СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку "Сложные предложения с разными видами связи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок - закрепление с использованием элементов работы по подготовке учеников 9 класса к сдаче ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Сложные предложения с разными видами связи"»

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Цели:

  • актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной;

  • формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания;

развивать монологическую речь учащихся;


Задачи урока:

  • Актуализировать и систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.

  • выявить все случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

  • Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ.


Оборудование: мультимедиапроектор


ХОД УРОКА


1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит серьёзно поработать: сравнивать, анализировать, обобщать, давайте настроимся, вполголоса повторяйте за мной:

«Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

Присаживайтесь, откройте тетради, запишите в них число и словосочетание «классная работа».

2. Орфографическая разминка (в связи с тем, что орфографические навыки учащихся развиты недостаточно, работа по орфографии в 9 классе ведётся мной на протяжении всего учебного года, занимая на каждом из уроков русского языка около 5-7 минут; на представленном мной уроке используется один из нетрадиционных способов ведения орфографической работы – представление слов с отсутствием букв, в данном случае гласных в безударных позициях)

Учитель: Как и всегда мы начинаем урок с орфографической разминки. Перед вами слова, в которых пропущены буквы, восстановите слова, выделите орфограммы.

слайд 1

ЗСЛТЬ

ГПТЗ

СБРТЬ

ВСПВТЬ

ДСЦПЛН

ВЗЛЖТЬ







Учащиеся работают самостоятельно, записывая слова в тетрадь, выделяя орфограммы. В тетради должна появиться следующая запись:

Заселить, гипотеза, собирать, воспевать, дисциплина, возложить

Ч

ЗАСЕЛИТЬ

ГИПОТЕЗА

СОБИРАТЬ

ВОСПЕВАТЬ

ДИСЦИПЛИНА

ВОЗЛОЖИТЬ

ЗАСЕЛИТЬ

ГИПОТЕЗА

СОБИРАТЬ

ВОСПЕВАТЬ

ДИСЦИПЛИНА

ВОЗЛОЖИТЬ

ерез 3 минуты рядом сидящие меняются тетрадями и проверяют работу друг друга, опираясь на следующий слайд.

слайд 2






Обратная связь

Какие орфограммы вы использовали, работая с этими словами?

(Правописание безударных гласных: проверяемых, непроверяемых, чередующихся)

Правописание каких слов необходимо запомнить?

(гипотеза, дисциплина)


3. Лингвистичес кая разминка. 4 мин.

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:

1. бессонная ночь –

2. подземный переход –

3. алгебраическая задача –

4. школьный портфель -

5. плюшевый медвежонок -

6. приморский парк -

7. клетчатый шарф –

без предлога:

1. полковое знамя –

2. солнечная энергия –

3. лесной запах –

4. учительский стол -

5. конское ржание -

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:

1. двухэтажное здание –

2. шестилетний ребёнок –

3. белоствольная берёза -

4. голубоглазая девочка -

5. островерхие ели -


Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.

(то есть делаем всё наоборот)

1. каша из гречки –

2. снаряд для спортсменов –

3. тропинка в гору -

4. человек без совести -

5. вопрос по литературе -

6. гостиница при вокзале -

7. костюм в полоску –


8. кусты сирени –

9. совет отца –

10. ком снега –

11. судьба матери –

12.занятия музыкой –


13.собака с гладкой шерстью -

14.ружьё с двумя стволами -

15.парень с рыжими волосами -

16.особняк в три этажа -

17.девушка двадцати лет -


Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.


1. жалостно посмотрел –

2. смело спрыгнул –

3. устало шагал –

4. осторожно слез –

5. спокойно делал –

6. беззаботно жил -

7. бесшумно едет -

8. бесстрашно бросился –

9. бездушно пел –


Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).

1. говорил с тревогой –

2. ждал с напряжением –

3. охранял с заботой –

4. глядел со смущением –

5. уезжал со спокойствием -

6. отзывался с гордостью –

7. сделал с аккуратностью –

8. плакал без звука -

9. поступил без жалости -


4.Актуализация знаний учащихся по сложному предложению.

1. Работа в парах. Задание: составить кластер по теме «Сложное предложение». Кластер чертится на «Рабочем листе учащегося» (задание 1 «Рабочего листа учащегося»).

2. Работа со схемами. Схема на доске.

Слайд 6.

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

1) а) [ ],и [ ].

б) [ ], (чтобы.. .).

в) [ ], ( когда.. ..).

г) [ ], [ ].

Слайд 7.

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

2 ) а) [ ], ( что. . . ).

б) [ ], но [ ].

в) [ ], а [ ].

г) [ ], и [ ].

Слайд 8.

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

3) а) [ ] - [ ].

б) [ ]: [ ].

в) [ ], и [ ].

г) [ ]; [ ].

5.Закрепление новой темы  - мин.

1. Работа над предложением, составление схемы

Под диктовку ученики записывают предложение

Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.

[…так], что (  ) : [ ]

2. Сопоставление схем

Задания такого типа формируют умение школьника сопоставлять сходные явления, группировать факты языка по сходным признакам.

Использование проблемного задания. Учитель предлагает сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и  чем они отличаются.

Ученики сравнивают, сопоставляют и делают выводы.

Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение.
Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.

3. Работа с учебником

6. Проверка знаний . Решение вариантов задания 14 ОГЭ.

Тест по заданию 14 ОГЭ.

1) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.

2) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаенную жизнь леса. (4) Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.

3) Среди предложений найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) И вдруг… Волк присел на хвост, потер глаза: неужели правда? (2) Под елкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. (3) Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему невесть что показывают. «(4) Интересно, что он там увидел? – подумал Волк. – (5) Дай-ка и я погляжу».

4) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Лист бумаги. (2) Сожмите его и расправьте. (3) На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… (4) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать полеты в нужном направлении к нужному месту. (5) А что и говорить о «генетической памяти» - памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (6) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

5) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4) Под угрозой полного истребления оказалось редкое, уникальное животное планеты – амурский тигр. (5) Причина всему – браконьерство. (6) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.

Ответы:

1). 1

2). 4

3). 1

4). 3

5). 6

7. Итог урока. Рефлексия.

 
–  Достигли ли мы с вами совместно поставленной цели?.
– Что особенно удалось на уроке



8. Домашнее задание.


Подготовьте пожалуйста мини-тесты по теме «Сложное предложение с разными видами связи»