СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме: Право человека на образование, 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все граждане нашей страны имеют право на образование, российская Федерация обеспечивает его бесплатность и доступность.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: Право человека на образование, 6 класс»

Урок № ____

Дата ________________

Предмет: обществознание, 6 класс

Тема: Право человека на образование

Тип урока: изучение нового материала


Цель: расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и гражданина


Задачи: 

- ознакомить с содержанием статьи 43 Конституции РФ, показать способы реализации и защиты прав в жизни;

- продолжить  формирование интереса к нравственно-правовым вопросам; способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону.


Планируемые результаты:

1) предметные: на основе рассмотрения Конституции РФ проследить, в чем суть прав и свобод человека и гражданина РФ; определят мотивы обучения детей в школе, работа с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения.

2) метапредметные:

- познавательные: смысловая ориентация обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и проблемы урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- коммуникативные:  развитие социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; адекватно использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

- регулятивные: организация учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно; планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

3) личностные: воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к основному закону страны, положительного отношения к образовательному процессу; понимание необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.


Оборудование: учебник, песня «Если не было бы школ», ноутбук, задания для проверки и закрепления, Конституция РФ.


Ход урока

1. Организационный момент


2. Актуализация опорных знаний. Проверка усвоения пройденной темы «Познание как вид деятельности» решение мини-теста 1 и 2 варианты (прилагается). После выполнения взаимопроверка работы.

ОТВЕТЫ:

1 вариант: 1-4, 2-4, 3-4, 4-1, 5-1, 6-самосознание может правильная, 7-23, 8-1

2 вариант: 1-3, 2-3, 3-4, 4-1, 5-2, 6- тесно связаны, своих возможностей в окружающем мире помогают найти дело по душе, 7-3, 8-1


3. Мотивация.

Прослушивание фрагмента песни «Если не было бы школ» сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского

Учитель: О чем поется в песни?

- Давайте с вами предположим, если не было бы школ?

- Предположим тему сегодняшнего урока и скажите, что вы хотите узнать на данном уроке?

- Какая цель? (ответы обучающихся) Записываем тему в тетради.


4. Изучение нового материала.

1) Право на образование.

Учитель: Всю жизнь человек усваивает опыт прошлых лет и современных ему поколений. Осуществляется он это двумя путями:

- под влиянием жизненных обстоятельств;

- через образовательную систему.


Самостоятельная работа с Конституцией РФ: найти ст. 43 КРФ, прочитать ее и пересказать ее содержание.



Учитель: Ребята, в современном обществе образование играет одну из важных ролей. Образование – одна из основных отраслей человеческой деятельности. Образование является основой общей культуры личности и общества, средством ее сохранения и обогащения. Получая образование, человек совершенствуется как личность, становится богаче, тоньше его внутренний мир.


Самостоятельная работа с текстом параграфа: найти и записать в тетради, что такое образование.


От качества образования во многом зависят темпы развития общества. Российская система базируется на школьном образовании – для получения профессионального образования.


Значение образования (записать в тетрадь):


  1. Для человека:



1. Развитие личности, расширение кругозора.

2.Развитие умственных и творческих способностей.

3.Образование помогает понять мир вокруг нас и нашей роли в нем.

  1. Для общества:



1.Повышает уровень образованности общества

2. Конкурентностпособность

3.Применение полученных знаний и развитие государства


2) Уровни образования.

Учитель:  Первые школы появились еще в эпоху Древнего мира. Возникла потребность в образованных людях: без них не мог эффективно работать государственный аппарат.

В средние века большинство школ в Западной Европе были церковными. Обучение в таких школах было платным и велось на латинском языке. К периоду средневековья относится и появление первых высших учебных заведений – университетов.

На Руси школы стали открываться с X века при церквях и монастырях, но они были только в городах, в селах грамоте не учили. Обучение было платным и не каждый мог себе это позволить.

В наше время государство заботится об образовании: строятся новые современные школы, ремонтируются старые, происходит оснащение образовательных учреждение современным оборудованием, компьютерами, интерактивными досками, доступ к сети Интернет и многое другое. Государство гарантирует общедоступность, бесплатность и обязательность образования.

Уровни образования: (записать в тетрадь)

- дошкольное образование (от 3 до 7 лет);

- начальное общее образование – 1-4 классы;

- основное общее образование – 5-9 классы;

- среднее общее образование – 10-11 классы;

- профессиональное образование.


Самостоятельная работа с текстом параграфа: работа с рубрикой «Рассмотри ситуацию» и ответь на вопрос: в чем проявилась доступность образования для мальчика из далекого горного села? Игра «5 предложений»: ученики должны кратко пятью предложениями ответить на вопрос или «Испорченный телефон»: ученик слушает рассказ, который должен пересказать одноклассникам.


3) Права и обязанности учащихся.

Учитель: Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет не только права, но и обязанности обучающихся: выполнение задания в формате ВПР

В обязанности обучающихся входит:

- соблюдать Устав школы и правила внутреннего распорядка;

- уважать честь и достоинство работников школы и других обучающихся;

- бережно относится к имуществу школы;

- добросовестно учиться.


5. Закрепление изученного. Игра «Найди ошибку»: ст. 43 Конституции РФ с ошибками. Ученики должны прочитать и найти ошибки.


6. Итоги урока. Оценивание.

Учитель: Итак, ребята, мы с вами живем в счастливое время, когда гражданин нашего государства обладает всеми правами и свободами, необходимыми человеку для существования.

Все граждане нашей страны имеют право на образование. Государство обеспечивает бесплатность и общедоступность дошкольного и школьного образования. Школа помогает получить знания, необходимые для жизни.


7. Рефлексия.

8. Домашнее задание: прочитать параграф 12, устно ответить на вопросы. Дополнительное задание для желающих: узнать у своих родителей, какая у них профессия, какое они закончили профессиональное учебное заведение и как школьные знания помогли им в этом.


Тест «Познание как вид деятельности»

1 вариант

1.  В процессе взаимодействия с окружающим миром человек

1) получает знания о нём
2) активно познаёт его
3) обогащает своё сознание новой информацией
4) действует бессознательно


2. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, инте­ресов и склонностей — это

1) потребность
2) познание
3) самосознание
4) сознание


3. Условие, при котором человека можно назвать способным к какой-либо деятельности, — это в первую очередь

1) желание заниматься этим видом деятельности
2) интерес к данной деятельности
3) волевые усилия, проявленные в этой деятельности
4) успех в этой деятельности


4. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже:

способности, талант, ______________ .

1) гениальность
2) любознательность
3) труд
4) наследственность


5. Самооценка человека

1) может быть правильной или ложной
2) выражает мнение окружающих о нём
3) всегда основывается на его внешних данных
4) не распространяется на его личностные качества


6. Заполните пропуски в тексте. Выберите правильный вариант из предложенных.

Потребность понять и узнать себя способствует развитию __________ (воли, способностей, самосознания). Человек __________ (может, не способен, не в состоянии) объективно оценивать свои качества — физические или моральные, свои поступ­ки, результаты своей деятельности. (Завышенная, заниженная, правильная) ___________ самооценка помогает в труде и общении.


7. Выберите правильные высказывания.

1) Познание — это научная деятельность; люди, не связан­ные с наукой, не способны к познанию мира.
2) Способности можно и нужно развивать.
3) Стремление к самопознанию относится к числу челове­ческих потребностей.


8. Прочитайте три предложения и укажите то, которое содержит оценку. Запишите цифру, под которой это предложение указано.

(1) Детство — это исключительно важная пора человеческой жизни. (2) В этот период человек стремится разобраться в себе и в своих отношениях с окружающим миром. (3) Само­познание начинается в детстве.


Тест «Познание как вид деятельности»

2 вариант

1.  Познание самого себя

1) является важнейшей потребностью человека
2) предполагает исследование своих способностей
3) никак не связано с познанием окружающего мира
4) помогает изменить свои отношения с окружающим ми­ром


2. Качества, от которых зависит успешность в деятельности, называются

1) потребностями
2) самосознанием
3) способностями
4) самооценкой


3. Учёные утверждают, что способности человека проявляют­ся и развиваются в первую очередь

1) с момента рождения
2) в коллективе
3) в самосознании
4) в деятельности


4. Познание мира происходит в труде, учебе, игре, __________.

1) общении
2) развитии
3) самосознании
4) сознании


5. Объективная (правильная) самооценка

1) сдерживает развитие способностей
2) помогает достичь успеха в деятельности
3) распространяется только на внешние качества
4) невозможна, так как человек не может видеть себя со стороны


6. Заполните пропуски в тексте. Выберите правильный вариант из предложенных.

Познание мира человеком и его самопознание __________ (тесно связаны, не оказы­вают взаимного влияния, не приносят результатов). Прояв­ление интереса к себе — это своеобразное исследование __________ (окружающей среды, своих возможностей в окружающем мире, своей внешности). Результаты самопознания __________ (не имеют значения для жизнедеятельности человека, полностью зависят от мнения окружающих, помогают найти дело по душе).


7. Выберите правильное высказывание.

1) Если способности не проявились в раннем возрасте, они не проявятся никогда.
2) Самосознание присуще ребенку от рождения.
3) Самооценка может быть правильной или ложной.


8. Прочитайте три предложения и укажите то, которое содер­жит оценку. Запишите цифру, под которой это предложение указано.

(1) Для подростка основными каналами знаний об окру­жающем мире являются учеба и общение со сверстниками. (2) В школе мы получаем основы научных знаний. (3) В об­щении мы учимся взаимодействовать с людьми.










Закрепление изученного: выполнение задания в формате ВПР


Рассмотри фотографию и выполни задание.



1.  Какую социальную роль человека и какое право гражданина России иллюстрирует эта фотография?

2.  Какие обязанности соответствуют этой социальной роли? (Назовите любые две обязанности.)


Ответ












Рассмотри фотографию и выполни задание.



1.  Какую социальную роль человека и какое право гражданина России иллюстрирует эта фотография?

2.  Какие обязанности соответствуют этой социальной роли? (Назовите любые две обязанности.)


Ответ










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!