Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Методический кабинет
Качалова Татьяна Александровна
учитель начальных классов
Открытый урок
для учителей школы
по русскому языку во 2 «Б» классе
Тема: «Глагол»
Дата проведения: 29.03.2023
Место проведения : МБОУ СОШ№11, каб.№ 108
2023 год
г. Сергиев Посад
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Глагол»
Тема. Глагол
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.
Задачи:
образовательные:
- углубить представления учащихся о роли в русском языке слов, обозначающих действия предметов;
- научить учащихся находить глаголы в тексте;
- повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;
- закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;
- учить оценивать уровень усвоения нового материала.
развивающие:
- активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
- развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи;
- развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе;
Планируемые результаты
Предметные:
- сформировано умение находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;
- учащиеся умеют ставить вопросы к глаголам;
- повторены знания об имени существительном.
Личностные:
-учащиеся знать нормы речевого этикета при обращении к друг другу и к взрослым людям
Метапредметные:
- понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;
- составлять словосочетания с глаголами;
- пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;
- развивать речь обучающихся,
- способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
регулятивные:
– сформулировано умение принимать и сохранять учебную задачу;
- учащиеся могут принимать роль в учебном сотрудничестве;
- сформировано умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане
познавательные – строить сообщение в устной речи; находить в материалах учебника ответа на заданный вопрос; воспринимать смысл предъявляемого текста;
коммуникативные:
- учащиеся умеют учитывать мнение разных людей, стремятся к сотрудничеству, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- учащиеся могут формулировать собственное мнение и позицию
Демонстративный материал:
магнитная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы
Сценарий урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
Работа с пословицей.
- Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости (на доске собрать пословицу из отдельных слов)
- Как понимаете значение пословицы?
- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?
- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.
3. Минутка чистописания.
Открываем тетради, записываем число , классная работа. (Проговариваем орфограммы)
.На доске: ученик, пенал, тетрадь, лететь, медведь.
-Какая буква потерялась? Запишите ее на новую строку , на следующую строку перепишите слова , поставьте ударение , пропущенную букву подчеркните.
4.Самоопределение к деятельности.
-Посмотрите на слова. Найдите лишнее. Почему?
-Что вы знаете о имени существительном? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какие бывают? Назовите одушевленные имена существительные.
5. Постановка темы и целей урока.
-Слово лететь можно назвать существительным? На какой вопрос отвечает? (что делать?) . Что обозначает? (действие)
-О чём мы будем говорить на уроке ? Сформулируйте тему и цели. (Узнать что такое глагол, научиться находить его)
-Как вы думаете можно обойтись без глаголов в нашей жизни? (Нет)
Послушайте грамматическую сказку (метод. С. 366)
(Вопросы по сказке. )
Оживите текст. На доске написан текст без глаголов. Нужно подобрать подходящие по смыслу.
6.Работа с учебником.
Прочитаем правило на с. 95 Глагол –это часть речи , которая обозначает действие предмета. А почему у этой части речи такое название? Оказывается в древнерусском языке было слово «Глаголить» - говорить. И часть речи так назвали, ведь она «глаголит» или рассказывает о предмете, что он делал?,что делает?, что будет делать?.
Игра «Найди глагол» .Карточки «Футбол». Определение частей речи.
Вернёмся к учебнику . Упр. 153 Рассмотрите рисунки . Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета. ( мастерит, забивает, строит) На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делает? ) Что делает девочка? (Скачет, играет, прыгает)
-Составим предложения и запишем их в тетрадь. Подчеркнем глаголы. (=)
7. Физкультминутка «День –ночь»
8. Продолжение по теме урока.
-У вас на партах листочки. Прочитайте текст. О каком звере идет речь? Где живет енот? Что он умеет хорошо делать? Почему он получил название «полоскун» ?
-Найдем в тексте глаголы. Что они обозначают? (действие) (Живет, лазает, плавает, ест, полощет)
9.Самостоятельная работа. Упр. 155 Списать, подчеркнуть глаголы.
10. Рефлексия. Самооценка.
Карточки со словами . Если видят глагол –хлопают, если другие части речи –сидят тихо. (Берёза, пчела, лёгкий, растёт, считает, малина, свежая, знает, думает. )
-Достигли мы поставленной цели? Что такое глагол?
-Как вы думаете , всё ли мы узнали о глаголах? Знакомство мы продолжим на следующих уроках.
-Закончите фразу . Я узнал…. Мне понравилось…..
11. Домашнее задание . учить правило с. 95, с. 96 упр. 157
Похвалить , озвучить оценки.