Тема. Урок обобщение по теме «Кровеносная система»
Класс. 9
ОУ. МБОУ «Бурлыкская СОШ»
Учитель. Аверясова Каламкас Зайнулловна
Ход урока
Организационный момент.
Определение темы урока, стадия погружения.
Ребята, какой орган наделяют эпитетами, представленными на доске (жестокое, доброе, материнское, любящее, ледяное)? (Сердце)
(Слайд 1)
Эпитеты, представленными слева (ледяная, горячая, голубая, родная) дают ткани. Что это за ткань? (Кровь)
(Слайд 2)
А теперь давайте попробуем объединить эти понятия и сформулировать тему урока.
- Кровеносная система.
Правильно сегодня у нас обобщающий урок по теме «Кровеносная система». (Слайд 3)
Работа с заданиями.
Вступительное слово учителя.
Английский физиолог XYII века Вильям Гарвей об этом органе говорил:
« … источник жизни, начало всего,
солнце микрокосмоса, от которого
зависит вся сила и свежесть организма.
Ничто не может заменить его и
взять на себя его функции…»
(Слайд 4)
Выполняя работу на сегодняшнем уроке, мы постараемся установить, о каком органе говорил В. Гарвей.
Учитель проводит обзор изученного материала:
Внутренняя среда организма. Кровь и ее функции. (Слайд 6)
Решить задачу на определение внутренней жидкой среды.
Значение и состав крови. (Слайды 8-11)
Решить задачу на определение количества крови в организме. (Слайд 12)
Доноры и реципиенты, совместимость групп крови. (Слайд 13)
Физкультминутка
Каждый участник группы получает название камер сердца и сосудов и по указанию учителя занимает место согласно кругам кровообращения.
Каждый участник получает название камер сердца и приседают, согласно, тому какую фазу сердечного цикла называет учитель.
Признаки | Сокращение предсердий (систола) | Сокращение желудочков (систола) | Общее расслабление предсердий и желудочков (диастола) |
Направление движения крови | Из предсердий в желудочки. | Из желудочков в аорту и легочную артерию. | Из вен в предсердия и желудочки. |
Продолжительность фазы, сек | 0,1 | 0,3 | 0,4 |
Состояние створчатых клапанов | открыты | закрыты | Открыты |
Состояние полулунных клапанов | закрыты | открыты | закрыты |
Ребята, обратите внимание на листки самопроверки, куда вы будете заносить свои баллы, заработанные на уроке.
А сейчас подпишите свои листы.
Учитель раздает карточки, на которых записаны слова, связанные с биофизическими, биохимическими, медицинскими особенностями (ТОНОМЕТР, АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ, СКОРОСТЬ КРОВИ В АОРТЕ, АДРЕНАЛИН, ГЕМОГЛОБИН, ДОНОР, ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ. После чего они садятся соответственно в группы «Биология и физика», «Биология и химия», «Биология и медицина». На столах таблицы, в клетках которой имеются понятия соответствующие, тому, что записано на карточках. Обучающиеся садятся за столы и проверяют правильность рассадки (приложение 2).
Задания для группы.
Биология и физика (задания оцениваются в 3 балла).
В каком сосуде самое высокое давление крови?
В каких сосудах самое низкое давление?
В плечевой артерии при помощи чего определяют давление?
Назовите среднюю норму давления у взрослого человека.
Измерьте давление однокласснику.
Биология и химия.
Какое влияние на кровеносную систему оказывает гормон адреналин?
Рассказать о гемоглобине.
Без какого химического элемента гемоглобин образуется?
Функция гемоглобина.
Биология и медицина.
На станцию скорой помощи поступил пациент с большой потерей крови. Установлено, что у него III группа крови Rh(+). Каковы ваши действия? Объясните их с точки зрения тканевой совместимости.
В походе один из ваших товарищей получил ранение, кровь из раны вытекает пульсируя, ярко-алого цвета. Определите тип кровотечения. Ваши действия при оказании ПМП.
Работа с текстом (учитель предлагает текст, который содержит ошибки и предлагает их исправить).
1. Лейкоциты – клетки крови, отвечающие за перенос газов, они способны к самостоятельному движению. Образуются лейкоциты в печени, а разрушаются в красном костном мозге. Созревшие лейкоциты не содержат ядра. Они могут покидать кровеносное русло и доставлять кислород непосредственно к клеткам. И.И. Мечников называл лейкоциты макрофагами, потому что они способны обеспечивать гуморальный иммунитет. В крови лейкоцитов от 6 до 8 тысяч в 1 мм3.
