СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку "Предлог как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку. "Предлог как часть речи" для 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Предлог как часть речи"»

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №1200

с углубленным изучением английского языка





Открытый урок

по русскому языку с ИКТ



«ПРЕДЛОГ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»



2 класс «А»







Подготовила и провела

учитель начальных классов

Наумова Наталья Сергеевна







Москва, 2014-2015 учебный год.

Целеполагание для ученика

Целеполагание для учителя

  1. Научиться отличать предлог от изученных частей речи и знать его особенности (предлог пишется отдельно с другими частями речи; предлог пишется всегда одинаково, независимо от произношения)

  2. Осознать, что предлог - это служебная часть речи.

  3. Провести наблюдения за предлогом в тексте и на их основе сформулировать цель и задачи урока.

  4. Продолжить обучаться умению грамотно оформлять свои мысли в устной речи, выражать согласие или несогласие.

  5. Продолжить учиться сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения.


  1. Создать условия для осознания нового понятия – предлог и его особенностей, сравнить её с уже изученными частями речи (именем существительным, именем прилагательным,

глаголом)

  1. Создать условия для осознания роли и особенности предлога в предложении (помочь понять, что предлог служит для связи слов в предложении, что предлог с другими словами пишется отдельно (между словом и предлогом можно поставить вопрос или другое слово-имя прилагательное); предлог пишется всегда одинаково, независимо от произношения.)

  2. Научить детей выделять предлоги среди других частей речи

  3. Создать условия для формирования наблюдения, сравнения, обобщения и развития исследовательских навыков детей.

  4. Создать условия для формирования положительной мотивации детей.

  5. Продолжить формирование коммуникативной компетенции.

  6. Продолжить воспитывать аккуратность в оформлении письменных работ и внимательность.

Опорные понятия, термины:


Новые понятия, термины:

имя существительное, имя прилагательное, глагол, предложение



предлог - служебная часть речи































Преподаватель: Наумова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов

Предмет: русский язык

Автор учебника: Рамзаева Т.Г., Русский язык. Учебник для 2 класса, ч. 3. М., Дрофа, 2009.

Тема: Предлог как часть речи.

Цели:

Познакомить учащихся с понятием предлог и о его роли в предложении.

Закреплять знания учащихся о раздельном написании предлога с другими словами.

Создать условия для развития речи, мышления, внимания, памяти учащихся.

Воспитывать любовь к русскому языку.

Наглядность о оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,экран, мультимедийное приложение, раздаточный материал (Указ); карточки с индивидуальными заданиями, учебники, тетради, записи на доске.

Методы обучения: словесный, наглядный, словесно-наглядный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая,

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 2





























I.Вступительная беседа.

I. Организация на работу.



Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!



Слайд 2

- Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вам нравятся? А почему вы их любите?

- Я тоже люблю сказки, особенно волшебные. Давайте мы сегодня отправимся в чудесную страну, где происходят волшебные вещи! Ведь недаром говорят, что 2 слайд «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» может эта сказка научит нас чему-то, может, что-то мы узнаем новое о русском языке, как раз у нас сегодня НОВАЯ ТЕМА.

кто же живет в этой стране? Мы скоро узнаем!

а) Чистописание. На доске: з/з у/у д/д

- Какие буквы сегодня будем писать?

- Что общего в написании этих букв?

- На какие группы можно поделить звуки этих букв?

Игра «День-ночь». Ночь:-Вам снятся слова с этими звуками! День: -Какие слова вам приснились?

3 слайд

- Итак, отправляемся в сказочную страну. Можно, конечно, сказать для этого волшебные слова, можно раздобыть ковёр-самолёт. Но мы отправимся необычным путём-дорогой. Только по ней нельзя идти, она вся развалилась.

II.Работа с деформированным предложением

Слайд 4

- Вам понравилось предложение? Почему?

- Что такое предложение? Составьте предложение. Подчеркните главные члены предложения.



III.Повторение о частях речи.

1.Слайд5

- Случилось это в стране РУСКОГО ЯЗЫКА. Королём в этой стране был могущественный Русский язык, а королевой – мудрая Грамматика. Слова – главные работники этого королевства. У каждого в этом королевстве своя работа. И однажды в этой стране случилась настоящая неразбериха - ну, никакого порядка!

- Попытались как-то слова построиться, потому что захотелось Королю посмотреть на своих слуг и устроить парад. Становились слова и так, и эдак, всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись! - решили они – Позовём мы на помощь добрую фею, она главная в этом королевстве над всеми словами».

-Но, чтобы она появилась, вам нужно правильно выполнить задание

Словарная работа Слайд6-15

- На экране будут появляться картинки, а вы должны записать словарные слова в тетрадях.

ПРОВЕРКА:

2.Лексическое значение слова Слайд16

- Ребята, подскажите, как зовут эту добрую фею.

«Морфо» - слово

«Логос» - наука

Итак, к нам в гости пришла Морфология-наука о словах.

Она приготовила для некоторых из вас карточки с заданиями

3.Заполнение таблицы

- А остальные ребята задание в выполняют в тетради. Вам нужно распределить слова на группы.сл.17

- Кто из вас обозначает предметы? – спросила Морфология – Мы обозначаем предметы, - ответили слова.

