СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку. Тема: « Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в рамках предметной недели по русскому языку. На уроке были использоаны разные педагогические технологии.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку. Тема: « Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.» 3 класс»

Открытый урок по русскому языку.

Тема: « Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.»

Цель: актуализировать знания об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов; развивать внимание, образно мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать;
воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся разъяснять значение слов; находить значение слов в словарях; объяснять переносное значение слов и словосочетаний; распознавать многозначные слова, употреблять их в речи.

Формируемые УУД:

познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.











ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Ребята давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, с таким хорошим настроением тихо сядем и начнём урок.

- А начнём мы урок с высказывания знаменитого русского писателя Константина Георгиевича Паустовского:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней жизни своей.( К. Г. Паустовский.)

- Какой смысл несёт в себе это высказывание.

- По речи человека можно судить о его культуре. Давайте покажем нашим гостям, какие мы культурные люди.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

А) Минутка чистописания.

На доске написаны слова МАЯК, МЯСО, ОЛЯПКА, ЯГОДА, ЯБЛОКО, СЕГОДНЯ.

- Какая буква присутствует в каждом предложенном слове? ( Буква Я)

- В каких словах она обозначает звук [а]?

- В каких словах она обозначает два звука [й], [а]?

- Найдите закономерность и продолжите ряд:

яЯ яяЯ яяяЯ яяяяЯ

Б) Словарная работа.

-Давайте вспомним, какое словарное слово встретилось в высказывании Паустовского, где звуков больше ,чем букв?

Слово: ЯЗЫК

- Выполните фонетический разбор слова «язык».

- Составьте несколько предложений со словом «язык», с разным значением .

В) Комментированное письмо.

( Один ученик работает у доски.)

Язык до Киева доведёт.

- Мы записали и пословицу и фразеологизм.

(Если нужна информация, нужно не стесняясь обращаться за ней. Тогда найдёшь то, что нужно и дойдёшь, куда нужно.)

- Сделайте синтаксический разбор предложения, т.е. разберите по членам предложения.

3.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- Давайте вспомним предложения, которые мы составили.

- Объясните значение слова - язык. (В данных предложениях оно употребляется в разных значениях.)

- Каким словарём вы воспользуетесь? (Толковым)

- Как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные.)

- Как определить по словарю, многозначное слово или однозначное? (У многозначных слов значения пронумерованы.)

- Прочитайте предложения.

Я сегодня прикусил язык.

Разведчики в лесу взяли языка.

- Что вы заметили? (В первом предложении слово «язык» употреблено в прямом значении, а во втором – в переносном.)

- Какие понятия мы будем повторять сегодня на уроке?

4.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Работа по учебнику.

Упр.65 (с.46)

- Какие слова называются многозначными?

- Прочитайте слова и найдите среди них многозначные.

- Расскажите о значении многозначных слов.

- Выполните письменное задание к упражнению.

5. ФИЗМИНУТКА.

Я мороза не боюсь,

(шаги на месте)

С ним я крепко подружусь.

(хлопки в ладоши)

Подойдёт ко мне мороз,

(присесть)

Тронет руку, тронет нос.

(показать руку, нос)

Значит надо не зевать,

(хлопки в ладоши)

Прыгать, бегать и играть.

(прыжки на месте)

6.ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.

Работа по учебнику.

Упр.66 (с.46).

- Прочитайте словосочетания, данные в упражнении.

- Найдите среди них те, в которых слова употребляются в переносном значении.

- Выполните письменное задание к упражнению.

- Разберите слова по составу: 1в. – серебристый, 2в. – железный.

7.РЕФЛЕКСИЯ.

Тестовая работа.

1.Лексическое значение слов разъясняется:

А) в орфографических словарях

Б) во фразеологических словарях

В) в толковых словарях

Г) в словарях синонимов

2.Слово, имеющее несколько значений, называется:

А) сложным В) многозначным

Б) однозначным Г) простым

3. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

А) рысь, кисть, щенок

Б) ручка, ёрш, кастрюля

В) корень, ключ, кнопка

Г) лампа, компьютер, ножницы.

4.Определите, что означает предложение.

Мама светится от счастья.

А) в помещении стало светло

Б) мама хорошо освещена

В) мама радуется

Г) мама освещает комнату

5. Выделенное слово употреблено в переносном значении в словосочетании:

А) горячий песок В) горячее сердце

Б) крутой склон Г) золотые часы

Работа со слабоуспевающими.

(Ученикам раздаются карточки с индивидуальным заданием.)

КАРТОЧКА.

1.Вставьте пропущенные буквы.

Со…нце ст…яло низко над г…ризонтом. На небе пок…зался серп м…л…дого мес…ца.

2.Подчеркни многозначные слова.

Пенал, ручка, карандаш, корень, клён, торт, иголка, мышь, радуга.



- Оцените свою работу на уроке. Считаете ли вы, что наш урок для вас не прошёл даром.

- Как вы думаете, что делает нашу речь богаче? (Употребление многозначных слов, фразеологизмов, пословиц, поговорок.)

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

- Какие слова называются многозначными?

- Что значит « прямое и переносное значения слов»?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Упр.67 (с.46).







Тестовая работа.

1.Лексическое значение слов разъясняется:

А) в орфографических словарях

Б) во фразеологических словарях

В) в толковых словарях

Г) в словарях синонимов

2.Слово, имеющее несколько значений, называется:

А) сложным В) многозначным

Б) однозначным Г) простым

3. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

А) рысь, кисть, щенок

Б) ручка, ёрш, кастрюля

В) корень, ключ, кнопка

Г) лампа, компьютер, ножницы.

4.Определите, что означает предложение.

Мама светится от счастья.

А) в помещении стало светло

Б) мама хорошо освещена

В) мама радуется

Г) мама освещает комнату

5. Выделенное слово употреблено в переносном значении в словосочетании:

А) горячий песок В) горячее сердце

Б) крутой склон Г) золотые часы



КАРТОЧКА.

1.Вставьте пропущенные буквы.

Со…нце ст…яло низко над г…ризонтом. На небе пок…зался серп м…л…дого мес…ца.

2.Подчеркни многозначные слова.

Пенал, ручка, карандаш, корень, клён, торт, иголка, мышь, радуга.



КАРТОЧКА.

1.Вставьте пропущенные буквы.

Со…нце ст…яло низко над г…ризонтом. На небе пок…зался серп м…л…дого мес…ца.

2.Подчеркни многозначные слова.

Пенал, ручка, карандаш, корень, клён, торт, иголка, мышь, радуга.





КАРТОЧКА.

1.Вставьте пропущенные буквы.

Со…нце ст…яло низко над г…ризонтом. На небе пок…зался серп м…л…дого мес…ца.

2.Подчеркни многозначные слова.

Пенал, ручка, карандаш, корень, клён, торт, иголка, мышь, радуга.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!