Открытый урок по теме «Понятие о сложноподчиненном предложении».
Тема урока: «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подготовка к ОГЭ»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: дать понятие о сложноподчиненном предложении.
Планируемые результаты обучения:
- знаний о сложноподчиненном предложении;
-умения правильно употреблять сложноподчиненные предложения в речи;
ценностное отношение
- к родному языку, гордость за него;
-потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры.
-знание понятия «сложноподчиненное предложение», цели использования сложноподчиненных предложений в тексте, отличий сложных предложений друг от друга.
-умение отличать союзы и союзные слова;
-применение новых знаний в жизненных ситуациях.
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников (работа со словарем);
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор (нахождение СПП среди других видов предложений.)
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, краеведения, истории и др.);
- умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения;
- умение работать в малой группе;
- умение взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Ход урока
1.Организационный момент. Сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях учителя нашей школы. Надеюсь, наше занятие будет всем интересно и полезно.
2. Лирическая минутка (
постановка воспитательной цели): -Начать урок я хотела бы с загадок…
Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша... (бабушка) | Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед Мой родной, любимый (дедушка) |
- Как вы думаете, почему я начала урок с обращения к образам дедушки и бабушки? - В России с 2009 года 28 октября отмечается День бабушек и дедушек. Эта дата выбрана не зря, ведь именно в конце октября у древних славян отмечались Осенние ДедЫ – праздник, призванный укрепить связь с предками и объединить все поколения. Для очень многих людей бабушка и дедушка – это неотъемлемая часть жизни. А детские годы и воспоминания невозможны без того, чтобы перед глазами не оказался образ доброй бабушки или доброго дедушки, которые многое прощали, на многое смотрели проще, и оттого время, которое мы проводили или проводим вместе с ними, кажется беззаботным. А что может быть лучше, чем беззаботное детство? - Все задания на уроке так или иначе будут связаны с образами бабушки и дедушки.
- Перед вами на столах листы самоконтроля. Подпишите их. На этих листах вы будете выполнять всю самостоятельную работу на протяжении урока, по окончании работы листы сдадите мне на проверку.
3. Актуализация знаний. «Пятиминутка ОГЭ».
- С каким разделом науки о языке мы сейчас работаем? (Синтаксис)
- Что изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)
- Что такое словосочетание? (Два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически)
- Какие способы подчинительной связи в словосочетании вам известны? (Согласование, управление, примыкание)
- Перед вами на доске словосочетания, определите тип подчинительной связи. (обратная сторона)
Любимая бабушка (согласование), приехать в гости (управление), бабушка и дедушка (это однородные члены предложения), радостно встретить (примыкание.
- Молодцы, вспомнили, теперь я предлагаю вам выполнить задание ОГЭ. Работу выполняете на листах самоконтроля.
1. Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: превосходство души.
2. Замените словосочетание «медный самовар», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: самовар из меди.
3. Замените словосочетание «гордо стоять», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: стоять с гордостью|с гордостью стоять.
- Проверим…
Оцените свою работу, если вы справились без ошибок поставьте себе «5», если одна ошибка, то «4», если две ошибки – «3».
II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
- Мы с вами продолжаем изучение темы «Сложное предложение».
- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Для этого проанализируем предложения, записанные на доске.
1. Бабушка всегда помогает мне с уроками, а с дедушкой мы часто играем в развивающие игры.
2. Когда я прихожу к ним в гости, дедуля достаёт коробку со светлыми и тёмными квадратиками.
- Прочитаем первое предложение.
1. Бабушка всегда помогает мне с уроками, а с дедушкой мы часто играем в развивающие игры.
- К какому виду оно относится? (Это сложносочиненное предложение).
- Докажите. (в данном предложении две грамматические основы «бабушка помогает» и «мы играем», которые связаны при помощи сочинительного союза А).
- Нарисуйте схему этого предложения. […], а […].
- Молодцы, особенности ССП вам хорошо известны.
- Прочитаем второе предложение.
2. Когда я прихожу к ним в гости, дедуля достаёт коробку со светлыми и тёмными квадратиками.
- Что это за предложение? Знаем ли мы его особенности? Да, но не все…
- Итак, о каких СП мы сегодня будем говорить? (Сложноподчиненное предложение).
- Откройте тетради, запишите дату, Классная работа и тему нашего урока: «Понятие о сложноподчиненном предложении».
3. Объяснение нового материала.
- О СПП вам уже кое - что известно. Поэтому новый материал мы будем изучать с вашей помощью.