- Ребята, подскажите, как называются эти слова? Найдите в предложении существительные. Запишите в первый столбик.

- А мы обозначаем действия! – громко крикнули другие.

- Как называются эти слова? Найдите в предложении глаголы. Выпишите во второй столбик.

- А есть ли среди вас слова, которые обозначают признаки предметов? – спросила фея Морфология.

- А как они называются? Найдите в предложении прилагательные. Выпишите их в третий столбик.



4.Повторение по таблице о частях речи Слайд18

- Посмотрите, у нас остались ещё два слова. Они маленькие, всего из 1 и 3 букв.

- Вот потеха! – засмеялись Глаголы, Существительные, Прилагательные. – Да вы такие маленькие, вы своим видом насмешите самого короля. Мы такие важные, значимые, большие, а вы? Не хотим строиться с вами.

- Что вы! Что вы! – возразила добрая фея Морфология. – Они главные мои помощники. Именно они помогают мне выбрать для вас форму и наряд.

- Неправда! Не верим! – возразили Глаголы, Существительные, Прилагательные.

- Ах! Так! – сказала фея Морфология и забрала ПОД и В из предложения и ушла.

- Ай! Ай! Ай!- закричали Глаголы, Существительные, Прилагательные.

- Ребята, посмотрите. Без этих слов получилось предложение? Почему?

Сл.19

IV.Новая тема

- Ребята, а кто из вас знает, что это за слова?

- Верно. Ребята, кто же живет в Волшебной стране? Какая же будет тема нашего урока? Сл.20

1.Вывод. Предлог как часть речи Слайд 21

- Слова под, в служат для связи слов в предложении, т.е. помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.

- А как вы думаете, как пишутся предлоги со словами?

(Прочит прав. На с.39 Предлог с другими словами пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово (имя прилагательное.)

Тают льдинки на (каком? большом) окне.)

- Что тут началось в королевстве. Такого шума, плача никогда и никто не слыхивал. Ведь из нашей речи, из нашего языка исчезли все маленькие слова, которые помогали связываться по смыслу другим словам в предложении. Сказки, стихи, рассказы стали такими некрасивыми, непонятными, что их отказались читать даже взрослые и дети. Могущественный Король повелел вернуть эти слова, чтобы навести в королевстве порядок. Только где их искать.

- Ребята, поможем найти эти маленькие¸ но важные слова.

-Только сначала отдохнем и наберемся сил!

Физ.мин сл.22

Мы немного отдохнем

И на все ответ найдем.

На мысочки встанем.

Ручки вверх потянем.

Руки на пояс,

Наклоны вперед.

Теперь чуть – чуть попрыгаем,

И каждый отдохнет.

Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.



2.Установление связи слов в словосочетании с помощью предлога Слайды 23-28

- Вставьте подходящее слово, запишите словосочетание, подчеркните это слово. Сам.раб. Как писали маленькие слова с другими? Почему раздельно?(прав)

Проверка по цепочке (у доски)

отъехала … дворца

поехала … дороге

переехала … мост

поднялась … гору

спустилась … горы

подкатила … дому

 

3.Правильное употребление предлогов в речи Слайд29

- Догадайтесь, какие здесь спрятались слова. Запишите в тетрадь через запятую.

 

4. Лексическое значение слова Слайд 30

- Когда перед Королём предстали все эти слова, появилась добрая фея Морфология.

-Разрешите представить моих любимых помощников. Все эти слова называются ПРЕДЛОГИ.»

Предлог (греч. яз.)

«пред» перед

«лог» - слово

5.Работа с правилом Слайд 31

- Король повелел издать указ и велел выучить всем, кто хочет быть грамотным. Прочитайте указ.

Повторите всё, что узнали о предлогах.

Назовите, какие запомнили предлоги.

 Доп.мат. 

6. Работа с учебником

Упр 281

- Прочитайте. О каких явлениях природы эти предложения?

- Какие орфограммы встретились в словах?

- Объясните правописание слов. Подберите проверочные слова.

- Выполните задание.

- Назовите предлоги, которые вы подчеркнули.сл32

Работа с предложениями Слайды 32

- Устно. Составить предложения по картинкам, используя предлоги.

Записать 2-3 предложения по выбору в тетрадь. Взаимопроверка.

V. Итог урока.

- Вот и заканчивается наш урок. С какой темой помогла познакомиться нам сказка?

- Прочитайте шутливое стихотворение. Слайд 37

Чудесный выдался денёк,

А я учу уроки…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

Что значит – « по»?

Что значит – « за»?

И « за», и « по» - предлоги…»

А хорошо бы – ЗА порог

И – мчаться ПО дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

А. Шибаев

 

-( Найдите и назовите предлоги. Впишите предлоги в УКАЗ.)доп

-Что нового узнали на уроке? (Изучили новую часть речи – предлог.)

-Какие секреты предлога раскрыли? (-Предлог-это служебная часть речи, она служит для связи слов в предложении.-Предлог с другими словами пишется раздельно. Между предлогом и другим словом можно поставить вопрос или другое слово (имя прилагательное))

-Фея вас благодарит за помощь! Все предлоги вернулись в Волшебную страну!.

Д/З Выучить указ дома.