СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку по теме: «Обобщающие слова при однородных членах»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок  по русскому языку  по теме:  «Обобщающие слова при однородных членах»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку по теме: «Обобщающие слова при однородных членах»»

Открытый урок по русскому языку

по теме:

«Обобщающие слова при однородных членах»



Класс: 8

Цели:

Обучающая:

систематизировать знания обучающихся об однородных членах, формирование пунктуационных умений и навыков при однородных членах с обобщающим словом;

Развивающая: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, отрабатывать навыки в построении схем, постановки знаков препинания;

Воспитательная:

- прививать любовь к русскому языку.



Тип урока: объяснение нового материала.

Методы обучения: Работа с учебником, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа.

Оборудование и ТСО 1. Учебник.

2. Тетрадь.

3. Компьютерная презентация.

4. Карточки с предложениями.



Ход урока

  1. Оргмомент

Вступительное слово учителя. Постановка учебной задачи.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня урок необычный, на нашем уроке присутствует много гостей. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Итак, начнем.

Нам известна крылатая фраза: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться".

-Как вы понимаете данное высказывание? (Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя).

Так давайте сегодняшний урок проведем под этим девизом. Запишите число, классная работа.



На столе у каждого лежит лист самооценки. По мере выполнения заданий вы будете оценивать себя самостоятельно. Если вы выполнили задание без ошибок, поставьте себе «5» баллов; если 1-2 ошибки, то «4» балла, а если 3 ошибки – «3» балла. Все результаты заносите в лист самооценки. В конце урока каждый подведет итоги и сам оценит свою работу.

Вид работы

«5»

«4»

«3»

«2»

Итог.оценка

1.Цифровой диктант






2.Нахождение однородных членов







3.Задание 1






4.Задание 2








2. Актуализация изученных знаний.

Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с различными видами предложений. Давайте проверим, как вы ориентируетесь в полученных знаниях.

Однородные члены предложения (1 слайд )
Слова есть в русской речи, 
Не очень-то внешне похожие, 
Но, полномочия на них 
Поровну возложены. 
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково, 
И между ними правильно 
Должны расставить знаки мы. 
Шагают вереницею они за словом главным, 
Оно ими командует и за собой их тянет. 
Наверное, вы поняли, 
Слова те благородные 
Все называют в языке, 
Конечно, однородными. 

б) повторение по контрольным вопросам:

1. Какие члены предложения называются однородными? (которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения) 
2. Чем соединяются очп? (соединительными союзами, разделительными союзами, противительными союзами, интонацией перечисления)

в) цифровой диктант (2-если в предложении 2 однородных члена, 3-если 3 однородных члена и т.д.)

Деревья, травы и земля внезапно побагровели.




Ни музы, ни труды, ни радости досуга не заменят единственного друга.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.




Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

(Ответы: 3,3,2,3,2) (слайд 2)

Ребята, не забудьте оценить себя. (результат в лист самооценки).

2. Проблемная ситуация.

ВЫСЛУШАЙТЕ РАССКАЗАННУЮ МНОЮ СИТУАЦИЮ, ПРИВЕДИТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОВ А.С.ПУШКИНА.

(для этого предлагаю ребятам расслабиться, закрыть глаза и представить воображаемые картины)

На улице буран. Снег валит, ветер подхватывает снежные хлопья и крутит в бешеном танце. Ветер кричит и воет.



Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Слайд 3

Найдите однородные члены, подчеркните.

Слайд 4. Проверка.



Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.



Тема сегодняшнего урока (слайд 5)

Запишите тему в тетрадях.

3.Изучение нового материала.

1. Показ видеролика .

2.Создание проблемной ситуации.

Теперь посмотрите внимательно на слова.(слайд 6)

Дуб, береза, дерево, липа

- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?

Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире.

- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов.

- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).

Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами с обобщающим слово.

В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.

3. Анализ предложений (слайд 7)

1. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

2. И лицо, и одежда, и душа, и мысли – все в человеке должно быть прекрасно.

3. Все в человеке: и лицо, и одежда, и душа, и мысли – должно быть прекрасно.

4. Закрепление

(слайд 8)

1. Задание: записать номера предложений, в которых обобщающее слово стоит перед ОЧП , обобщающее слово стоит после ОЧП; обобщающее слово стоит перед ОЧП, а после них предложение продолжается

1. Смех, крики, ропот, шум и ржанье – все дышит буйством и войной.

2. Посаженные заботливыми родственниками деревца: клен, тополь, акация, а также дикорастущий терн – зеленели приветливо и свежо.

3. Лоси и медведи, волки и лисы, многие другие звери водятся в наших лесах.

4. Ни дерево, ни вода – ничто не шелохнется.

5. Он слышал все в этот час: всякий шорох утра, каждый запах, веявший с поля, треск сучка, шелест земли, размываемой колесом, посвист птичьего крыла над самым ухом.

6. На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.

7. На песках все свое, особенное: и травы, и кустарники, и птицы, и насекомые.

8. Куда ни глянешь, всюду кругом мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев.

9. И утесы, и море, и горы, и берег – все это приняло одну общую не то черную, не то серую окраску.

10. Футбол, хоккей – этими видами спорта увлекается большинство школьников.

11. Лиственные деревья: осины, ольха, березки – еще голы.

12. В Саяно-Шушенском заповеднике водятся разные звери: бурые медведи, лоси, олени, косули, маралы, росомахи.

(слайд 9)

Ключ: I – 5, 7, 8, 12; II – 1, 4, 6, 9, 10; III – 2, 11.

2.Вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания:

(слайд 10)

2014 год стал юб…лейным для целой плеяды извес…ных ру…ких п…сателей И.А. Крылова М. Ю. Лермонтова А.С. Пушкина Н. В. Гоголя П.П. Бажова И. С. Никитина А. В. Кольцова и многих других.

(слайд 11)

2014 стал юбилейным для целой плеяды известных русских писателей : И.А. Крылова, М. Ю. Лермонтова , А.С. Пушкина, Н. В. Гоголя, П.П. Бажова , И. С. Никитина, А. В. Кольцова и многих других.



ОЦЕНИТЕ СЕБЯ. Ваши оценки за работу на уроке

5. Вывод по уроку

6.Домашнее задание.

Выписать из рассказа «После бала» 3 предложения с однородными членами с обобщающим словом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!