- Но прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте сформулируем задачи, которые поставим перед собой. Сформулируйте задачи в виде вопроса.
ответы
- Что такое СПП?
- Какие средства связи в СПП?
- Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному?
- Какие знаки препинания ставятся в СПП?
- Как отличить СПП от других СП?
4. Изучение нового материала.
- Попробуем вместе сформулировать признаки СПП.
- Давайте вспомним, чем отличается СПП от других сложных предложений? (простые предложения в составе СПП соединяются при помощи подчинительных союзов. В СПП одна часть подчиняется другой)
- Рассмотрим наше предложение. Выпишите его в тетради и выделите грамматическую основу.
2. Когда я прихожу к ним в гости, дедуля достаёт коробку со светлыми и тёмными квадратиками.
- Докажите, что перед нами сложное предложение. (в нем две грамматические основы)
- Как называются части СПП? (главная и придаточная)
- Какая главная, какая придаточная? Как определили? (главная часть – это та, от которой вы задаем вопрос, придаточная – та, к которой задаем вопрос)
- Следует отметить, что вопрос вы можете задать как от одного слова или словосочетания в главной части, так и от всей главной части.
- В какой части находится союз? (в придаточной)
- Составьте его схему. (когда …), […].
- Чем же отличается СПП от ССП? (В СПП все части равноправны и соединены при помощи сочинительного союза, а в СПП одна главная, другая зависимая, части соединены при помощи подчинительного союза).
- Как вы думаете, какую роль играет придаточная часть? (Поясняет то, о чем говорится в главной)
– Перед нами СПП.
- Сделаем вывод:
- Что такое СПП? (СПП - вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную.)
- Из каких частей оно состоит?
- Какую роль играет придаточная часть в СПП? (Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном.)
- В какой части предложения находится подчинительный союз? (Подчинительный союз относится к придаточной части.)
- А теперь давайте поработаем конструкторами.
- А вы знаете кто такой конструктор? (это человек, который что-то разрабатывает, конструирует).
- Перестройте предложение, поменяйте местами главное и придаточное.
Дедуля достаёт коробку со светлыми и тёмными квадратиками, когда я прихожу к ним в гости.
- Как тогда будет выглядеть схема?
[…], (Когда …).
- Можно ли придаточным предложением разорвать главное? Попробуем.
Дедуля, когда я прихожу к ним в гости, достаёт коробку со светлыми и тёмными квадратиками.
[…, (когда…), …].
- Сделайте вывод, каково место придаточного по отношению к главному?
Вывод: Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.
- А сейчас мы более подробно поговорим о способах связи частей СПП.
- Что служит средством связи простых предложений в главном? (подчинительный)
- В качестве средства связи главной и придаточной частей в сложноподчинённом предложении могут выступать союзы и союзные слова: местоимения и наречия.
- Как же отличить союзное слово от союза?
Прочитаем предложения. Запишите их в тетрадь. Определите, в каком предложении слово ЧТО является союзом, а в каком союзным словом.
Я знаю, что бабушка придёт ко мне в гости на День рождения.
Я знаю, что подарит мне дедушка на День рождения.
В первом предложении слово ЧТО не является членом предложения, во втором выполняет синтаксическую функцию дополнения. В таком случае очевидно, что это слова разных частей речи.
- Чтобы разграничить омонимичные слова, можно использовать следующие способы:
1. Расчлените! То есть разберите предложение по составу. Союзное слово является членом предложения, а союз нет.
2. Уберите! Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.
3. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!
То есть логическое ударение. Оно может падать только на союзное слово. А на союз – не может.
4. Замените! Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности. Союзное слово можно заменить другим союзным словом или самостоятельной часть речи. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.
5. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, «же» или «именно» и посмотрите, как себя поведет слово. К союзным словам такие частицы добавляются легко. А рядом с союзом они будут выглядеть чужеродно.
- Нарисуем схемы предложений.
1. […], что (…).
2. […], (что …).
- Почему я в первом случае «что» вынесла за скобку, а во втором – нет?
- Памятка с данными способами разграничения союзов и союзных слов лежит у вас на партах, в конце урока возьмите её с собой, я думаю, что она не раз вам поможет.
Релаксационная пауза
5. Закрепление нового материала.
- А теперь давайте попрактикуемся, перед вами пары предложений. Определите в каком из них части СПП связаны союзом, а в каком союзным словом.1вариант работает с первой парой предложений, второй вариант - со второй парой.
«Я увидел, как дед рассматривал фотоальбом» слово «как» не является членом предложения, значит это союз.
