СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 4 классе Тема урока: «Возвратные глаголы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 4 классе Тема урока: «Возвратные глаголы»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 16" г Хасавюрт





Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Тема урока: «Возвратные глаголы»

Провела: Гаджиева Райсат Нугаевна

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ № 16 г. Хасавюрт





Цели: 1. Познакомить с понятием возвратные глаголы.

2. Развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами.

Планируемые результаты:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций.

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

1 -Ребята, начинаем наш урок. Какое у вас сегодня настроение?

Надеюсь,что урок пройдет интересно и увлекательно.

- Сегодняшний урок я хочу начать  следующими словами: 
Не то беда, что мы всегда
Чего-нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
- О чём нам хотел сказать автор?

- Девиз нашего урока: 
       Грамоте учиться -
      всегда пригодится.

- Что это? (пословица). Что она значит. А какие здесь главные слова. А какой части речи эти слова?

-Сегодня мы будем говорить о части речи…. (Глагол)

- Открываем тетрадь, пишем число, классная работа.

2) Чистописание.
- Запишите данные буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск. 
- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду. 
(Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое). 

Морфологический разбор слова прыгает.

3) Словарная работа. Прочитайте слово КОМАНДИР на доске-что оно обозначает?

КОМАНДИР – 1. Начальник воинской части, подразделения или военного судна.

2. Перен. О человеке, любящем распоряжаться, командовать.

– Подберите 1) однокоренные слова-команда, командирский, командующий, командовать.

Составьте предложения с этим словом. (Командир роты принял верное решение. Командир отправился в штаб.)

Разбор предложений по членам предложения и выпишете ещё 5 словарных слов из орфографического словаря стр.152-153

4)Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте предложения и сравните

Утром мама  умывает, одевает, причесывает, обувает маленького сына и ведет его в ясли.

Утром мама умывается ,одевается, причесывается, обувается и ведет маленького сына в ясли. Сравните глаголы - Что вы можете сказать?

-Одинаковое или разное значение имеют глаголы?

- Что придает вторым глаголам такое значение?

-Чем глаголы отличаются по форме?

- Вы знаете, как называются такие глаголы?

Значит, наша задача на уроке:

1)узнать как называются такие глаголы,

2)какие значения они имеют

3)как пишутся такие глаголы.

5)Работа по теме урока.

- Работа по учебнику. Правило.

Давайте с помощью учебника найдем ответ на вопросы, которые мы поставили. Откройте учебник на стр.102.

-Прочитайте правило и найдите ответ на вопрос:

-Как называются такие глаголы?

- Назовите показатель возвратных глаголов.

- Когда в возвратных глаголах перед –СЯ пишется ь?

– Суффикс -ся раньше был отдельным словом и имел значение «себя»:

Прячется – прячет себя.

Моется – моет себя.

Катается – катает себя.

– Теперь стало понятнее, почему глагол называется возвратным?

Послушайте маленькую историю про этот интересный и необычный суффикс:

Жил был суффикс СЯ. Целыми днями он только и делал, что умывалСЯ, причесывалСЯ, улыбалСЯ себе в зеркало да хвалилСЯ перед другими. Однажды он так загордился, что посчитал себя в слове самым главным и…встал перед приставкой. Вот что из этого получилось: СЯумывал, СЯпричесывал, СЯулыбал, СЯхвастал. Это очень не понравилось корню, и он переместил суффикс СЯ в самый конец слова. За окончание. Стоит теперь суффикс СЯ в слове самым последним, и только в мечтах может вернуться и встать впереди корня. Поэтому его и прозвали ВОЗВРАТНЫМ суффиксом. Вот такая история.

– Давайте подумаем, какие значения могут иметь возвратные глаголы.

1. Умываться, одеваться, обуваться (действие предмета направлено на себя).

2 Удивляться, радоваться, сердиться (состояние предмета).

3. Ткань мнется, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства предмета).

Исследование глагола

Води(ца)- от слова вода

Води(ца)- от слова водит (глагол)

Что означает транскрипция?

-На столе у вас карточки разного цвета .Возьмите карточку зеленого цвета.

Прочитайте стихотворение.

Солнце сади[ца],

Струи[ца] води[ца].

Пти[ца] сини[ца ] в воду гляди[ца].

Возьмите карточку красного цвета, прочитайте стихотворение.

Солнце садится,

Струится водица.

Птица синица в воду глядится.

Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на красной карточке?

( На карточке зеленого цвета- слова записаны с использованием транскрипции. А на карточке красного цвета эти же слова, записаны буквами.)

-Сопоставьте произношение и написание этих одинаковых слов. Когда пишется –ца, а когда –тся, - ться. ( -ца только у имен существительных)

Упражнение 211. Самостоятельная работа.

-Прочитайте задание, что нужно выполнить? Какие глаголы называются возвратными? (Дети самостоятельно выполняют задание.)

Проверка. – Прочитайте глаголы, которые вы выписали

8)Упражнение 214. Работа в парах.

- Прочитайте задание. Какое исследование нам нужно провести?

- Письменно проспрягайте глаголы в тетради.

(1 л.) я учусь, засмеюсь мы учимся, засмеёмся

(2 л.) ты учишься, засмеёшься вы учитесь, засмеётесь

(3 л.) он учится, засмеётся они учатся, засмеются.

-Какой вывод можно сделать?

-Как определить лицо и число этих глаголов?

(Учащиеся работают в парах. Они спрягают глаголы и делают вывод, что возвратные глаголы изменяются по лицам и числам. Лицо и число определяется так же как и у других глаголов.)

9). Упражнение в правописании возвратных глаголов.

- Замените словосочетания одним словом и запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс и подчеркните мягкий знак. (Один ребёнок работает у доски)

Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), приходить в негодование (злиться), испытывать волнение, тревогу (волноваться), ученик приветствует кого-нибудь при встрече (здоровается)

-Какое здесь слово лишнее и почему?

-Проверьте, где надо писать ь, а где не

-Разобрать слова по составу

Предлагаю вам работу по выбору. Перед вами две карточки с заданиями.

1 карточка - простые задания.

2 карточка - базовые задания.

1карточка.

Списать, подчеркнуть в глаголах –ться, -тся.

Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться- ничего не сделать.

2 карточка.

Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделите орфограмму.

Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца],

уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.

10) Выборочный диктант.

- Из предложений нужно выписать только возвратные глаголы. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом –СЯ.

Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Учащиеся выписывают только возвратные глаголы.

(Напиться, наклониться, кататься.)

11) Домашнее задание

Упр. 213, правило стр. 103.

12) Рефлексия

- Продолжите фразы:

-Сегодня на уроке я узнал. . .

-Мне было интересно . . .

-Я могу поставить себе . . .

-Мне нужно еще постараться.

Урок окончен. Спасибо за внимание.