Что мы должны сегодня узнать на уроке? - От всех ли наречий образуются степени сравнения? - Сколько форм сравнений имеет наречие? - Как они образуются? Выпишите данные слова вместе с теми словами, от которых они зависят (задание 3). Выполняем письменно на доске и в тетрадях Светит (как?) радостно; распускается (как?) ароматнее; распускаются (как?) пышнее. От каких наречий образованы данные слова? - Радостно, ароматно, пышно. К какой смысловой группе относятся данные наречия? - Эти наречия относятся к наречиям образа действия Итак, степени сравнения наречий образуются только от наречий образа действия на –о (можно сравнить с выводом в учебнике). Для чего в языке служат степени сравнения наречий? - Чтобы сравнивать предметы по какому-либо признаку действия Правильно, чтобы показать меру проявления признака. Что мы с вами уже выяснили? - От каких наречий образуются степени сравнения. - Для чего служат степени сравнения. Что мы должны теперь выяснить? - Как образуются степени сравнения. Задание 4 Материал для наблюдения: Спишите предложения. Сын поет громко. Сын поет громче, чем обычно. Сын поет более громко, чем его друг. Сын поет громче всех. Аналитическая работа с материалом 1. Запишите названия степеней и их форм в соответствующие разделы таблицы. 2. Впишите примеры из предложений в нужные разделы таблицы. 3. Выпишите формообразующие суффиксы и слова ……………………………степень | ……………..степень | ……..форма | …….форма | ……….форма | -ее, -ей -е -ше | Более, менее + Наречие в нач.ф. | Наречие в сравнительной степени + всех, всего | На экране появляется таблица. Сравнительная степень | Превосходная степень | Простая форма | Составная форма | Составная форма | -ее, -ей быстрее -е громче -ше тоньше | Более, менее + Наречие в нач.ф. Более громко | Наречие в сравнительной степени + всех, всего Громче всех | Проверьте выполнение задания по таблице. Как образуются степени сравнения наречий? Прокомментируйте записанные примеры и другие примеры из таблицы. Обобщим наши наблюдения. 1. Какие степени сравнения имеют наречия? - Наречия имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. 2. Какие формы сравнительной степени наречия вы знаете? - Простую и составную. 3. Какие формы превосходной степени вы знаете? - Наречие имеет только составную форму превосходной степени. Давайте сравним, что общего и различного в образовании форм сравнений у прилагательных и наречий. (Ответы обучающихся) Работая с дидактическим материалом, вы заметили, что у наречий и прилагательных совпадает в произношении и написании одна форма. Какая? - Форма простой сравнительной степени. Чему мы еще должны научиться на сегодняшнем уроке? - Различать наречия в простой сравнительной степени и прилагательное в простой сравнительной степени. Задание 5 (работа в парах) Материал для наблюдений: 1.Проведите самостоятельное исследование. В данных примерах найдите слова в сравнительной степени. Определите, к какой части речи они принадлежат. Нынешняя осень щедрее на грибы, чем предыдущая. По сравнению с апрелем, в мае солнце дарило свои лучи щедрее. | Имя прилагательное | Наречие | Обозначает | | | Относится | | | Отвечает на вопрос | | | В предложении является | | | Пример | | | Обучающиеся заполняют таблицу. На экране появляется заполненная таблица | Имя прилагательное | Наречие | Обозначает | Признак предмета | Признак действия | Относится | К имени существительному | К глаголу | Отвечает на вопрос | Какой? Какая? Какое? | Как? каким образом? | В предложении является | Сказуемым | Обстоятельством | Пример | | | |