Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 16" г Хасавюрт
Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Тема урока: «Возвратные глаголы»
Провела: Гаджиева Райсат Нугаевна
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 16 г. Хасавюрт
Цели: 1. Познакомить с понятием возвратные глаголы.
2. Развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами.
Планируемые результаты:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций.
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
1 -Ребята, начинаем наш урок. Какое у вас сегодня настроение?
Надеюсь,что урок пройдет интересно и увлекательно.
- Сегодняшний урок я хочу начать следующими словами:
Не то беда, что мы всегда
Чего-нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
- О чём нам хотел сказать автор?
- Девиз нашего урока:
Грамоте учиться -
всегда пригодится.
- Что это? (пословица). Что она значит. А какие здесь главные слова. А какой части речи эти слова?
-Сегодня мы будем говорить о части речи…. (Глагол)
- Открываем тетрадь, пишем число, классная работа.
2) Чистописание.
- Запишите данные буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск.
- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.
(Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое).
Морфологический разбор слова прыгает.
3) Словарная работа. Прочитайте слово КОМАНДИР на доске-что оно обозначает?
КОМАНДИР – 1. Начальник воинской части, подразделения или военного судна.
2. Перен. О человеке, любящем распоряжаться, командовать.
– Подберите 1) однокоренные слова-команда, командирский, командующий, командовать.
Составьте предложения с этим словом. (Командир роты принял верное решение. Командир отправился в штаб.)
Разбор предложений по членам предложения и выпишете ещё 5 словарных слов из орфографического словаря стр.152-153
4)Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте предложения и сравните
Утром мама умывает, одевает, причесывает, обувает маленького сына и ведет его в ясли.
Утром мама умывается ,одевается, причесывается, обувается и ведет маленького сына в ясли. Сравните глаголы - Что вы можете сказать?
-Одинаковое или разное значение имеют глаголы?
- Что придает вторым глаголам такое значение?
-Чем глаголы отличаются по форме?
- Вы знаете, как называются такие глаголы?
Значит, наша задача на уроке:
1)узнать как называются такие глаголы,
2)какие значения они имеют
3)как пишутся такие глаголы.
5)Работа по теме урока.
- Работа по учебнику. Правило.
Давайте с помощью учебника найдем ответ на вопросы, которые мы поставили. Откройте учебник на стр.102.
-Прочитайте правило и найдите ответ на вопрос:
-Как называются такие глаголы?
- Назовите показатель возвратных глаголов.
- Когда в возвратных глаголах перед –СЯ пишется ь?
– Суффикс -ся раньше был отдельным словом и имел значение «себя»:
Прячется – прячет себя.
Моется – моет себя.
Катается – катает себя.
– Теперь стало понятнее, почему глагол называется возвратным?
Послушайте маленькую историю про этот интересный и необычный суффикс:
Жил был суффикс СЯ. Целыми днями он только и делал, что умывалСЯ, причесывалСЯ, улыбалСЯ себе в зеркало да хвалилСЯ перед другими. Однажды он так загордился, что посчитал себя в слове самым главным и…встал перед приставкой. Вот что из этого получилось: СЯумывал, СЯпричесывал, СЯулыбал, СЯхвастал. Это очень не понравилось корню, и он переместил суффикс СЯ в самый конец слова. За окончание. Стоит теперь суффикс СЯ в слове самым последним, и только в мечтах может вернуться и встать впереди корня. Поэтому его и прозвали ВОЗВРАТНЫМ суффиксом. Вот такая история.
– Давайте подумаем, какие значения могут иметь возвратные глаголы.
1. Умываться, одеваться, обуваться (действие предмета направлено на себя).
2 Удивляться, радоваться, сердиться (состояние предмета).
3. Ткань мнется, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства предмета).
Исследование глагола
Води(ца)- от слова вода
Води(ца)- от слова водит (глагол)
Что означает транскрипция?
-На столе у вас карточки разного цвета .Возьмите карточку зеленого цвета.
Прочитайте стихотворение.
Солнце сади[ца],
Струи[ца] води[ца].
Пти[ца] сини[ца ] в воду гляди[ца].
Возьмите карточку красного цвета, прочитайте стихотворение.
Солнце садится,
Струится водица.
Птица синица в воду глядится.
Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на красной карточке?
( На карточке зеленого цвета- слова записаны с использованием транскрипции. А на карточке красного цвета эти же слова, записаны буквами.)
-Сопоставьте произношение и написание этих одинаковых слов. Когда пишется –ца, а когда –тся, - ться. ( -ца только у имен существительных)
Упражнение 211. Самостоятельная работа.
-Прочитайте задание, что нужно выполнить? Какие глаголы называются возвратными? (Дети самостоятельно выполняют задание.)
Проверка. – Прочитайте глаголы, которые вы выписали
8)Упражнение 214. Работа в парах.
- Прочитайте задание. Какое исследование нам нужно провести?
- Письменно проспрягайте глаголы в тетради.
(1 л.) я учусь, засмеюсь мы учимся, засмеёмся
(2 л.) ты учишься, засмеёшься вы учитесь, засмеётесь
(3 л.) он учится, засмеётся они учатся, засмеются.
-Какой вывод можно сделать?
-Как определить лицо и число этих глаголов?
(Учащиеся работают в парах. Они спрягают глаголы и делают вывод, что возвратные глаголы изменяются по лицам и числам. Лицо и число определяется так же как и у других глаголов.)
9). Упражнение в правописании возвратных глаголов.
- Замените словосочетания одним словом и запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс и подчеркните мягкий знак. (Один ребёнок работает у доски)
Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), приходить в негодование (злиться), испытывать волнение, тревогу (волноваться), ученик приветствует кого-нибудь при встрече (здоровается)
-Какое здесь слово лишнее и почему?
-Проверьте, где надо писать ь, а где не
-Разобрать слова по составу
Предлагаю вам работу по выбору. Перед вами две карточки с заданиями.
1 карточка - простые задания.
2 карточка - базовые задания.
1карточка.
Списать, подчеркнуть в глаголах –ться, -тся.
Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться- ничего не сделать.
2 карточка.
Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделите орфограмму.
Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца],
уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.
10) Выборочный диктант.
- Из предложений нужно выписать только возвратные глаголы. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом –СЯ.
Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Учащиеся выписывают только возвратные глаголы.
(Напиться, наклониться, кататься.)
11) Домашнее задание
Упр. 213, правило стр. 103.
12) Рефлексия
- Продолжите фразы:
-Сегодня на уроке я узнал. . .
-Мне было интересно . . .
-Я могу поставить себе . . .
-Мне нужно еще постараться.
Урок окончен. Спасибо за внимание.