СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Сказочная гжель"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Сказочная гжель"»

Подготовила: учитель искусства МБОУ “Елань-Коленовская СОШ№2” Титова.Н.И

Тема урока:  «Узоры»."Сказочная гжель"

Тип урока: комбинированный (беседа в виде сказки, практическая работа)

Вид занятия: декоративное рисование.

Цель урока: формирование у детей умения составлять узор из элементов Гжельской росписи.

Задачи урока:

-Познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, особенностью росписи.

-Развивать умение составлять эскиз узора из декоративных цветов, листьев для украшения вазы. 
-Продолжить формирование навыков работы художественными материалами (кистью и красками, фломастером)

-Развивать творческое и художественное мышление, воображение, эстетический вкус и фантазию.

-Прививать любовь к прекрасному.

Оборудование:  альбом, краски, гуашь, кисти, баночка с водой,  карандаш,  резинка,  палитра, шаблоны вазы.

Зрительный ряд: презентация «Сказочная гжель», иллюстрации ваз, выставка-ярмарка различных предметов с росписью гжели.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, метод  стимулирования.

ПЛАН УРОКА

Организационный момент (1 мин.)

Повторение изученного материала(5мин.)

Беседа об истории развития Гжельской керамики (5 мин.)

Знакомство с особенностью гжельской росписи (5 мин.)

Практическая работа (24 мин.)

Итог урока (5 мин.)

Ход урока

Урок начинается с входа учащихся в класс под песню, которую исполняет ученица, в одежде с гжельской росписью, сидящая за выставкой гжели и расписывает тарелку.


Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку.

Добрый день 7 класс

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь

Молодцы теперь садитесь

 Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните все свои обиды, беспокойство, раздражения и поднимите карточку, которая соответствует в данный момент вашему настроению.  Я надеюсь, что у всех у вас будет хорошее настроение.  

 И что знания полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.

И так начинаем наш урок

Повторение пройденной темы

-Ребята, а над какой темой мы работали всю четверть?

Уч-ся: Народные промыслы.(1 слайд)

Обращение к выставке: Перед нами народные умельцы приготовили вот такую выставку ярмарку. (Перед классом выставка вещей с росписью гжели: скатерти, бытовая утварь, платки, скульптурки, игрушки, кондитерские изделия и т. д.)

-Связано ли наше сказочное оформление с этой темой?

Учитель:

Если я правильно вас  понимаю,  вы готовы повторить знания, полученные на предыдущих уроках. Скажите, пожалуйста, что такое промысел? (Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение)(2 слайд). А из какого источника можно узнать, что искусство промысла передавалось из поколения в поколение? Народный промысел тесно связан с предметом история. Раскопки археологов говорят о том, что изобразительное искусство зародилось в глубокой древности. Уже в те времена, когда человек пользовался каменным орудием, жил в пещерах и одевался в звериные шкуры, он украшал предметы орнаментом, лепил фигурки людей и животных - передовая тем самым своё представление о мире.

Весь мир поразили открытые в своё время рисунки первобытного человека, найденные в глубинах тёмных трудно доступных пещер. Эти рисунки были выбиты примитивным каменным орудием, при свете факелов. Выразительность этих рисунков на столько велика, что после их открытия наши современники отказываются верить в то, что первобытный человек так чувствовал форму, объём, красоту движений животных и людей. Рисовал он эти рисунки, для того, чтобы украсить своё жильё.

На протяжении многих веков искусство продолжало развиваться и совершенствоваться

Может вы в будущем тоже освоите какой-то промысел, научитесь что-то хорошо изготавливать. Ведь это труд и он заслуживает только похвалы, награды и восхищения.

О каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущих уроках? (О Гжели, Хохломе, Городце, Жостове)

– Хорошо, мы сейчас проверим, как вы запомнили материал предыдущих уроков.

У вас в каждой группе есть кейсы с текстом и вопросами. Ваша задача из текста выбрать правильные ответы и составить небольшой рассказ о данном промысле.









