Открытый урок по теме "Отдел Папоротниковидные"

Категория: Биология

План открытого урока, цельюго которого является формирование у учащихся представлений о строении, цикле развития и разнообразии папоротникообразных.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Отдел Папоротниковидные"»

Схема конспекта урока по биологии по теме «Отдел Папоротниковидные» учителя биологии I категории

МБОУ «СОШ №51» г. Курска Тодуа Галины Ивановны.

Тема урока: Отдел Папоротниковидные


Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ)


Цель урока: формирование у учащихся представлений о строении, цикле развития и разнообразии папоротникообразных.


Задачи:


1.Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к урокам биологии через применение интерактивной доски;

  • развивать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы, коммуникативные способности и навыки сотрудничества (работа в группах);

  • развивать умения и навыки выполнения тестовых заданий;

  • развивать умения и навыки составления рассказа по схеме (с использованием презентации), внимание, мышление, речь;

  • развивать умения работы с дополнительной литературой и информацией на электронных носителях;

  • развивать умения наблюдать, сравнивать и делать выводы;

  • формировать интеллектуальные умения: выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать;

  • развивать умения применять знания на практике.

2.Образовательные:

  • расширить знания учащихся о высших растениях,

  • изучить особенности строения, цикл развития папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными;

  • изучить происхождение, многообразие, среду обитания, распространение, значение в природе и жизни человека.

  • способствовать формированию понятия о папоротниках как представителях высших споровых растений через выполнение лабораторной работы, отработке знаний терминологии.

  • создать условия для формирования понятия о взаимосвязи организма и среды обитания.

  • осуществить контроль определенных знаний о строении и развитии папоротников;

  • повторить, обобщить и систематизировать знания при работе с тестовыми заданиями;

  • формировать навыки работы с раздаточным материалом.

3.Воспитательные:

  • формировать экологическую культуру у школьников;

  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе;

  • содействовать знакомству с традициями праздника Ивана Купала;

  • создавать ситуацию успеха для каждого ученика.

  • содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей;

  • способствовать эстетическому воспитанию учащихся, напомнить им о произведениях литературы и ознакомить с элементами эстетики в науке и природе, в быту.



Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблица, комнатное растение – папоротник, учебники, раздаточный материал (приложения).



Методы и методические приёмы: самостоятельная работа с информацией на электронных и бумажных носителях, работа с рисунком и текстом учебника, работа в группе, лабораторная работа, сообщения учащихся с использованием слайдов презентации.



Планируемые результаты:



Предметные:

  • знать особенности внешнего строения, размножения и развития папоротников;

  • уметь называть эволюционные преимущества папоротников по сравнению с мхами, хвощами и плаунами;

  • показывать роль папоротников в природе и жизни человека.



Метапредметные:

  • понимать и стремиться выполнить учебную задачу урока;

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • уметь организовывать работу в группах, договариваться о способе выполнения задания, осуществлять самопроверку, взаимоконтроль;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, умения оценивать свои достижения на уроке;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

Личностные:

  • формирование целостного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.

Приложение 1 Эпиграф к уроку.

Наталья Пухова

Тайна природы...     
    
     Ты о чём молчишь, моя природа,
     Тайну в красоте своей храня,
     Закрывая горные породы
     Зеленью листвы, снегами января?
      Что туманы прячут под собою,
      Поднимаясь утром над рекой?
      Сблизиться хочу сейчас с тобою, -
      Необъятное обьять своей рукой.



Тема урока: Отдел Папоротниковидные.

Формируемые УУД (П – предметные, Л – личностные, К – коммуникативные, Р – регулятивные)

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап

Приветствует учащихся, настраивает на работу, проверяет готовность учащихся.


II. Мотивация познавательной деятельности(7 минут).

Читает стихотворение, демонстрирует слайды презентации (1-5)

( способствует осознанному вхождению учащихся в пространство учебной деятельности; организует мотивирование к учебной деятельности)



Фронтальная беседа.

Задаёт вопросы.

1. Ребята, представителей какого подцарства живой природы мы изучили на прошлом уроке?

(Мы изучили Отделы Плауновидные и Хвощевидные, которые относятся к Высшим споровым растениям).

2.Докажите принадлежность к высшим растениям.

(Имеют хорошо выраженные ткани:

- образовательную

- покровную

- проводящую

- механическую

- выделительную

- основную,

которые образуют вегетативные органы – корень, стебель, лист.).

3.Докажите принадлежность к споровым.

(Они имеют репродуктивные органы-

спорангии, где образуются споры, при помощи которых происходит размножение.).

4.Сейчас мы повторим изученный материал, ответив на вопросы тестовых заданий.


Тестирование.



























Предлагает сравнить с эталоном, (слайды 6-7), выставить оценки (слайд 8)









Переход.

