СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Религия древних египтян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Религия древних египтян"»

История Древнего мира. 5 класс


Тема: Религия древних египтян.

Цели урока:

  1. Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека.

  2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне. Формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

  3. Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур. На примере понимания древним человеком неразрывной связи человека с природой подвести учащихся к осознанию необходимости бережного отношения к ней, как основного условия сохранения нашей цивилизации.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Учебное оборудование: учебник, карта «Египет и Передняя Азия в древности», презентация «Религия древних египтян».

Основные факты и понятия

XIV век до н. э. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным богом Древнего Египта.

Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.

Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.

Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.

Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.

Жрец – служитель культа.

Фараон – титул египетских царей.


Ход урока.

I. Организационный момент. (1 минута)

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов».

Мы продолжаем своё путешествие.

- Куда мы отправляемся? (В Древний Египет).

- Покажите на карте, где он располагается. (Северо-Восточная Африка) (2 минуты)

  1. Подготовка устного ответа по карточке. (5 минут обсуждение + 3 минуты рассказ одного человека от ряда)

Карточка

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

  • Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

  • Как было вооружено войско фараона?

  • Как выглядели боевые колесницы?

  • Что привозили из походов их участники?

  • Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащихся: Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное – рабов. Таким образом, фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.

  1. Работа с классом по карте. (2 минуты)

- Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)

- В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию. Финикию.)

3. Индивидуальная работа. Письменно на листочках.

- Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Соедините слова с их значением.

1. Дельта

1. Вера в сверхъестественные силы.

2. Папирус

2. Место, где река делилась на несколько рукавов

3. Фараон

3. Специалист по строительству зданий.

4. Крестьянин

4. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

для письма.

5. Ремесленник

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6. Архитектор

6. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

7. Религия

7. Сбор в пользу государства.

8. Налог

8. Повелитель всего Египта

4. Беседа по вопросу. (1 минута)

- Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства? (1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2. Огромное количество рабов в стране – это источник недовольства властью, своим положением. В любой момент они могут поднять восстание.)

5. Заслушивается устный ответ по карточке, дается отзыв на ответ. Собираются на проверку индивидуальные задания.

III. Переход к изучению новой темы. (4 минуты)

Ребята, давайте посмотрим на слайд и определим, что объединяет данные изображения. (Их объединяет термин «Религия»)

Открываем тетради и записываем тему: «Религия древних египтян».

Открываем параграф §10 на странице 51, просматриваем его (картинки, подписи к ним, названия пунктов) в течение 2 минут и формулируем цель урока.

Цель урока: узнать какие религиозные верования существовали у древних египтян?

IV. Изучение новой темы

  1. Испытание книгой (3 минуты)

- Откройте свои учебники на стр. 49, п. 1 параграфа 10.

- О ком пойдет речь в данном пункте? (о богах и жрецах)

- Какие слова в тексте выделены курсивом?

- Что они означают?

- Используя эти слова, составьте несколько предложений по теме пункта

Жилища богов называют храмами. В храмах стоят большие статуи богов. Верили, что боги вселяются в свое изображение. Разговаривая со статуей, можно общаться с богом. Жрецы являются служителями богов. Они знали молитвы и умели общаться с богами. Они совершают священные обряды и были посредниками между людьми и богами.

- Рассмотрим устройство древнеегипетского храма. (интерактивная схема).



2. Испытание письменностью (3 минуты)

- Прочитайте п.2 §10 (стр. 52-53) учебника.

- Выясните, какие боги существовали у древних египтян?

- Заполните таблицу на карточках.

Боги

Какие силы природы и занятия они отражали?

1. Ра, Амон, Амон-Ра

Бог солнца

2. Апоп

Бог тьмы

3. Геб

Бог земли

4. Нут

Богиня неба

5. Тот

Бог мудрости

6. Бастет

Покровительница женщин и их красоты


3. Испытание словом. (2 минуты)

В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов. Так, во время церемоний они пели различные гимны, читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб – отрывки из так называемой «Книги Мертвых».

Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.


4. Испытание логикой. (2 минуты)

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

- О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра, Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)


V. Рефлексия (1 минута)

Давайте вспомним, какую мы поставили цель в начале урока. Достигли ли мы её?


Испытание делом: Филворд – найти слова, связанные с темой, и зачеркнуть их.

(2 минуты)



VI. Домашнее задание:

§10, пересказ любого понравившегося мифа.
По желанию: Нарисовать рисунок, изображающий одного из египетских богов.





















Карточка №1

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

  • Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

  • Как было вооружено войско фараона?