Золотая хохлома



Этот промысел очень старинный. Он возник в 17 веке, а первое упоминание о нём ещё идут со времен Ивана Грозного. Изготовляют здесь изделия из бересты, осины, ольхи и липы, картон, железо, их вытачивают на токарном станке. Точёная расписная утварь, так называемая хохломская посуда, широко известна в нашей стране и за её пределами. Золотую хохлому изготавливают из дерева. Птицы, животные, растительный мир, ягоды, завитки- являются главным мотивом росписи. В золотой хохломе главные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный, чёрный, коричневый, фиолетовый.

1. Из какого материала делают эту красоту мастера? 
2. Главный мотив этой росписи?

3. Какие цвета используют мастера этого промысла? 

Жостово

Этот русский художественный промысел возник в начале 19 века в подмосковной деревне Жостове, где много зелени, воды и лугового простора. Отсюда – такое оформление. Мастера изображали розы, все садовые цветы, крупные и мелкие, птицы, животные. Мастера используют богатую палитру оттенков: голубой, лиловый, красновато-оранжевый, зеленовато-коричневый, бликовка выполнялась белилами. Борта подноса «убирают» золотым узором(уборка)

1.Какие цветы изображали жостовские мастера? 

2. Что такое бликовка? 

3. Что такое уборка? 









1. А как называется этот промысел?

Вот куски металла
Разной формы, цвета,
А на них кусочки
Солнечного лета.
Всё увидел мастер, красками нанёс.
Ну, конечно, это …(Жостовский поднос.)

Жостово

Этот русский художественный промысел возник в начале 19 века в подмосковной деревне Жостове, где много зелени, воды и лугового простора. Отсюда – такое оформление. Мастера изображали розы, все садовые цветы, крупные и мелкие, птицы, животные. Мастера используют богатую палитру оттенков: голубой, лиловый, красновато-оранжевый, зеленовато -каричневый, бликовка выполнялась билилами. Борта подноса «убирают» золотым узором(уборка)

1.Какие цветы изображали жостовские мастера? 

2. Что такое бликовка? 

3. Что такое уборка? 









Городец


Основа городецкой росписи – в цветах: купавка и розан, зеленые веточки,фрукты,рыбы. Мастера предпочитают желтый фон, фиолетовый, чёрный. Есть на Волге город древний, По прозванью – Городец. Чудо – птицы там порхают под названием добро.

1. Какой фон предпочитали мастера? 2. Какие два цветка любимы мастерами? 
3. Какую птицу изображали мастера? 

(Читает подготовленный ученик):

Есть на Волге город древний,
По прозванью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!

Молодцы. Хорошо усвоили пройденный материал.

Изучение нового материала.

Ребята, внимание на доску. Тема нашего урока « Искусство....» Потерялось слово в теме, какое искусство? Давайте вместе потрудимся, найдем это слово и вставим его в тему нашего урока. Смотрите на доске квадратики разных цветов, кто смелый пойдет и выберет из них квадраты только холодных цветов. Иди ……… Мы их переворачиваем, видите здесь буквы, кто составит быстрее слово. Правильно--- Гжель

- как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться? ( Ответы детей).О гжели, о красоте этого промысла, об истории развития. С чем можно сравнить эту красоту?(сказкой)

Так какая же тема нашего урока будет?

тема: «Сказочная гжель».

Сказка это конечно волшебство и чудо.

Учитель:- Итак ребята, мы с вами: 1) познакомимся с промыслом Гжель, его историей и назначением. 2) научимся изображать элементы росписи этого промысла.


2. Рассказ из истории развития Гжельской керамики (5 мин.)

Расскажу я вам сказку… В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. 
Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую.
И решили лепить из неё глиняную посуду разную, да такую, какой свет не видывал. 
Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. (СЛАЙД 2)
200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлась она майолика.
Фаянсовая посуда – из белой глины.
А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белоснежной глины. Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. (СЛАЙД 3)
Прославилось село  удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами. (СЛАЙД 4.5,6,7,8,9).