Предлагает отгадать загадку.

Он и в пищу пригож, и в медицине

хорош!

Листья красивые, перистые.

Стебли маленькие, крепенькие,

А цветёт только в легендах и

поверьях!

Задаёт вопрос.

Каких представителей Высших споровых растений мы ещё не изучили?

(Отдел Папоротниковидные.)

Л

Слушают стихотворение (приложение №1), смотрят слайды презентации.



П К











Отвечают на вопросы.































П Р

Выполняют тестовые задания, проверяют (взаимопроверка) и анализируют.

Звучит музыка( слайд 6).

Тестовые задания по теме «Отдел Плауновидные и Хвощевидные».

Вариант 1.

Выберите верные утверждения.

1. Тело мхов подразделяется на стебли и листья.

2. Плауны это многолетние растения с прямостоячими и ползучими стеблями.

3. Хвощи имеют ризоиды.

4. Весенние побеги хвоща бурые со спороносными колосками

5. Плауновидные и хвощевидные размножаются вегетативно, спорами и половым путем.




Тестовые задания по теме «Отдел Плауновидные и Хвощевидные».

Найдите верные утверждения.

Вариант 2.

Выберите верные утверждения.

1. Листья хвощей чешуевидные, бурые и часто лишены хлорофилла.

2. Заросток хвоща имеет вид зеленой разветвленной нити.

3. У плауновидных в цикле развития преобладает спорофит.

4. У полевого хвоща споры образуются на верхушке надземных розовато-бурых побегов.

5. Жизненная форма ныне живущих на Земле Хвощевидных – это многолетние травянистые растения.

Ответы к тестовым заданиям.

1й вариант 2й вариант


1. + 1. +

2. + 2. -

3. - 3. +

4. + 4. +

5. + 5. +




П Р Л

Отгадывают загадку.








Отвечают на вопрос


(Отдел Папоротниковидные.) – слайд 9

III. Актуализация знаний(3 минуты).

Задаёт вопрос.

Ребята, какой праздник есть у русского народа, когда принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника?

(День Ивана Купалы.)

П Р К Л

Отвечают на вопрос. (День Ивана Купалы).

Рассказ ученицы (одета в костюм в соответствии с традициями праздника)


Считалось, что в эту ночь счастливчикам открывались клады, нужно только было найти заветный цветок папоротника. Многие отправлялись на его поиски, чтобы разбогатеть. Так поступил и герой повести Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»

Чтение отрывка из повести. На экране – слайды10-12.

«…Подошёл он к трём пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикий бурьян чернел кругом и глушил всё своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, всё чудных, всё невиданных; тут же и простые листья папоротника…Глядь – краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звёздочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя».

IV. Организация познавательной деятельности.(25 минут).

 Переход Задаёт вопрос.

.Это написано очень красочно, увлекательно, но…Наукой установлено, что папоротник никогда не цветёт. Растение принадлежит к тайнобрачным, размножается спорами, созревающими на обратной стороне листьев. Откуда же пошла легенда о цветущем папоротнике?





Давайте же узнаем сегодня побольше об этих удивительных растениях.



Откройте ваши тетради, запишите дату и тему урока:

Отдел Папоротниковидные.

Побуждает к целепологанию и формулированию задач урока.

(на магнитной доске кластер.

Приложение №2).



Предоставляет слово палеонтологу,













географу,












экологу.














Подводит к выводу, задаёт вопрос.

Что узнали о папоротниках?

(О происхождении, многообразии ,

распространении, о среде обитания).




Физкультминутка























Задаёт вопрос

Какие вопросы из кластера рассмотрим походу дальнейшего изучения материала?

Особенности строения папоротников изучим по ходу выполнения лабораторной работы.


Наши группы - небольшие исследовательские лаборатории. Задача групп, пользуясь инструктивными карточками, познакомиться со строением и размножением папоротника и выяснить, в чем произошло усложнение в организации папоротника по сравнению со мхами.

Помощь вам окажут специалисты.




Предоставляет слово:

морфологу










физиологу














Предлагает провести исследование и результаты внести в таблицу.


Спрашивает, какой вопрос предстоит изучить далее.

Наш разговор о папоротниках будет неполным, если мы не рассмотрим вопрос о значении папоротников в природе и жизни человека.



Предоставляет слово эксперту.

К П Р

Ученица продолжает свой рассказ.

Оказывается, у двух видов папоротников есть нечто похожее на кисть цветков. Если внимательно присмотреться к такой «кисти», то окажется, что это всего лишь вытянутая часть листа с «бутончиками» - спорангиями, открывающимися в сухую погоду. С виду изменённая часть листа напоминает стрелку с кистью цветков. Эти папоротники – ужовник и гроздовник, которые встречаются в наших лесах редко, что также делает их таинственными.

