нам пригодятся полученные знания? (при выполнении к/р, на уроках, в жизни, при написании писем)



11. Домашнее задание.

Упр. 32 стр. 21

Подобрать слова, употребляемые только в единственном или множественном числе; составить с ними словосочетания или предложения.

Зима. Сне___ л__жит на (тр__пинка, аллея), на (ск__мейка и крыша). На (ёлка) з__лёная хвоя п__крыта ин__ем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!