Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Курукальская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок по русскому языку в 7 классе
«Повторение. Наречие»
Подготовила: Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Курукальская СОШ»
Ризаханова В. М.
ТИП УРОКА: Повторение и систематизация изученного.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
совершенствовать учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи, развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Таблицы орфограмм в наречиях. Карточки дифференцированных заданий.
На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши, рабочий лист.
СТРУКТУРА УРОКА:
Организационный этап.
Этап всесторонней проверки знаний.
Подведение итогов урока.
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
Устный и письменный.
Фронтальный , групповой, индивидуальный.
Ход урока.
Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе по теме урока ( оцеливание, озадачивание).
1.Слово учителя: - Добрый день, ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Мне бы хотелось, чтобы урок у нас прошел:
-активно
-превосходно
-плодотворно
-успешно
-удачно
- К какой части речи относятся все эти слова? (наречие)
-Что называется наречием? (самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признаки действия предмета и отвечает на вопросы как? Куда? Где? В предложении является обстоятельством, реже определением, сказуемым)
2. Мотивация.
На доске записаны слова: одет по –зимнему, певуче, уж, настежь, налево, слева, некогда, не хорошо, а плохо, искренне, впустую.
- Что вы можете сказать, глядя на них?. Это наречия, орфограммы наречий. - Тема нашего урока? Повторение по теме «Наречие». Запишем в рабочих тетрадях число, классная работа, тема Повторение изученного о наречии.
1. Выступление ученика в роли Наречия.
– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие (показывает рисунок)
2.И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
3.Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Спасибо.
3.Актуализация знаний.
Итак, что же мы еще знаем о наречии? 2.Наречие имеет разряды. Какие? Места – где? там, времени – когда? вчера, цели – зачем?- нарочно, умышленно, степени – сколько? - много, образа действия – как? хорошо, причины – почему? – сослепу, сдуру)
Записать самостоятельно:
1р. – примеры наречий образа действия 5 записать: быстро, холодно, красиво, жарко, грустно
2р. – места: далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь,
3р – времени: далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь,
Что еще знаем о наречии?
Имеет степени сравнения: сравнительную : простую и составную форму, превосходную составную форму).
Что мы знаем о простой форме сравнительной степени? (Образуется при помощи суффиксов е,ей,ее,ше.) Хорошо. Определите , где наречие: стебелек тоньше, выстругал тоньше. А как определить, что это форма наречия? Относится к глаголу и является в предложении обстоятельством, а прилагательное? Относится к существительному и является определением.
Выдаются карточки.
3.Определить наречия и их выписать.
1) стало легче;
2) брат сильнее меня;
3) действовал увереннее
4) Сумка тяжелее,
5) идти было тяжелее,
6)Тигр сильнее котенка
7)бежит быстрее
4.Синтаксическая роль в предложении.
Синтаксический разбор предложения.
Мой друг всегда учился очень легко.
(Повеств, невоскл., прост, распр. не осл.)
5.Как образуются наречия? Суф, прист, прист- суф.сложение. (на доске)
Быстро – быстрый, досуха – сухой, нехорошо – хорошо, еле-еле
-Мы неплохо поработали и нам пора отдохнуть.
6) Физминутка для глаз и осанки.
Посмотрим налево-
Посмотрим направо
А теперь поближе
А потом подальше
Руки вверх поднимем дружно
И помашем влево –вправо
А сейчас опустим ниже
Головы поднимем выше.
Дружно хлопаем руками.
Тихо топаем ногами.
Чтобы веселее стало,
Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку/.
- Отдохнули! Давайте проверим вашу память. Назовите все наречия, которые мы с вами использовали для отдыха.
4.Систематизация знаний о правописании наречий
Контроль усвоения знания
7.Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним синонимы – наречия.
Сказка.
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Самопроверка
Сломя голову – быстро.(слайд)
Рукой подать – близко.
Куры не клюют – много.
Спустя рукава – плохо.
Орфограммы:
11.Напишите А или О на конце наречий.
1. Издавн..
2. Влев..
3. Изредк..
4. Затемн..
5. Досух..
6. Сначал.
4. ________________ быть преданными своему делу.
5. Живите _______________ . (Никогда, всегда, постоянно, великолепно, чаще, счастливо)
16.Рефлексия.
Итог. - Что повторили на уроке ?
-С какими орфограммами мы сегодня работали на уроке?
- Где в жизни можно использовать полученные знания?
- Ребята, как вы оценили свою работу на уроке?
Закончи одно из предложений.
Сегодня на уроке я пришёл к выводу …
Мне было сложно … .
Мне было легко … .
Хочу пожелать … .
Сегодняшний урок … .
17.Оценить работу учащихся -Спасибо за вашу работу на уроке. Надеюсь, что всё сказанное и сделанное не будет напрасным. - С каким настроением вы покидаете урок, «просигнальте», пожалуйста
18.Дом.зад.пар. готовиться к контрольному диктанту.
19.Слово учителя: Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Куклиной
Наш язык и скромен и богат
В каждом слове скрыт чудесный клад
Слово «высоко» произнеси-
И представишь сразу неба синь,
Ты скажи: «Кругом белым – бело»-
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомнится наречие «светло»
И увидишь солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»
Перед тобою сразу вся Россия.
Спасибо большое за активную работу на уроке.