Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Приветствуют учителя, выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность их расположения на парте. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Мотивирует учащихся на работу. | - Наш урок поможет вам приоткрыть тайны родного языка, показать его красоту и богатство. Поэтому девизом урока станут слова великого писателя Н. В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг». (На доске плакат) - В чем мудрость этих слов?( Каждое слово в русском языке сравнивается с жемчужиной, то есть драгоценностью) - Мы продолжим обогащать наш словарный запас новыми словами . - Итак, начнем наш урок. Успехов вам в открытии нового! -Давайте запишем число, классная работа.
| формировать познавательные мотивы-интерес к новому;
ориентироваться на партнёра по общению; |
Актуализация знаний (словарно-орфографическая работа) Цель: А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. | Уточняют свои знания по данному вопросу. Делят слова по частям речи. Формулируют понятия «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол». | Задаёт вопросы. Побуждает к анализу языкового материала. | - Прочитайте слова, записанные на слайде. (слайд 1) Альбом, четыре, заря, работать, восемь, чёрный, дежурить, хороший -Что можно сказать об этих словах? (Это словарные слова) -Разделите эти слова на группы. По какому признаку можно это сделать? (По частям речи). -Включили нетбуки, начали работать в парах. альбом чёрный работать заря хороший дежурить Работа в нетбуках в парах. -Проверяем. Прочитайте имена существительные. Почему вы считаете, что именно эти слова являются именами сущ., докажите. - Прочитайте имена прилагательные. Как вы определили, что эти слова относятся к именам прилагательным? -Прочитайте глаголы. Докажите, что эти слова – глаголы? - Какие слова не вошли ни в одну группу? (Восемь, четыре) -Почему не распределили слова? (слайд 2) | формировать умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; структурирование знаний; обобщать, подводить анализируемые объекты под понятие; анализировать объекты с целью выделения признаков; подводить под понятие, выводить следствия; устанавливать причинно-следственные связи; доказывать. развивать доброжелательность, внимательность, готовность к сотрудничеству, к оказанию помощи; рефлексировать свои действия; |
Изучение нового материала. Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Б) Согласовать цель и тему урока.
Решение учебной задачи. Цель: Совершенствовать навык отличать количественные имена числительные от порядковых.
Первичное закрепление. Цель: формировать умение применять полученные знания на практике.
| Формулируют цель урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Выделяют орфограмму в слове, обозначают ударение. Записывают в тетрадь с комментированием. . Воспроизводят фрагмент урока физкультуры. Записывают числительные в тетрадь. . Участвуют в диалоге с учителем. Аргументируют свой ответ. Вставляют имена числительные в текст. Выполняют задание по определению количественных и порядковых имён числительных. | Задаёт вопросы, подводит к формулировке темы. Создаёт проблемную ситуацию. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.
Напоминает алгоритм работы со словарным словом.
Даёт задание для нахождения в словах имён числительных. Задаёт вопросы. Задаёт вопросы Организует беседу. Предлагает работу с перфокартой. Инструктирует по выполнению заданий. Наблюдает за ходом поиска решений. Организует проверку при помощи экрана. Задаёт вопросы. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. | - Какую цель поставим сегодня на уроке? (Познакомиться с новой частью речи) -Напоминаю, что у нас в классе есть древо знаний, которое мы будем продолжать украшать, пополнять новыми понятиями. -Чтобы достичь нашей цели, я вам предлагаю более подробно изучить эту часть речи. -Составим план работы по изучению данной темы. (На доску вывешиваю пункты плана) (Ответы на вопросы вывешиваю) 1. Как называются слова? (Имя числительное) 2. Что они обозначают? (Количество сколько?) 3. На какие вопросы отвечают? (Порядок при счёте который?) 4. Для чего нужны в речи? -Работаем по пунктам плана. 1) Выбор термина. - Вернемся к нашим словам. Прочитайте их еще раз. (слайд 3) - Что называют слова? (Числа) - Попробуйте дать им название. - Такие слова называются ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. - Запишите слова в тетрадь. - Сформулируйте тему урока. (Имя числительное) Обращаю внимание на 1 пункт плана. -Ребята, на 1 вопрос мы уже с вами ответили. А ,чтобы ответить на следующие вопросы, мы должны выполнить практические задания).