«Я не знаю, как мне поступить» слово «как» является обстоятельством, значит это союзное слово.
«Я думаю, что бабушке нужно подарить книгу» без «что» значение предложение не изменится: «Я думаю, маме нужно подарить книгу». Значит, «что» – это союз.
«Я решаю, что подарить дедушке» мы не можем удалить слово «что»: смысл теряется. Значит, перед нами союзное слово.
-Вывод по данной теме я предлагаю вам сделать самостоятельно. В памятке «Разграничение союзов и союзных слов» вы видите таблицу, заполните второй столбик.
- Проверим… хором.
Разграничение союзов и союзных слов
Союзы | Союзные слова |
Не являются членами предложения | Являются членами предложения |
Можно убрать из предложения | Нельзя убрать из предложения |
Не могут быть выделены логическим ударением | Выделяются логическим ударением |
Заменяются другим союзом | Заменяются словом самостоятельной части речи |
К ним нельзя присоединить частицы же или именно | К ним можно присоединить частицы же или именно |
- Сейчас давайте вернёмся к предложению, с которого мы начали работу по теме урока.
2. Когда я прихожу к ним в гости, дедуля достаёт коробку со светлыми и тёмными квадратиками.
- Чем является слово «когда» в данном предложении? Союзом или союзным словом? (союзным словом).
- Значит схема предложения будет выглядеть так…(когда …), […].
- Молодцы. Откройте учебник параграф 12, стр. 67 Прочитайте теоретический материал. Скажите, о чём мы не поговорили. (о роли указательных слов в СПП и постановке знаком препинания)
- Эти темы мы затронем на следующих уроках.
6. Самостоятельная работа. Работа с текстом.
Бабушки и дедушки прошлого и современности
1) Во все века семья всегда была самым главным в жизни каждого человека. 2) Именно в семье мы учимся любить, понимать друг друга, заботиться о близких, прощать обиды, уважать старших.
3) Семья – это не только родители и дети. 4) Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки.
5) Так, в прошлых веках было принято, что бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей. 6) Бабушка присматривала за внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы. 7) Дед маленькими детьми занимался редко, потому что его роль заключалась в изготовлении игрушек.
8) Сегодня работающие дедушки и бабушки чаще помогают молодой семье тем, что подкидывают денег на нужды, видясь со своими внуками исключительно по торжественным и праздничным дням.
9) Подводя итог, хотелось бы заметить, что роль бабушек и дедушек в воспитании детей бесспорно важна и довольно значительна. 10) Хотелось бы, вернуть те традиции, которые существовали в прошлые столетия. 11) Но, увы, в современное время это достаточно сложно.
- Прочтите про себя текст.
- Как бы вы озаглавили текст? (бабушки и дедушки прошлого и современности.)
- Какую проблему поднимает автор? (роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка).
- Согласны ли вы с мнением автора.
Самостоятельная работа. (выполняется на листах индивидуального контроля)
- А теперь поработайте самостоятельно. Перед вами на листах индивидуального контроля текст. Выполните работу на ту оценку, которую хотите получить.
На «3» - Укажите номера сложноподчиненных предложений.
На «4» - Укажите номера сложноподчиненных предложений, составьте схемы.
На «5» -. Укажите номера сложноподчиненных предложений, составьте схемы. Укажите, чем связаны простые предложения (союзы или союзные слова), графически укажите связь предложений в СПП.
7. Подведение итогов:
- Вернёмся к началу урока.
- Вспомните, какие мы задачи себе поставили?
- Что такое СПП? (Это СП, в котором части связаны при помощи подчинительных союзов и союзных слов).
- Из каких частей состоит СПП? (Главной и придаточной)
- Какие средства связи в СПП?
- Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному? (придаточная часть может стоять после главной, перед ней или внутри её)
- Какие знаки препинания отделяют части СПП? (запятые)
- Всё ли получилось?
- Вы довольны собой?
- Где пригодятся нам все полученные сегодня на уроке знания?
8. Домашнее задание.
Знать теоретический материал параграфа 12, стр. 67 -69
- В качестве подготовки к итоговому собеседованию предлагаю вам написать повествовательный текст на тему «Человек, которому хочется сказать «спасибо». В вашем высказывании обязательна должны присутствовать СПП, не менее 3 предложений. Проанализируйте эти предложения, укажите при помощи чего связаны части и нарисуйте схемы.
Задание 3.
Выделите грамматическую основу предложения, нарисуйте схему, определите, какой частью речи выражено союзное слово (местоимение или наречие).
Образец: Она не могла понять, чего не хватает новому дому. Местоим.
___________ […], ( чего )______________
Я отправился узнать, когда у нас будет следующее занятие.
_________________________________________________________________________________
Он до сих пор не определился, кем станет в будущем.
_________________________________________________________________________________
Ей так хотелось узнать, куда ведет эта дорога.
_________________________________________________________________________________
Он всегда знает, где можно найти нужную информацию.
_________________________________________________________________________________
Он подошел к человеку, который его интересовал.
_________________________________________________________________________________
Лист самоконтроля.
Ученика _______________________________________________
Задание 1. «Пятиминутка ОГЭ».
1. Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
______________________________________________________
2. Замените словосочетание «медный самовар», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
_______________________________________________________
3. Замените словосочетание «гордо стоять», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
___________________________________________________
Оценивание: если вы справились без ошибок поставьте себе «5», если одна ошибка, то «4», если две ошибки – «3».
Оценка _________________
Задание 2. Прочитайте текст.
1) Во все века семья всегда была самым главным в жизни каждого человека. 2) Именно в семье мы учимся любить, понимать друг друга, заботиться о близких, прощать обиды, уважать старших.
3) Семья – это не только родители и дети. 4) Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки.
5) Так, в прошлых веках было принято, что бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей. 6) Бабушка присматривала за внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы. 7) Дед маленькими детьми занимался редко, потому что его роль заключалась в изготовлении игрушек.
8) Сегодня работающие дедушки и бабушки чаще помогают молодой семье тем, что подкидывают денег на нужды, видясь со своими внуками исключительно по торжественным и праздничным дням.
9) Подводя итог, хотелось бы заметить, что роль бабушек и дедушек в воспитании детей бесспорно важна и довольно значительна. 10) Хотелось бы, вернуть те традиции, которые существовали в прошлые столетия. 11) Но, увы, в современное время это достаточно сложно.
Выполните работу на ту оценку, которую хотите получить.
На «3» - Укажите номера сложноподчиненных предложений.
На «4» - Укажите номера сложноподчиненных предложений, составьте схемы.
На «5» -. Укажите номера сложноподчиненных предложений, составьте схемы. Укажите, чем связаны простые предложения (союзы или союзные слова.
Способы разграничения омонимичных слова:
1. Расчлените! То есть разберите предложение по составу. Союзное слово является членом предложения, а союз нет.
2. Уберите! Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.
3. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!
То есть логическое ударение. Оно может падать только на союзное слово. А на союз – не может.
4. Замените! Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности. Союзное слово можно заменить другим союзным словом или самостоятельной часть речи. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.
5. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, «же» или «именно» и посмотрите, как себя поведет слово. К союзным словам такие частицы добавляются легко. А рядом с союзом они будут выглядеть чужеродно.
Разграничение союзов и союзных слов
Союзы | Союзные слова |
Не являются членами предложения | |
Можно убрать из предложения | |
Не могут быть выделены логическим ударением | |
Заменяются другим союзом | |
К ним нельзя присоединить частицы же или именно | |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Способы разграничения омонимичных слова:
1. Расчлените! То есть разберите предложение по составу. Союзное слово является членом предложения, а союз нет.
2. Уберите! Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.
3. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!
То есть логическое ударение. Оно может падать только на союзное слово. А на союз – не может.
4. Замените! Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности. Союзное слово можно заменить другим союзным словом или самостоятельной часть речи. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.
5. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, «же» или «именно» и посмотрите, как себя поведет слово. К союзным словам такие частицы добавляются легко. А рядом с союзом они будут выглядеть чужеродно.
Разграничение союзов и союзных слов
Союзы | Союзные слова |
Не являются членами предложения | |
Можно убрать из предложения | |
Не могут быть выделены логическим ударением | |
Заменяются другим союзом | |
К ним нельзя присоединить частицы же или именно | |
Любите бабушек, они Вас обожают,
С душой и лаской Вас обнимают.
Дедушки тоже, души в Вас не чают,
Чувства огромные они к Вам питают!
Дарите, внучата, своё им тепло,
Чтоб оно согревало, даже чуточку жгло.
Чаще Вы близких своих обнимайте,
Здоровья и счастья с любовью желайте!
Любите бабушек, они Вас обожают,
С душой и лаской Вас обнимают.
Дедушки тоже, души в Вас не чают,
Чувства огромные они к Вам питают!
Дарите, внучата, своё им тепло,
Чтоб оно согревало, даже чуточку жгло.
Чаще Вы близких своих обнимайте,
Здоровья и счастья с любовью желайте!