МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДРУЖБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Утверждаю»
Директор школы:_____________И.Г.Гасаналиев
Открытый урок
по русскому языку в 3 классе
на тему:
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
МКОУ «Дружбинская СОШ»
Джамалова С.К.
2019 г.
Тема: Роль имён прилагательных в речи
Цель: ознакомление с ролью имён прилагательных в речи.
Задачи:
Формировать умение подбирать и использовать имена прилагательные в речи для точного, образного, выразительного описания предметов;
Развивать аналитическое мышление, внимание учащихся, устную и письменную речь;
Воспитывать культуру общения, интерес к предмету.
Ход учебного занятия
І. Организационный момент
- Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Начинается урок.
- Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
НА ДОСКЕ
ІІ. Минутка чистописания
Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию.
Пп Пп Пп Пп
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
- Первый весенний цветок - нежный подснежник.
- Сейчас разберем по составу слово подснежник.
ІІІ.Словарная работа. Отгадайте загадку.
Целый день в лесу: тук-тук…
Кто там среди веток спрятан?
Всем деревьям лучший друг,
Врач лесной, трудяга …
Дятел.
-Где живёт эта птица?
( Дети прописывают строчку слово «дятел»).
Придумайте словосочетание и предложение со словом «дятел». Запишите, обращая внимание на наше новое словарное слово
Актуализация знаний.
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная.
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
- О какой части речи говорится в этом стихотворении?
- Да, это имя прилагательное.
Итак, тема нашего урока – имя прилагательное и его роль в речи. (На доске)
Ну, а сейчас немного вспомним то, что уже успели узнать об имени прилагательном.
Выбери верное утверждение. (Устно.)
1. Имена прилагательные отвечают на вопросы
– кто? что?
– какой? какая? какие? какое?
– что делать?
2. Имя прилагательное - это
– часть слова
– член предложения
– часть речи
3. Имена прилагательные обозначают
- действие предмета
- признак предмета
- предмет
4. Имена прилагательные связано по смыслу:
– с глаголом;
- с существительным;
- с местоимением.
5. Выбери верное утверждение:
- в предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
- в предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом;
- в предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым;
V. Этап усвоения новых знаний
Работа с текстом. На слайде 2 загадки.
- Ребята, отгадайте загадку.
- Первый или второй текст помог вам разгадать?
- Какие слова вам подсказали, что это цыплёнок?
- Какой вывод можно сделать? Для чего нам нужны имена прилагательные?
(Правило на с.86)
Работа с учебником в парах.
С. 86 упр. 154.
Физминутка
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
- А сейчас, я предлагаю вам внимательно послушать сказку и подумать, почему на детей обижаются главные герои?
- Однажды на солнечной лужайке собрались существительные: Небо, Солнце, Травка, Ручей и стали высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
- Я во всех сочинениях голубое - вздыхало Небо.
- А ко мне привязалось слово зелёная - чуть не заплакала травка.
- А я всегда яркое - сказало Солнце.
- А я только звонкий - сказал Ручей. - Может быть, ребята 3 класса Лошанской школы нам помогут?
- Дети, на что обиделись Небо, Солнце, Травка и Ручей?
(Подбор прилагательных).
-Запишите словосочетания и продолжите ряды своими прилагательными-синонимами, выделите окончания.
Фронтальная работа
- Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу слова. После выполнения задания организовать взаимопроверку.
- Вспомните, что такое «фразеологизм»?
-Да, молодцы. Это устойчивые обороты речи. Спишите, подчеркните имена прилагательные.
Жить чужим умом, от чистого сердца, по горячим следам, сделать на скорую руку, черепашьим шагом, в ежовых рукавицах, в добрый час.
Дополнительное задание.
-А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.
Бурый, мохнатый, косолапый… Медведь
Рыжая, хитрая, ловкая… Лиса
Серый, хищный, жадный… Волк
Белый, пушистый, холодный… Снег
Круглое, сладкое, сочное... Яблоко
VI.Подведение итогов
Самостоятельная работа
Тест
1.Что такое имя прилагательное?
а) слово; б) часть предложения; в) часть речи.
2. Выберите правильный ответ.
Имена прилагательные обозначают:
а) название предмета; б) признак предмета; в) действие предмета.
3. Подчеркните имена прилагательные.
Весёлый, синее, прохладный, погода, дует, свежий, тонкая, сквозит, ветерок.
4. Поставьте вопрос к имени прилагательному.
Лес(_____________) зелёный; поляна (_____________) солнечная;
сосны (___________) высокие;
5. Образуй слова, обозначающие признаки предметов.
Книга – книжный
веселье - ______________
рыба - ______________
мясо - ______________
6. Сколько имён прилагательных в стихотворении?
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли..
а) 4 б) 3 в) 2 г) 1
- Что мы делали сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали?
VII.Домашние задание.
с.87 упр.156 (прав.); из книг выписать 5 прилагательных и подобрать к ним синонимы (по желанию).
VIII.Рефлексия
- Наш урок я предлагаю закончить пресс-конференцией. Кто желает быть журналистами? Журналисты задают вопросы по теме «Имя прилагательное».