Открытый урок русского языка 4 класс
Тема «Роль глаголов в языке».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Педагогические задачи: создать условия для формирования представлений о роли глаголов в речи; способствовать развитию навыка указывать грамматические признаки глагола; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты:
Научатся указывать роль глаголов в речи; объяснять изученные орфограммы; определять число глаголов; выполнять синтаксический разбор предложения.
Метапредметные УУД:
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта
Личностные результаты:
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
Орг. момент. (2 МИН.)
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте улыбнёмся гостям, друг другу. А теперь начнём наш урок.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
(слайд 1)
Актуализация знаний.
Словарная работа. (слайд 2) (3 мин)
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами незаконченные выражения.
Как называются получившиеся выражения? (фразеологизмы)
Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов)
Что значит устойчивые? (употребляются только в таком сочетании)
Объясните смысл фразеологизмов. (1. Избежать заслуженного наказания. 2. Очень волноваться). 3. Навредить кому – либо.)
Какой частью речи являются выделенные слова? (глаголы)
Бить баклуши – бездельничать;
Водить за нос – обманывать;
Зарубить на носу – запомнить.
Запишите в тетради: число, классная работа.
Спишите, данные ниже, фразеологизмы в тетрадь.
Самоопределение к деятельности. (3 мин)
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает, или пашет, или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам….. (глагол).
О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о глаголе)
Что вы можете рассказать о глаголе?
Откройте учебники на с. 68 – ой.
Прочитайте тему урока.
Сформулируйте задачи урока. (повторить всё, что знаем о глаголе, уточнить роль глаголов в языке, упражняться в определении глаголов в тексте).
Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
Образуйте от имён существительных – глаголы. (слайд 3) (5 мин)
Голос – голосить
Одежда – одевать
Мысли – мыслить
Бег – бегать
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока.
Работа в рабочей тетради. (5 мин)
Как называются слова, противоположные по значению?
Подберите к данным глаголам –антонимы. (слайд 3) Запишите пары слов в тетрадь.
Встречать – провожать
Лежать – стоять
Светлеть – темнеть
Кричать – молчать
Что мы с вами сейчас делали?
Какую орфограмму можно выделить в этих глаголах?
Что можно сказать о глаголе?
Работа с высказываниями. (2 мин)
«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе». (Л. Н. Толстой)
«Глагол – самая живая часть речи… Назначение глагола – выражать само действие». (Алексей Кузьмич Югов).
Закрепление изученного материала. (10 мин)
Творческая работа.
Ребята, посмотрите на доску. Можно ли эти группы слов назвать предложениями? Что нужно сделать, чтобы получились предложения?
(слайд 5)
Долгожданная весна. Веселая капель. Говорливые ручьи. Деревья в листву. Перелетные птицы.
Вам нужно дополнить текст на тему «Весна» подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени. Можно добавить в предложения необходимые второстепенные члены.
ДЕТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАПИСЫВАЮТ В ТЕТРАДЬ. ПРОВЕРКА.
(Наступила долгожданная весна. Звенит веселая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. На родину возвратятся перелетные птицы.)
Какую роль играют глаголы в этом тексте?
Давайте проверим, что у вас получилось.
(если подобраны разные глаголы, отметить, что несмотря на то, что глаголы разные не синонимы, не антонимы, а смысл несут один)
Подведение итогов урока. Рефлексия. (4 мин)
О какой части речи мы говорили на уроке?
Вспомните этапы работы на уроке. Для чего мы выполняли разные виды работ, связанных с одной частью речи?
Какая главная роль глагола в речи?
Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Поднимите круг цвета смайлика, выбранного вами. (слайд 6)
Д/ з учебник с. 70 упр. 144