- самоанализ и самоконтроль результата.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.
- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности Организационный момент | Подготовка класса к работе. Мотивация. - Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада видеть вас! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне. Давайте настроимся на урок. Сделаем глубокий вдох и выдох, теперь сделаем быстро три вдоха и выдоха ,чтобы активировать умственную деятельность . А теперь пожелаем себе самого лучшего. Садимся . Посмотрите на свои рабочие столы ,что у нас должно быть на парте для урока русского языка?(учебник , тетрадь ,ручка, простой карандаш, оценочный лист, рабочий лист). У всех все есть ? Отлично ! А я очень хочу , чтобы каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете смело плыть по морю знаний! | Подготовка класса к работе. Настраиваются на работу. | Личностные: Действия смыслообразования регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли Познавательные: Логические - анализ объекта |
2. | Актуализация знаний Диагностика достижений учащихся Анализ ответов учащихся, выявление проблем, коррекционная работа | Переход от изученных знаний к новым: И целью урока является: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – приставкой, учить находить ее в слове Ребята, давайте подумаем: А какая наука изучает состав (строение) слова? (Морфемика). - Запишите в тетради дату, «Классная работа» - Перед вами «Лист самоконтроля», с которым будете работать в течение всего урока. По итогам работы каждый заработает определённое количество баллов, которые мы переведём в оценку. А для того, чтобы вспомнить основные теоретические моменты данной темы, мы напишем терминологический диктант . 1)Раздел русского языка, который изучает части слова. 2) Части слова. 3) Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов 4) Часть слова после корня, которая служит для образования новых слов. 5) Изменяемая значимая часть слова взаимопроверка в парах (ответы на интерактивной доске) У кого работа выполнена без ошибок? - У кого 1 или 2 ошибки? - Какие трудности возникли при выполнении задания? - Что мы посоветуем ребятам? Давайте соберем в корзину все наши морфемы. Корзина идей. (Корень, приставка, суффикс, окончание. основа) Основа –не является морфемой- это значимая часть слова без окончания | письменно отвечают на вопросы. терминологический диктант (учитывается не только значение термина, но и правильность его написания) В тетрадях: морфемика, морфемы, основа, корень, приставка, суффикс, окончание. Выставление баллов в «Лист самоконтроля» | Личностные: действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные: Оценка (выделение и осознание того, что известно и что еще подлежит усвоению); Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков |
3. | Постановка учебной задачи Пример на закрепление: Тренировочные работы Вывод: | Формулирование темы и учебных целей урока а) Наблюдение над ролью приставки - Ребята, всё на свете из чего - нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения - из слов. А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла. Повторим, что вы только что выполняли . Перед вами кроссворд. Нужно его решить. Начнём работать со второго вопроса. Кроссворд. Часть слова, стоит перед корнем служит для образования новых слов. Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов. Главная часть слова, в которой заключено основное его значение. Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. Но у нас остался не законченным кроссворд. Для того, чтобы его закончить предлагаю вам поучаствовать в лингвистическом эксперименте. Посмотрите на доску и ответьте на вопросы: - Что потеряли эти слова? - Почему они не понятны? Помогите им ( - ключатель, - бавить, - бывчивый) - Какая морфема помогла выполнить задание? Предполагаемый ответ ученика: -Нам помогла выполнить задание приставка. - Ребята, а вот посмотрите, что произошло! Я приготовила для вас слова, но они разлетелись на части, помогите мне их восстановить. школ при- -а школь школь -н -ый школь -н -ник -ый Школа, школьник, школьный, пришкольный -Что можете сказать об этих словах? (однокоренные). А с какой частью слова мы сегодня работаем на уроке? Выделите её! Учитель: Сформулируйте тему урока Предполагаемый ответ ученика: -сегодня на уроке мы будем изучать приставки Учитель: Запишите тему урока. Учитель: Какие поставим цели? - На уроке мы узнаем, что такое приставка, её место в слове, -научимся составлять слова с приставками, -находить приставки и выделять их. Устный опрос. ответ: да или нет Приставка – часть речи? Приставка – значимая часть слова? Приставка служит для образования новых слов? Приставка располагается перед корнем? С помощью приставки образуются формы слова? (Ответы: нет, да, да, да, нет) | Работают в парах Обучающиеся формулируют тему урока: «Суффикс» Обучающиеся формулируют учебные задачи: -Научиться видеть и определять суффиксы в словах. | Регулятивные: целеполагание; познавательные:общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
4. | Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений. На слайде | . Образование однокоренных слов с помощью приставок Учитель: Прочитайте стихотворение Я. Козловского «Веснушки». Веснушки Веснушкам нету (с)носа, Не исчезают (с)носа, Я не жалея мыла, Нос терпеливо мыла, Зависело б (от)мыла, Веснушки я б (от)мыла. Я. Козловский Учитель: Какие слова использует автор, чтобы вызвать у нас улыбку? Ученик: сноса, с носа, отмыла, от мыла Учитель: Выберите из них слова с приставками, прочитав строку из стихотворения Ученик: Веснушкам нету сноса. Веснушки я б отмыла. Учитель: Выберите из них слова с предлогами, прочитав строку из стихотворения. Ученик: Не исчезают с носа. Зависело б от мыла. Учитель: Испытывали вы затруднения при выполнении задания? Чему мы должны научиться сегодня на уроке? Ответ ученика: находить в словах приставку, отличать приставку от предлога. А как отличить приставку от предлога? Ученик: Между предлогом и словом можно поставить слово | Составляют схему морфемного разбора в виде значков(работают в парах). | Личностные: нравственно-этическое оценивание Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; Логические: анализ объектов с целью выделения существенных признаков. коммуникативные – планирование, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. | Работа с учебником Первичное закрепление На слайде | 2. Чтение правила. Учебник с.182 Проверим себя (слайд) - Сверимся с учебником. – Где в слове расположена морфема приставка? - Для чего служит приставка? + с ее помощью образуются новые слова - Т.о., приставка - это какая морфема? + словообразовательная -У какой морфемы мы уже выделяли такую функцию? + у суффикса - Вывод: приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. - Совпали ли наши выводы с выводами учебника? - Давайте оценим свою работу в оценочных листах. (оценивание ) О чем мы не сказали? (значимая часть) -Как понимаете? (несет значение) 3. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии. Работа по выделению приставки и выяснению их значений. Работа в парах (оценивают работу друг друга в оценочных листах). | Участвуют в коллективном обсуждении. Строят ответы на вопросы учителя, разбирают слова по морфемам, соблюдая необходимый образец. | Личностные: действия нравственно- этического оценивания; формирование потребности в самовыражении Регулятивные: контроль, оценка; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: умение слушать ,участвовать в коллективном обсуждении |
6 | | V. Физминутка. С ПРИ - приставкою присесть, С ПО - приставкою подняться, С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть, С ПО - приставкой посмеяться, С ВЫ - вытягиваем руки, С О - опустим их опять. Вот и все настало время С ЗА - зарядку завершать. | | |
| 6. Практическая работа Подведение итогов | Практическая работа. 1.- А сейчас мы с вами выполним практическую работу. Мы будем выполнять действия с бумагой. Ваша задача – рассказать, что вы делали. - Возьмите бумагу, начнём её резать. Отрежьте кусочек бумаги. (уголок) Теперь вырежем кружок. А теперь разрежем кружок пополам. - Перечислите действия, которые мы совершили. (РЕЗАЛИ, ОТРЕЗАЛИ, ВЫРЕЗАЛИ, РАЗРЕЗАЛИ.) Учитель: Какие слова надо было выписать? (резали, отрезали, вырезали, разрезали.) Учитель: - Разные или одинаковые действия мы выполняли? Эти слова какие? (Однокоренные, у них одинаковый корень все глаголы) Учитель: Какая часть слова изменяется? Выделите в словах приставку и корень. Учитель: Как вы думаете, для чего нужны приставки? - Какую новую информацию о приставке получили? (Приставка служит для образования новых слов) 2. .Алгоритм нахождения приставки в слове. Возьмем слово походка. - Что будем делать сначала? (Подбирать однокоренные слова) - ход, ходить поход, ходовой - Далее? (Выделим корень: ход) - А теперь? (То что перед корнем это приставка) - Выделим её и назовем (по-) У нас получился алгоритм «Как найти приставку» Подбери однокоренные слова Укажи (выдели) корень Отметь часть слова перед корнем – приставку Назови приставку Над какой темой мы сегодня работали на уроке? – Что такое приставка? – Как определить, есть ли в слове приставка? – Подобрать однокоренное слово с другой приставкой или без неё. – Какие приставки знаете? | Учащиеся планируют выход из затруднения Представляют результаты самостоятельной работы. Участвуют в обсуждении. Проверяют самостоятельно выполненное задание | Личностные: формирование потребности в самовыражении;Регулятивные: контроль, коррекция, оценка ( выделение и осознание того, что уже усвоено), осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме; постановка и решение проблем творческого характера; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в групповой работе. |
7. | Рефлексия деятельности (итог урока) Оценивание | Сигнальные карточки. «Солнышко и тучка». На ваших столах карточки с тучкой и солнышком. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. Покажите ту, которая соответствует вашему настроению. Сегодня вы познакомились с определением «приставка», проверили свои способности, узнали, над чем еще надо работать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию! Организует рефлексию - Те ребята, которые сегодня поработали на «отлично» и «хорошо» запустите корабль в море Знаний, а те, кто еще слабо владеет знаниями и умениями по теме, остаются в заливе правил. - Посмотрите на море Знаний. Сколько качественных знаний показали ребята сегодня на уроке. Молодцы! - Что мы посоветуем ребятам, которые остались в заливе правил? - Спасибо за плодотворную работу на уроке! | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности; личностные: смыслообразование |
| | | | |
8. | Домашнее задание | Творческое домашнее задание. Написать рассказ на тему “ Скоро зимушка-зима”, используя приставки , изученные на этом уроке.,выучить правило на стр.182 | - Участвуют в обсуждении домашнего задания. | Личностные:действиясмыслообразования ( потребность в самовыражении и самореализации) Регулятивные: целеполагание Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные: познавательная инициативность (способность с помощью вопросов получать нужную информацию) |