На экране – слайд13 (изображение ужовника и гроздовника).













( В коммуникативной форме обдумывают учебные действия: ставят цель, строят план достижения цели - называют составные кластера)





П К Л Р

Сообщения палеонтолога, географа и эколога (демонстрация слайдов)


Папоротники произошли от потомков псилофитов и представляют собой одну из наиболее древних групп высших растений. По своему возрасту они уступают только риниофитам и плауновидным и имеют приблизительно один геологический возраст с хвощевидными. Первые папоротники появились в эру палеозоя примерно 300 млн. лет назад, а расцвет пришёлся на тёплый и влажный период в истории Земли, и самый важный шаг в своей жизни они совершают тогда, когда эти два условия совпадают.

В настоящее время насчитывается более10000 видов папороников, из них 2000 видов на территории России. Современные виды папоротников, хвощей и плаунов – представители очень древних групп растений. Их часто называют живыми ископаемыми нашей планеты (слайды 14-17).



Папоротники распространены очень широко и встречаются от лесов севера средней полосы до тропиков, населяя самые разные местообитания – начиная с пустынь и кончая болотами.

Встречаются папоротники в разных экологических условиях. Большинство из них растет в тропических лесах, где они представлены древовидными и травянистыми формами. Древовидные папоротники имеют ствол высотой до 25 м. На верхушке ствола находится крона из больших вечнозеленых листьев, длиной до 5 м. Также, в тропических лесах есть папоротники эпифиты, растущие на деревьях и лианах..

В умеренных зонах распространены только травянистые виды; они чаще встречаются во влажных лесах, по сырым оврагам, некоторые растут на заболоченных местах и в водоемах.

Встречаются и водные папоротники, например, сальвиния и марсилия (слайды 18-21).



В лесах Курской области встречаются орляк обыкновенный, кочедыжник мужской и некоторые другие виды.

Папоротниковидные Центрально-Чернозёмного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В. В.Алёхина насчитывают 11 видов. Довольно обычны в лесах щитовники шартрский и мужской, реже встречается кочедыжник женский. 3 вида папоротников ЦЧЗ внесены в Красную книгу Курской области: гроздовник полулунный  (редко на участках Стрелецкий, Казацкий, Баркаловка, Букреевы Бармы), гроздовник многораздельный (только Петрин лог Стрелецкого участка), ужовник обыкновенный (отмечен однажды на Зоринском участке(слайды 22-26).







Делают вывод, отвечают на вопрос.






К Л Р

Проводит ученица.


Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись

( наклоны вперёд и назад).

Голова устала тоже?

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два

Думай – думай голова

(вращение головой вправо и влево).

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.


Отвечают на вопрос.





















П Р К Л

Сообщение морфолога и физиолога (демонстрация слайдов)

У папоротника выделяют следующие органы:

надземные органы – листья папоротника, которые вырастают из почек корневища. Молодые листья улиткообразно закручены, бурого цвета. Вырастая, они развертываются над почвой, имеют сильнорассеченную форму, перистые, зеленого цвета. Их называют вайями.

Подземные органы – корневище. Это видоизмененный стебель (подземный побег).

Расположено оно под землёй параллельно поверхности почвы и заканчивается верхушечной почкой. От корневища отрастают придаточные корни (слайд 27).


Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне листа (вайи).

Из споры вырастает однодомный заросток — гаметофит. Он представляет собой зеленую сердцевидную пластинку размером до одного сантиметра, имеющую ризоиды. На нижней стороне заростка образуются половые органы с гаметами. Ближе к выемке заростка развиваются женские половые органы с яйцеклетками - архегонии, а в средней его части между ризоидами — мужские половые органы со сперматозоидами – антеридии. Многожгутиковые сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам, используя воду дождей и росы, которая скапливается под прижатым к почве заростком. Из зиготы вырастает новый спорофит, который сначала короткое время питается за счет зеленого гаметофита, а потом переходит к самостоятельному автотрофному питанию. Таким образом, гаметофит папоротника приспособлен к существованию во влажных условиях, а спорофит — вполне сухопутное растение (слайды 28-31).


К П Р Л

Работа учащихся в группах по инструктивным карточкам (приложение 3), рисункам и тексту учебника на страницах 61 – 63. Выполняют лабораторную работу (работа в группах)

Отвечают на вопрос, сравнивают с эталоном (слова учителя).








Сообщение эксперта (слайды 32-39).

Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности. Из него получают горючий газ, анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, духи.

Вудвария вирджинская поселяется в сфагновых болотах, образуя своими корневищами сплетения, и вместе с другими болотными растениями является торфообразователем.