  • Как выглядели боевые колесницы?

  • Что привозили из походов их участники?

  • Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.

Карточка №1

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

  • Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

  • Как было вооружено войско фараона?

  • Как выглядели боевые колесницы?

  • Что привозили из походов их участники?

  • Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.

Карточка №1

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

  • Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

  • Как было вооружено войско фараона?

  • Как выглядели боевые колесницы?

  • Что привозили из походов их участники?

  • Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.


Карточка №1

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

  • Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

  • Как было вооружено войско фараона?

  • Как выглядели боевые колесницы?

  • Что привозили из походов их участники?

  • Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.


Карточка №1

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

  • Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

  • Как было вооружено войско фараона?

  • Как выглядели боевые колесницы?

  • Что привозили из походов их участники?

  • Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.

Карточка №1

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

  • Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

  • Как было вооружено войско фараона?

  • Как выглядели боевые колесницы?

  • Что привозили из походов их участники?

  • Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.

Карточка №1

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

  • Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

  • Как было вооружено войско фараона?

  • Как выглядели боевые колесницы?

  • Что привозили из походов их участники?

  • Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.



1. Дельта

А. Вера в сверхъестественные силы.

2. Папирус

Б. Место, где река делилась на несколько рукавов

3. Фараон

В. Специалист по строительству зданий.

4. Крестьянин

Г. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

для письма.

5. Ремесленник

Д. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6. Архитектор

Е. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

7. Религия

Ж. Сбор в пользу государства.

8. Налог

З. Повелитель всего Египта


1

2

3

4

5

6

7

8









___________________________________________________________________________________


1. Дельта

А. Вера в сверхъестественные силы.

2. Папирус

Б. Место, где река делилась на несколько рукавов

3. Фараон

В. Специалист по строительству зданий.

4. Крестьянин

Г. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

для письма.

5. Ремесленник

Д. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6. Архитектор

Е. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

7. Религия

Ж. Сбор в пользу государства.

8. Налог

З. Повелитель всего Египта


1

2

3

4

5

6

7

8










____________________________________________________________________________________


1. Дельта

А. Вера в сверхъестественные силы.

2. Папирус

Б. Место, где река делилась на несколько рукавов

3. Фараон

В. Специалист по строительству зданий.

4. Крестьянин

Г. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

для письма.

5. Ремесленник

Д. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6. Архитектор

Е. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

7. Религия

Ж. Сбор в пользу государства.

8. Налог

З. Повелитель всего Египта


1

2

3

4

5

6

7

8











Р

Е

Л

И

Г

И

Я

Х

Р

О

И

Б

А

С

Т

Е

Т

А

С

С

И

Д

А

Н

У

Т

М

И

Р

А

А

Х

А

Х

Г

Ж

Р

С

Г

М

А

М

Н

Е

Р

И

Е

О

О

Т

Т

У

Б

Е

С

Т

Р

Н

О

Р

М

Н

Ц

А

Н

У

Б

И

С

Т

О

Т




_____________________________________________________________________________





Р

Е

Л

И

Г

И

Я

Х

Р

О

И

Б

А

С

Т

Е

Т

А

С

С

И

Д

А

Н

У

Т

М

И

Р

А

А

Х

А

Х

Г

Ж

Р

С

Г

М

А

М

Н

Е

Р

И

Е

О

О

Т

Т

У

Б

Е

С

Т

Р

Н

О

Р

М

Н

Ц

А

Н

У

Б

И

С

Т

О

Т



Боги

Какие силы природы и занятия они отражали?

1. Ра, Амон, Амон-Ра


2.

Бог тьмы

3. Геб


4.

Богиня неба

5. Тот


6.

Покровительница женщин и их красоты


Боги

Какие силы природы и занятия они отражали?

1. Ра, Амон, Амон-Ра


2.

Бог тьмы

3. Геб


4.

Богиня неба

5. Тот


6.

Покровительница женщин и их красоты


Боги

Какие силы природы и занятия они отражали?

1. Ра, Амон, Амон-Ра


2.

Бог тьмы

3. Геб


4.

Богиня неба

5. Тот


6.

Покровительница женщин и их красоты


Боги

Какие силы природы и занятия они отражали?

1. Ра, Амон, Амон-Ра


2.

Бог тьмы

3. Геб


4.

Богиня неба

5. Тот


6.

Покровительница женщин и их красоты


Боги

Какие силы природы и занятия они отражали?

1. Ра, Амон, Амон-Ра


2.

Бог тьмы

3. Геб


4.

Богиня неба

5. Тот


6.

Покровительница женщин и их красоты



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!