СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Соцветия".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Соцветия".»


Тема урока: "Соцветия"

Класс: 6

Цель: Раскрыть роль соцветий в жизни растений.

Задачи:

  • Дать представление о простых и сложных соцветиях;

  • Показать разнообразие типов соцветий и их условными обозначениями;

  • Развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия.

  • Показать биологическое значение соцветий и продолжить работу по развитию чувства прекрасного.

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютерная презентация “Соцветия”, учебник.

Методы: словесные: беседа, объяснение; наглядные: демонстрация схем, слайдов.

Тип урока: комбинированный

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Формирование новых понятий.

4. Физкультминутка

5. Закрепление знаний

6. Рефлексия

7. Информирование о домашнем задании

Ход работы:

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний

Тест «Цветок и его строение»

1 вариант

1.Мужской частью цветка являются:

1) тычинки 2) пестики 3) лепестки 4) чашелистики

2. Верхняя часть пестика называется:

1) рыльце 2) завязь 3) столбик 4) пыльник

3. Совокупность чашелистиков и лепестков цветка - это:

1) чашечка 2) венчик 3) околоцветник 4) цветок

4. Обоеполые цветки имеют:

1) только тычинки 2) только пестики 3) тычинки и пестики одновременно

5. Цветок состоит из:

1) сердцевины 2) цветоложа 3) околоцветника 4) пестика 5) тычинок

6. У однодомных растений на одной особи образуются:

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) только мужские цветки

2) только женские цветки

3) и мужские и женские цветки

7. Тычинка состоит из:

1) столбика 2) пыльника 3) завязи 4) тычиночной нити

8. ... - это совокупность лепестков цветка.

Запишите ответ:

__________________________________________

9. Женской частью цветка являются:

1) рыльце пестика 2) пыльник 3) столбик 4) завязь 5) тычиночная нить

10. Соотнести часть цветка и её определение:

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) совокупность лепестков 2) совокупность чашелистиков 3) ось цветка

4) верхняя расширенная часть цветоножки, на которой расположены части цветка

5) совокупность чашелистиков и лепестков

__ цветоножка

__ цветоложе

__ венчик

__ чашечка

__ околоцветник

Ответы:

1) 1; 2) 1; 3) 3; 4) 3; 5) 2; 3; 4; 5; 6) 3; 7) 2; 4; 8) "Венчик". 9) 1; 3; 4; 10) 3; 4; 1; 2; 5;

Тест «Цветок и его строение»

2 вариант

1.Видоизмененный укороченный побег, развивающийся из цветочной почки:

а) стебель б) корень в) лист г) цветок

2. Участок побега между кроющим листом и цветком:

а) цветоложе б) цветоножка в) почка г) лист

3. Ось цветка, на которой располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик:

а) цветоложе б) побег в) цветоножка г) прилистник

4. Наружная часть двойного околоцветника, обычно зеленого цвета, служит для защиты других частей цветка:

а) цветок б) чашечка в) цветоложе г) чашелистик

5.Мужской репродуктивный орган цветка, состоит из тычиночной нити и пыльника:

а) пестик б) завязь в) тычинка г) рыльце

6. Верхняя часть пестика цветка, воспринимающая пыльцу при опылении:

а) завязь б) побег в) столбик г) рыльце

7. Исключите (укажите) лишнее понятие:

А) чашелистик Б) столбик Г) пестик Д) цветоложе В) тычинка

8. Женские половые клетки образуются в:

А) тычинках Б) пестиках В) околоцветнике Г) цветоложе

9. Расширенная часть пестика цветка, которая содержит в себе семязачатки:

а) пестик б) зигота в) завязь г) заросток

10.Совокупность покровных листочков цветка, окружающих и защищающих тычинки и пестик:

а) цветоложе б) побег в) околоплодник г) околоцветник

Ответы:

1. Г 6. Г

2. Б 7. Б

3. А 8. Б

4. Б 9.В

5. В 10. Г





  1. Формирование новых знаний


Ребята, посмотрите на эти два изображения цветков. (Первое изображение – одиночный цветок, второе – соцветие). Скажите, чем они отличаются?

Определяем тему урока.

Скажите, а какие цветки чаще встречаются: одиночные или цветки, собранные в группы?

Вы правы, в природе у большинства растений цветки собраны в группы – соцветия.

Откройте тетради и запишите тему урока: «Соцветия».

Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием соцветий, а затем выясним на сколько вы усвоили данный материал.

Найдите в учебнике определение, что такое соцветие.

Соцветие – это группы цветков, расположенных близко один друг к другу в определенном порядке.

Запишите это определение в тетради.

Из чего же состоит соцветие? В соцветии есть главная ось, на которой расположены цветки или на цветоножках, или сидячие.

- Ребята, давайте вспомним, что такое цветок, какое он имеет строение и какие функции выполняет?

- Ребята, а какие цветки чаще всего собраны в соцветия?

Мелкие

- Исходя из этого, скажите, каково значение соцветий?

Лучше привлекают насекомых, больше вероятность опыления.

У каждого растения соцветие имеет свою форму. Ученые выделили два типа соцветий: простые и сложные.

Если в образовании соцветия – только главная ось, то соцветие образуется простое, если главная ось и отходящие от неё боковые оси, то соцветие образуется сложное. - Зарисуйте в тетрадь таблицу.

Давайте в тетради начертим схему (заполнение схемы по ходу беседы с применением схем соцветий):

Соцветия


Простые (цветки на главной оси) Сложные (цветки на боковых осях)

1.кисть 1. метелка

2.колос 2. сложный колос

3.початок 3. сложный зонтик

4. зонтик 4. завиток

5.корзинка

6. головка

7.щиток

Теперь, давайте разберем подробнее каждый тип соцветий и запишем растения, которые имеют данные виды соцветий. (таблица уч стр 66)





Простые соцветия:

Кисть - на оси соцветия располагаются поочередно цветки на равных цветоножках (черемуха, люцерна).

Колос - на оси соцветия поочередно располагаются сидячие цветки (подорожник).

Щиток - на оси соцветия располагаются поочередно цветки на цветоножках разной длины. У нижних цветков цветоножки более длинные, у верхних совсем короткие, в результате чего цветки находятся на одном уровне - в одной плоскости (спирея, яблоня).

Зонтик - цветки располагаются на вершине оси соцветия на цветоножках равной длины (вишня, сусак, лук).

Головка - цветки располагаются на утолщенной вершине цветоноса без цветоножек или на очень коротких цветоножках (клевер, кровохлебка).

Корзинка - цветки располагаются без цветоножек на блюдцевидно расположенной вершине оси соцветия и окружены обычно измененными листьями, составляющими обертку (подсолнечник).

Початок - цветы без цветоножек располагаются на утолщенной оси.


Сложные соцветия:

Метелка - на главной оси соцветия поочередно располагаются простые кисти (сирень), корзинки (полынь).

Сложный зонтик - на вершине главной оси соцветия на равных осях второго порядка располагаются простые зонтики (морковь, укроп).

Сложный щиток - на главной оси соцветия располагаются простые щитки (рябина) или корзинки (пижма, наголоватка).

Сложный колос - на главной оси соцветия с двух сторон располагаются простые колоски (пшеница, рожь, ячмень).

  1. Физкультминутка

Ребята, давайте проведем небольшую разминку: «Простое – сложное». Если я называю простое соцветие, вы приседаете и встаете, если сложное – стоите: простой колос, сложная кисть, метелка, простой зонтик, корзинка.

  1. Закрепление знаний

Тест по теме: «Соцветия»

1. Соцветия кисть характерно для:

а) кукурузы б) пшеницы в) ландыша г) клевера

2. К сложным соцветиям относятся:

а) кисть б) метелка в) корзинка г) головка

3.У большинства цветков в первую очередь замечаешь:

а) пыльцу б) тычинку в) венчик

4. Установите соответствие

А) Орган растения, на месте которого образуется плод

А) лист Б) корень в) цветок г) стебель

5. Соцветие – это:

А) группы цветков, расположенных близко один к другому в определенной последовательности

Б) видоизмененный побег В) видоизмененный цветок

6. Рефлексия

Ребята, у меня на доске клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите засадить клумбу. У каждого из вас лежат цветки. Если вам понравился урок, то посадите на клумбе розовый цветок, если не очень понравился – желтый цветок, если совсем не понравился – голубой. Ребята, вы замечательно работали на уроке. Как эти ростки ландыша тянутся к свету, так вы стремились к знаниям.

Урок окончен, спасибо всем за работу.

Составить синквейн на тему: «Соцветия»

7. Информирование о домашнем задании

Параграф 35


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!