2. Эритроциты – клетки крови, отвечающие за клеточный иммунитет. В крови они живут в среднем 120 дней. Эритроциты в своих клетках содержат ядра и имеют округлую форму. Образуются эритроциты в желтом костном мозге. Благодаря гемоглобину они окрашены в красный цвет. Эритроциты уничтожают антигены путем фагоцитоза. Эритроцитов содержится в 1мм3 от 6-8 тысяч.
3. Тромбоциты – это кровяные пластинки, отвечающие за клеточный иммунитет. Тромбоциты имеют форму двояковогнутого диска и ядро. При разрушении тромбоцитов вырабатываются антитела. Образуются тромбоциты в селезенке. В норме тромбоцитов в 1 мм3 от 4,5 до 5,5 млн.
После выполнения задания учитель на доске вывешивает букву «Е».
Итоги урока.
Составьте рассказ по предложенной схеме кроссенс.
Электронная «Блиц-игра».
5.Учащиеся подсчитывают балы и выставляют себе оценки.
10-9 баллов – «5»;
8-7 баллов – «4»;
6-5 баллов – «3».
6.Рефлексия.
И так, о каком органе говорил В. Гарвей. (сердце)
Ребята, люди иногда говорят следующую фразу «сердце подсказало»
Прислушайтесь к своему сердцу, и напишите свое отношение к уроку, оцените свою работу на уроке.
Приложение 1.
Листок самооценки.
Фамилия, имя ________________________________
Название задания | Максимальный балл | Заработанный балл |
Решение тематических задач | 2 балла | |
Работа в группах | 2 балла | |
Блиц-игра | 1 балл за 1 ответ | |
Работа с текстом | 3 балла | |
Кроссенс | 2 балла | |
Дополнительные баллы | 2 балла | |
Рефлексия.
Мое отношение к уроку ___________________________________________
Мое отношение к своей работе на уроке ___________________________________________
Приложение 2.
ТОНОМЕТР
АРТЕРИАЛЬНОЕ
ДАВЛЕНИЕ
АДРЕНАЛИН
ГЕМОГЛОБИН
ДОНОР
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Приложение 3.
БИОЛОГИЯ И ФИЗИКА
ТОНОМЕТР |
АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ |
БИОЛОГИЯ И ХИМИЯ
ТРАНСПОРТ ГАЗОВ |
ИММУНИТЕТ |
БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА
ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ |
АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ |
Задания для группы.
Биология и физика (задания оцениваются в 3 балла).
В каком сосуде самое высокое давление крови?
В каких сосудах самое низкое давление?
В плечевой артерии при помощи чего определяют давление?
Назовите среднюю норму давления у взрослого человека.
Измерьте давление однокласснику.
Задания для группы.
Биология и химия.
Какое влияние на кровеносную систему оказывает гормон адреналин?
Рассказать о гемоглобине.
Без какого химического элемента гемоглобин образуется?
Функция гемоглобина.
Задания для группы.
Биология и медицина.
На станцию скорой помощи поступил пациент с большой потерей крови. Установлено, что у него III группа крови Rh(+). Каковы ваши действия? Объясните их с точки зрения тканевой совместимости.
В походе один из ваших товарищей получил ранение, кровь из раны вытекает пульсируя, ярко-алого цвета. Определите тип кровотечения. Ваши действия при оказании ПМП.
Приложение 4.
Работа с текстом
Прочтите текст, найдите ошибки и исправьте их.
1. Лейкоциты – клетки крови, отвечающие за перенос газов, они способны к самостоятельному движению. Образуются лейкоциты в печени, а разрушаются в красном костном мозге. Созревшие лейкоциты не содержат ядра. Они могут покидать кровеносное русло и доставлять кислород непосредственно к клеткам. И.И. Мечников называл лейкоциты макрофагами, потому что они способны обеспечивать гуморальный иммунитет. В крови лейкоцитов от 6 до 8 тысяч в 1 мм3.
2. Эритроциты – клетки крови, отвечающие за клеточный иммунитет. В крови они живут в среднем 120 дней. Эритроциты в своих клетках содержат ядра и имеют округлую форму. Образуются эритроциты в желтом костном мозге. Благодаря гемоглобину они окрашены в красный цвет. Эритроциты уничтожают антигены путем фагоцитоза. Эритроцитов содержится в 1мм3 от 6-8 тысяч.
3. Тромбоциты – это кровяные пластинки, отвечающие за клеточный иммунитет. Тромбоциты имеют форму двояковогнутого диска и ядро. При разрушении тромбоцитов вырабатываются антитела. Образуются тромбоциты в селезенке. В норме тромбоцитов в 1 мм3 от 4,5 до 5,5 млн.