СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.
Цели:
актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной;
формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания;
развивать монологическую речь учащихся;
Задачи урока:
Актуализировать и систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.
выявить все случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ.
Оборудование: мультимедиапроектор
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит серьёзно поработать: сравнивать, анализировать, обобщать, давайте настроимся, вполголоса повторяйте за мной:
«Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»
Присаживайтесь, откройте тетради, запишите в них число и словосочетание «классная работа».
2. Орфографическая разминка (в связи с тем, что орфографические навыки учащихся развиты недостаточно, работа по орфографии в 9 классе ведётся мной на протяжении всего учебного года, занимая на каждом из уроков русского языка около 5-7 минут; на представленном мной уроке используется один из нетрадиционных способов ведения орфографической работы – представление слов с отсутствием букв, в данном случае гласных в безударных позициях)
Учитель: Как и всегда мы начинаем урок с орфографической разминки. Перед вами слова, в которых пропущены буквы, восстановите слова, выделите орфограммы.
слайд 1
ЗСЛТЬ
ГПТЗ
СБРТЬ
ВСПВТЬ
ДСЦПЛН
ВЗЛЖТЬ
Учащиеся работают самостоятельно, записывая слова в тетрадь, выделяя орфограммы. В тетради должна появиться следующая запись:
Заселить, гипотеза, собирать, воспевать, дисциплина, возложить
Ч
ЗАСЕЛИТЬ
ГИПОТЕЗА
СОБИРАТЬ
ВОСПЕВАТЬ
ДИСЦИПЛИНА
ВОЗЛОЖИТЬ
ЗАСЕЛИТЬ
ГИПОТЕЗА
СОБИРАТЬ
ВОСПЕВАТЬ
ДИСЦИПЛИНА
ВОЗЛОЖИТЬ
ерез 3 минуты рядом сидящие меняются тетрадями и проверяют работу друг друга, опираясь на следующий слайд.
слайд 2
Обратная связь
Какие орфограммы вы использовали, работая с этими словами?
(Правописание безударных гласных: проверяемых, непроверяемых, чередующихся)
Правописание каких слов необходимо запомнить?
(гипотеза, дисциплина)
3. Лингвистичес кая разминка. 4 мин.
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель -
5. плюшевый медвежонок -
6. приморский парк -
7. клетчатый шарф –
без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол -
5. конское ржание -
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза -
4. голубоглазая девочка -
5. островерхие ели -
Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.
(то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору -
4. человек без совести -
5. вопрос по литературе -
6. гостиница при вокзале -
7. костюм в полоску –
8. кусты сирени –
9. совет отца –
10. ком снега –
11. судьба матери –
12.занятия музыкой –
13.собака с гладкой шерстью -
14.ружьё с двумя стволами -
15.парень с рыжими волосами -
16.особняк в три этажа -
17.девушка двадцати лет -
Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостно посмотрел –
2. смело спрыгнул –
3. устало шагал –
4. осторожно слез –
5. спокойно делал –
6. беззаботно жил -
7. бесшумно едет -
8. бесстрашно бросился –
9. бездушно пел –
Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
5. уезжал со спокойствием -
6. отзывался с гордостью –
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука -
9. поступил без жалости -
4.Актуализация знаний учащихся по сложному предложению.
1. Работа в парах. Задание: составить кластер по теме «Сложное предложение». Кластер чертится на «Рабочем листе учащегося» (задание 1 «Рабочего листа учащегося»).
2. Работа со схемами. Схема на доске.
Слайд 6.
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
1) а) [ ],и [ ].
б) [ ], (чтобы.. .).
в) [ ], ( когда.. ..).
г) [ ], [ ].
Слайд 7.
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
2 ) а) [ ], ( что. . . ).
б) [ ], но [ ].
в) [ ], а [ ].
г) [ ], и [ ].
Слайд 8.
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
3) а) [ ] - [ ].
б) [ ]: [ ].
в) [ ], и [ ].
г) [ ]; [ ].
5.Закрепление новой темы - мин.
1. Работа над предложением, составление схемы
Под диктовку ученики записывают предложение
Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.
[…так], что ( ) : [ ]
2. Сопоставление схем
Задания такого типа формируют умение школьника сопоставлять сходные явления, группировать факты языка по сходным признакам.
Использование проблемного задания. Учитель предлагает сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и чем они отличаются.

Ученики сравнивают, сопоставляют и делают выводы.
Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение.
Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.
3. Работа с учебником

6. Проверка знаний . Решение вариантов задания 14 ОГЭ.
Тест по заданию 14 ОГЭ.
1) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.
2) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаенную жизнь леса. (4) Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.
3) Среди предложений найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) И вдруг… Волк присел на хвост, потер глаза: неужели правда? (2) Под елкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. (3) Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему невесть что показывают. «(4) Интересно, что он там увидел? – подумал Волк. – (5) Дай-ка и я погляжу».
4) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Лист бумаги. (2) Сожмите его и расправьте. (3) На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… (4) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать полеты в нужном направлении к нужному месту. (5) А что и говорить о «генетической памяти» - памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (6) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…
5) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4) Под угрозой полного истребления оказалось редкое, уникальное животное планеты – амурский тигр. (5) Причина всему – браконьерство. (6) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.
Ответы:
1). 1
2). 4
3). 1
4). 3
5). 6
7. Итог урока. Рефлексия.
– Достигли ли мы с вами совместно поставленной цели?.
– Что особенно удалось на уроке
8. Домашнее задание.
Подготовьте пожалуйста мини-тесты по теме «Сложное предложение с разными видами связи»