–Найдите имена числительные, которые спрятались в словах (слайд 4 и 5) Трибуна, подвал, смородина, сорока, столб, едва, стриж, опять. (Запись с комментированием) -Как называются слова, которые мы записали? (Имена числительные) -Что они обозначают? ( Количество предметов) -На какой вопрос отвечают? (Сколько?) -Ребята, такие имена числительные называются количественными. -Давайте «оживим» картинку на слайде (слайд 6) (фото класса с урока физкультуры) -Представьте, что вы не на уроке русского языка, а на физкультуре. (Вызываются несколько учеников). Роль учителя исполнит Алёша Мартынов. -Даётся команда: по порядку номеров рассчитайтесь! -ДЕТИ: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой. -Какие имена числительные вы услышали? (Первый, второй, третий и т.д.) -Запишите в тетрадь. -Слова какой части речи вы записали? (Имена числительные) -Что они обозначают? (Порядок при счёте) -На какой вопрос они отвечают? (Который?) -Такие имена числительные называются порядковыми. Обращаю внимание на 2и 3 пункты плана. 3) Наблюдение за именем числительным в речи. -Ребята, а где мы употребляем имена числительные в речи? ( В сказках, загадках, пословицах, скороговорках, фразеологизмах, в магазине, в датах, когда говорим о времени, на уроках математики и др.) -Ребята, вспомните наш девиз. Каждое слово в русском языке – это жемчужина, дар. В пословицах содержится народная мудрость, это цвет народного ума, народная правда. -Приведите примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов. Весна да осень – на дню погод восемь. Одна пчела немного мёду натаскает и т.д.
Работа с перфокартой. (слайд 7) Записываем имена числительные письменно. Меня зовут ….. Мне …лет. Я учусь в …. классе. Я сижу на … парте. Сегодня по расписанию … уроков. -Прочитайте свой текст. -Уберите перфокарту. Какие имена числительные у вас остались на листках? Подчеркните количественные имена числительные 1 чертой, а порядковые двумя. -Какой вывод можно сделать? (В речи без имён числительных обойтись нельзя) -Давайте вернёмся к нашему плану работы. -На все ли вопросы ответили? (Да) -А теперь вернёмся к 1 заданию. Теперь, получив новые знания, вы бы смогли определить в группу оставшиеся слова? Если да, то в какую? (Да. К именам числительным) (слайд 8) -Подтвердите свой ответ . (Эти слова обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько?) | самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; структурировать знания; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; формировать умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; обобщать, подводить анализируемые объекты под понятие; структурировать знания;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; контролировать и оценивать свои действия; на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; структурировать знания; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; обобщать, подводить анализируемые объекты под понятие; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению;
пользоваться знаками, символами, таблицами; расширять словарный запас, учиться отличать имена числительные от других частей речи, формулировать различия между количественными и порядковыми именами числительными; анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков; структурировать знания; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; обобщать, подводить анализируемые объекты под понятие; воспринимать смысл заданного текста; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; строить монологическое высказывание. |
Рефлексия. Цель: проверить результат усвоения новой темы. | Выполняют тест. Получают оценку усвоения нового материала. | Организует выполнение теста. | - Выяснить всё ли вы поняли по данной теме, нам поможет небольшой тест. (слайд 9) Имя числительное – это часть речи. Обозначает: 1. Предмет; 2. Признак предмета; 3. Количество предметов; 4. Порядок предметов при счёте. Отвечает на вопросы: 1. Кто? Что? 2. Который? 3. Сколько? 4. Что делает? -Обведите цифры ответов, которые вы считаете правильными. (3,4,2,3) (слайд 10) -Поднимите руки, у кого всё правильно. Молодцы. -Мы с вами продолжаем наряжать наше древо знаний понятиями, полученными на уроках русского языка.- Как вы думаете, какое новое понятие мы сегодня прикрепим к древу знаний? (Имя числительное) (Один ученик выходит и прикрепляет) -Спасибо за урок.(слайд 11) | контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |