Организационный момент.
Приветствие, вступительное слово учителя.
-Ребята, мы с вами продолжаем изучать такой важный и большой раздел языка как лексика. Чтобы перейти к теме сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать несколько ребусов.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Я вижу, разгадывать ребусы Вам понравилось.
Что это за слова?
Какое отношение они имеют к нашему уроку?
А теперь скажите мне, как связаны те слова, что Вы разгадывали, с темой нашего урока?
Догадались ли вы, какова тема нашего урока?
-Давайте заполним на доске графы: я знаю, и я хочу узнать.
Актуализация знаний.
Языковая разминка.
- Запишите предложение в тетрадь. Подумайте, о какой профессии идет речь? Сделайте морфемный разбор этого слова.
У доски 1 ученик делает синтаксический разбор предложения на оценку.
На слайде слова для языковой разминки.
-Выпишите для каждой указанной профессии свой набор профессионализмов, добавив по одному своему примеру.
Первичное усвоение новых знаний.
-Сейчас предлагаю вам изучить новый материал, работая в парах.
-Один из вас становится диктором и громко и четко прочитывает теоретический материал, другой в это время составляет в тетради краткую схему. (Технология сотрудничества).
«Все слова русского языка делятся на общеупотребительные и слова ограниченного употребления. Общеупотребительную часть словарного фонда еще называют общенародной, поскольку слова общего употребления используют в своей речи и понимают все носители русского языка или их подавляющее большинство. К ней относятся фразеологизмы, устойчивые сочетания слов. Лексика ограниченного употребления - часть лексического состава русского языка включает в себя несколько групп, внутри которых также можно произвести некоторое разделение. В лексику ограниченного употребления, к примеру, входят слова, присущие каким-либо диалектам, специальная лексика, которая включает в себя термины и профессионализмы, любой жаргон (в том числе и сленг».
-Откройте учебники на стр. 243 и сравните прочитанный материал с материалом учебника.
-Давайте запишем определение профессионализмов.
Физкультминутка.
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
Первичная проверка понимания.
Игра «Следопыты».
-Определите профессию работника по его словарю.
• Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).
• Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент).
• Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).
• Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).
Первичное закрепление.
-Предлагаю вам посмотреть интервью капитана теплохода «Павел Бажов» и выписать профессионализмы, связанные с профессией капитана, моряка.
Дети смотрят видео о профессии капитана парохода, выписывая в тетрадь профессионализмы.
-Решите тест, затем обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность, поставьте оценки.
Тест «Профессионализмы».
1. Что называется профессионализмами?
a) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности;
b) Слова, которые употребляют на работе;
c) Общеупотребительные слова.
2. Где можно узнать значение профессиональных слов?
a) В литературных произведениях;
b) В словарях или энциклопедиях;
c) В газетных или журнальных статьях.
3. Выберите профессиональное слово:
a) Каникулы;
b) Путешествие;
c) Орфограмма.
Взаимопроверка теста.
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.
Домашнее задание:
(на выбор)
1.Написать рассказ о профессиях своих родителей, используя профессионализмы.
2.Стр. 244, упр. 51.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Что называется профессионализмами?
Кем они употребляются?
Зачем их употребляют?
Заполнить в тетради колонку «Я знаю».
Если вы хорошо поняли материал урока – погладьте себя по голове.
Если поняли, но остались вопросы – покачайте головой.
Если не поняли – опустите голову.
Спасибо за урок!