Некоторые папоротники являются своеобразными зелеными удобрениями. Папоротники, живущие в симбиозе с азотофиксирующими цианобактериями, применяют как источник азота на рисовых полях для насыщения почвы растворимыми соединениями азота. Некоторые виды азоллы используются в сельском хозяйстве, они обогащают почву азотом.

Лоси используют листья папоротника в качестве корма.

Многие папоротники используют в медицине. Например, из корневищ щитовника мужского делают противоглистные препараты; лигодиум мелколистный используют для лечения открытых ран, схизею вильчатую, при лечении кашля и болезней горла. Лекарственным растением является папоротник орляк.

У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу. У папоротника орляка съедобны молодые закрученные “завитки” листьев, собирают их рано весной, в первые 2 недели их появления. Их консервируют, солят, сушат. Листья используют для супов, их жарят. В Японии и Китае из корневищ добывают крахмал.

Жесткие, прочные и длинные стержневые части листа папоротников используются для различных поделок.

Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения жилых помещений, в аквариумах и водоемах (сальвиния, азолла, нефролепис возвышенный, адиантум венерин волос).

Природа создает растения, которыми можно просто любоваться. Недаром папоротники вдохновляли и художников, и поэтов. Посмотрите на картину великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Папоротники в лесу» или прочитайте стихи Валерия Брюсова, посвященные папоротнику: «В этих листьях слишком внешних, В их точеном очертаньи, Что-то есть миров нездешних...» И сразу поймете, что без этого растения жизнь на земле была бы значительно скучнее. Но каждый раз, когда захочется полюбоваться папоротником, в лес не побежишь. Вот и придумали люди выращивать папоротники дома.

Заведите в доме папоротник (слайды 40-41).

Говорят, он примиряет людей, исправляет грубых, бестактных, делая их более мягкими и снисходительными,

Папоротник гармонизирует пространство, улучшает атмосферу в помещении.

Посадив его дома или в офисе, вы обеспечите себе мирную и тихую обстановку.

Папоротники – великие мудрецы и приспособленцы.

Прожив на Земле миллионы лет, они были свидетелями великих потопов и великих холодов.

Этим растениям известна тайна, о которой мы не ведаем…

Папоротники – самые древние растения на планете.

Человек никогда не видел папоротник в цветении.

Древние русичи отправлялись за «счастьем» в ночь на Ивана Купалу.

Но магический цветок так и не был найден.

Те папоротники, которые именуют комнатными, изначально жили в лесу.

Главным образом в тропическом.

Но в XIX веке оранжерейщики Европы увлеклись ими настолько, что экспедиции за экзотическими растениями отправлялись одна за другой. Потом пришло время селекционеров.

Скрещивая отдельные виды, они добились причудливых форм листьев и «кроны».

Папоротник очень легко выращивать в квартире.

Посадите папоротник и будет вам счастье.


IV. Первичное закрепление(5 минут).


Проверяет степень усвоения изученного материала.

Предлагает выполнить тестовые задания.












Организует самопроверку и самооценку своей работы.

Р П Л

Выполняют тестовые задания.

Тестовые задания по теме «Отдел Папоротниковидные»

Найдите номера ошибочных утверждений, обведите в кружок.

  1. Стебель папоротника (корневище) находится в земле.

  2. Взрослое растение мужского папоротника (щитовника) имеет по одному развитому листу.

  3. Корневище папоротника заканчивается верхушечной почкой.

  4. Молодые листья папоротника свёрнуты улиткообразно.

  5. Листья папоротника развиваются очень быстро.



Слайды 43-44.



(Ответы: 1+; 2-; 3+; 4+; 5-.).

V. Итог урока


Просит сформулировать вывод .

Предлагает продолжить мысль.

Итак, мы познакомились с…(происхождением, многообразием и строением, размножением современных папоротников…)

Формулируют вывод – П Л

Папоротники имеют стебель, листья, корни. В стебле есть сосудистые пучки. Поэтому их относят к высшим споровым  растениям. В отличие от моховидных, они имеют  покровные, механические и проводящие ткани. Развитие этих тканей у растений вызвано их приспособленностью к существованию на суше. Наличие проводящей ткани дает папоротнику больше преимуществ в выживании, чем мхам, поскольку всасываемая корнями из почвы вода по сосудам стебля передвигается в листья. Это результат приспособленности папоротников к наземному образу жизни.

VI. Домашнее задание(1 минута).

Стр. 61 – 64 учебника. Вопросы на стр. 65.

На оценку «5» (по желанию, на выбор).

Составить синквейн по изученному материалу.

Презентация « Эти удивительные папоротники» (слайд 44).


 

Рефлексия (3 минуты).

Просит продолжить фразу:

Сегодня я узнал …

Я удивился …

Теперь я умею …

Я хотел бы …


Делятся своими впечатлениями по уроку


4


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас