Открытый урок по русскому языку во 2-м классе на тему
"Имя прилагательное"
Омарова Умсаламат Гаджимуратовна, учитель начальных классов.
Класс: 2
Тема урока: Имя прилагательное.
Форма урока: урок-игра.
Цель: Развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета; осознано употреблять их и ставить к ним вопросы. Обогатить словарный запас учащихся. Воспитание наблюдательности, внимания, аккуратности при письме, любви к природе, развитие чувства прекрасного.
Задачи:
Обучающая:
закрепить понятие об имени прилагательном
совершенствовать умения использовать имена прилагательные в своей речи;
Развивающая:
развивать познавательный интерес к изучению материала, используя активные формы обучения;
развивать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы;
развивать внимание, логическое мышление, способствовать развитию речевых навыков учащихся.
Воспитывающая:
воспитывать чувства взаимопомощи, развивать чувство прекрасного, аккуратность.
Результаты урока:
Личностные:
- ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес
Метапредметные:
-регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
- коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Предметные:
- Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.
Оборудование ТСО: фишки, , таблицакарточки, золотой ключик, компьютер, экран, проектор.
ХОД УРОКА
Организационный момент
У: – Сегодня у нас будет необычный урок-игра. Вас ожидают интересные игры- задания, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.
– Итак, начнём урок.
Психологический настрой учащихся
Чтобы собраться и настроится на урок , – давайте посмотрим на доску Отвечаем тихим голосом…
– Что мы слышим?
– Какие звуки мы слышим?
–( Птички поют, бабочки порхают, ручей журчит, солнышко светит.)
А сейчас заиграла музыка. Какая?
У: пришла весна! Кругом светло, тепло. Всем нам весело и радостно стало!
У : Прежде, чем изучать новую тему я хочу вам сказать, что за свою работу на этом уроке вы будете получать сегодня необычные оценки - картинки с изображением солнца. И кто больше всех за урок наберет таких картинок, получит хорошую оценку.
2 Минутка чистописания
У. Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию.
Прочтите на доске слова. (Читают хором). Найдите среди данных слов "лишнее" и мы узнаем, с какой буквой будем работать на чистописании, и на эту букву будет называться тема нашего урока..
(Прекрасный, прелестный, прозрачный, пушистый, б..жит)
У. Почему слово «б..жит» лишнее? Т.к. все слова начинаются на букву П. . глагол. (звук зв, парн , согл)
У. Сегодня будем писать прописную букву П. списать 1 слово, вспоминая правильное соединение букв.
У. Начинаем писать сверху вниз наклонную линию, не доведя до строки, начинаем закруглять влево. Второй элемент: начинаем писать сверху вниз наклонную линию, не доведя до строки, начинаем закруглять вправо. Верхний элемент начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведем вправо прямую линию.
- А сейчас вспомним правила письма.
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкой слежу,
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу!
- Запишите в тетради число, классная работа.
3 Знакомство с именем прилагательным.
На доске слова в два столбика :
Мёд весёлые
Трава сладкий
Поле зелёная
Дети большое
У. Запишите в тетрадь 1 группу слов. По какому признаку объединены слова в первом столбике? (Они отвечают на вопросы кто?, что? Это имена существительные)
У. – Прочитайте слова второй группы , составьте пары слов (словосочетания) из левого и правого столбиков и соединим их линиями.– А что общего у слов во втором столбике? (Они отвечают на вопросы какой? Какая? …)
вывод 1 У. – Молодцы, эти слова называются именами прилагательными. Они отвечают на вопросы какой?, какая?, какие?, какое?
Например в классе доска (какая?)…..
У. – А теперь выясним для чего нужны имена прилагательные?
– Послушайте и определите, о ком идёт речь. (Показ на слайде)
У него уши, хвост, шерсть.
У него длинные уши, короткий хвост. Летом шерсть серая, а зимой белая.
У. – Какие слова во втором тексте помогают догадаться, о ком говорится в тексте?
Выпишите из текста имя прилагательное, подчеркните его волнистой чертой.
Вывод 2 – Это Имена прилагательные «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину нарисованную предметами, т.е. именами существительными. Имена прилагательные украшают нашу речь! В предложениях прилагательные обозначаются волнистой чертой.
Игра «торт какой?»
У. – Молодцы, правильно! раздаёт фишки-монетки)
- Какие признаки могут обозначать имена прилагательные? (слайд 4) - Приведите примеры:
• по размеру: узкий, широкий
• форме: Круглый, овальный
• запах: душистый, нежный
• вкус: сладкий, горький
• цвет: синий, белая
• внутренние качества человека и животных: храбрый, хитрый
• внешние качества человека: красивая, симпатичная.
Вывод 3– Форма, цвет, размер, вкус – это признаки. Значит, что обозначают имена прилагательные? (Признаки предмета). Имена прилагательные обозначают признак предмета и служат для описания и уточнения имён существительных.
У. Сегодня физ/мин буду проводить я.
( Если я назову имя существительное- - хлопок руками
Глагол - приседаем,
Имя прилагательное - плавные движения руками) муз
Мяч, интересный, круглая, природа, гудит, восхитительный, чудесный, мышь, решает, шубка, тёплый
Игра «Кто это? Что это?»
У. – Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова. Побеждает тот, кто соблюдает дисциплину (больше наберёт фишек).
– Добрая, любимая, родная – …
Интересная, библиотечная, любимая – …
Хитрая, рыжая, пушистая – …
Вкусный, шоколадный, свежий – …
Круглый, деревянный, обеденный – …
Физминутка
Бабочка.
Закройте глаза. Представьте, что вы на зелёном лугу, вокруг красивые, яркие цветы:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Закрепление
VII этап. Работа по парам
3) Самостоятельная работа (тест).
I ВАРИАНТ.
1. Имя прилагательное – это _______________, которая обозначает _______________
и отвечает на вопросы _______________.
2. Укажи группу слов, которая является именами прилагательными.
а) школа, школьный, молоко;
б) молочный, дождливая, дождь;
в) парта, доска, чистый.
3. Прилагательные изменяются _______________________________________________
4. Допишите подходящие по смыслу имена существительные, поставьте вопрос к этому существительному
стройная __________________
душистые _________________
синее ___________________
сосновый _________________
проверка чья пара первой закончит, устно
У. – Молодцы! (раздаёт фишки-монетки)
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Солнечное лето,
Праздничная ель,
Вкусные конфеты,
Машенькин портфель.
6 Рефлексия
У. - Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведём итог:
Подумайте и выскажите свои мысли, начиная словами:
Сегодня на уроке мы работали …
Я доволен …
Мне понравился….
Я узнал….
Мне было трудно…
Итог урока
На ваших партах листочки берёзки, чтобы оценить свою работу, посадите их на полянку, и я увижу вашу оценку, которую вы поставили бы себе.
Домашнее задание: написать 5 слов на прилагательное