Задача нашего урока: украсить наши рисунки элементами узора сказочной гжели. А прежде чем украсить, познакомимся с особенностью

гжельской росписи и её элементами узора.

Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге, кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь приобретала блеск. 
За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Да, прежде всего – своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись! (СЛАЙД 9) 
Самый излюбленный узор – гжельская роза.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».
А какими же элементами украшали свои  изделия Гжельские мастера. Давайте посмотрим на слайды. (СЛАЙДЫ 10, 11, 12, 13) 
Узоры, легко выполняются кистью, голубоватым, темно-синим цветом с переливами, придают необыкновенный сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам и другим изделиям, которые кажутся воздушными и радуют глаз. (СЛАЙДЫ 14, 15)
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. (СЛАЙД 16)
Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. (СЛАЙД 17) 

4. Практическая работа

Украшение и, создание своего узора. (СЛАЙД 18)

IV. Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

Учитель: А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Есть у вас набор гжельских шаблонов (учитель называет имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Вам нужно будет расписать в стиле гжель заготовленные шаблоны без предварительного рисунка. Выполняем узоры кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка: всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти. 

Поможете мне расписать их? А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

звучит народная музыка. песня о гжели

Учитель следит за работой, дает советы, исправляет ошибки, стимулирует. (СЛАЙД 19)

Физкультминутка. А сейчас минуточку внимания. Сядьте прямо, расправьте плечи, послушайте свое дыхание. Выполните медленно круговые движения головой (влево, вправо – 2 раза). Поднимаем по очереди то левое плечо, то правое плечо (5 раз). Выполним круговые движения плечевыми суставами (вперед, назад по 5 раз). Проведем гимнастику для глаз стрельба глазами ( )
В процессе самостоятельной работы предоставляю детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь

Рефлексия

. Анализ работ и выставка рисунков.

Ну, а теперь мы с вами зрители.

 Приглашаю посетить нашу художественную галерею.

Понравилось ли вам  работать?

Где  вы  испытывали затруднение при работе ?Чем она отличается от остальных? (Всего одна краска.)

В чём секрет гжельского рисунка? (Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.)

А что вы можете сказать о цвете?(Цвет Гжели – белый фон и голубая роспись.)



Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей, Изучили еще один промысел, научились  владеть кистевой росписью?

А, теперь давайте посмотрим, как мы их добивались.

Молодцы, ребята! Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут


Я думаю, То, что мы сегодня узнали, пригодится вам в  жизни.

Вы все очень хорошо сегодня работали! показали себя, свои знания .


А, теперь давайте посмотрим, как мы их добивались.

Я предлагаю оценить свою работу вам так.

Перед вами на столе 2 шарика белый  синий, вам необходимо прикрепить шарики к елочки.

Если вы считаете у вас все получается  и вы довольны своей работой прикрепите свои шарики повыше к самой макушке. Если вы считаете, что испытываете затруднение при работе с этой темой, прикрепите к серединке. Ну, а если совсем вам трудно было работать прикрепите шарики внизу.

И неважно ребята, где бы не висели ваши шарики, вы были замечательными сегодня художниками-волшебниками.

Но наша гжельская сказка еще не закончена. Я на правах волшебницы -зимы, хочу преподнести вам подарки. Сказочными они будут тогда, когда вы завершите на них роспись до конца. И хочу завершить урок прекрасными словами, которым мы учимся на уроках русского языка, культуры общения, литературы.

Благодарю Вас (СЛАЙД 20)
За внимание, 
За свет души, 
За понимание. 
Пусть проступают 
Сквозь мгновения 
ЦВЕТНЫЕ 
ВОЛНЫ 
ВДОХНОВЕНИЯ!

– Вы все сегодня молодцы, создали и творили свою сказку по выполнению узора. А с каким настроением вы уходите с урока… частушки о гжели. Я рада, что у вас хорошее настроение, и пусть цветные волны вдохновения присутствуют у вас на каждом уроке. Спасибо за урок, до свидания.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!