Просмотр содержимого документа
«Открытый урок прокариотическая клетка бактерии»
МБОУ Брацлавская СОШ Учитель биологии Идрисова А.К. Класс: 7
Дата: 11 сентября 2015 года
Тема урока:
« Прокариотическая клетка. Бактерии»
Тип урока: частично-поисковый.
Цель урока: продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.
Задачи:
Сформировать систему знаний об особенностях строения и жизнедеятельности прокариот, продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся, созданию условий для развития их познавательного интереса, умений мыслительной деятельности;
Развить умения отличать основные части клетки бактерии, самостоятельно работать с учебником, выделять главное и делать выводы о месте бактерий в органическом мире;
Воспитать у учащихся потребность соблюдения норм гигиены, как залог здоровья.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, таблица «Бактерии», «Многообразие живых организмов, компьютер, мультимедийная установка, набор ЭОР.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Личностные УУД:
- знание основных составляющих здорового образа жизни, устойчивой учебно-познавательной мотивации учения (интерес, мотивация)
Познавательные УУД:
- структурирование знаний, представлять результаты работы классу;
- умения работать с различными источниками информации;
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- формулирование проблемы, гипотез, темы урока.
- построение логической цепи рассуждений;
- установление причинно-следственных связей;
- поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные УУД:
- постановка и формулирование проблемы;
- целеполагание;
- планирование путей достижения целей;
- прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
- контроль в форме сличения результата с эталоном;
- оценка - выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.
Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии, аэробы, анаэробы, сапротрофы, патогенные бактерии.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятий | Орг. момент. Актуализация знаний учащихся, формулирование темы урока, постановка его познавательной задачи. Учитель проводит беседу по вопросам: Какие царства природы выделяет современная систематика живых организмов? Что такое систематика? Какие систематические категории вам известны? Кто из ученых является основоположником систематики? Чем отличается естественная систематика от искусственной ? Тест: Все растения, населяющие Землю, объединяют в систематическую группу А) семейство Б) отряд; В) тип; Г) царство Первую естественную классификацию видов создал… А) К. Линней; Б) Ч. Дарвин; В) Аристотель; Г) Теофраст; Грибы представляют собой… А) класс; Б) отряд; В) царство; Г) род; В природе не может существовать самостоятельно? А) простейшее животное; Б) бактериальная клетка; В) плавник рыбы; Г) береза; Оболочка Земли, населенная живыми организмами, - это А) популяция; Б) биоценоз; В) биосфера. Представители этого царства живут повсюду в воздухе, воде, почве. Загадка: «Есть в прудах, полях и парке Невидимки-санитарки!» Маршрутный лист урока по теме «Прокариотическая клетка. Бактерии» 1.Происхождение бактерий 2.Среда обитания прокариот 3.Размеры и формы 4.Особенности строения 5.Дыхание 6.Питание 7.Размножение 8.Роль в природе и жизни человека | Отвечают на вопросы устно. 1-й уч-ся у доски составляет кластер « Царства живых организмов» 2-й уч-ся составляет схему систематических категорий 3,4,5,6 уч-ся работают с тестами Отвечают на вопрос-загадку и определяют тему урока, задачи и цели. Получают маршрутные листы |
Целеполагание. Определение целей и задач урока | Запишите тему урока: « Царство Прокариоты. Бактерии» Все бактерии – прокариоты. Их изучает наука микробиология. Бактерии имеют следующее строение: цитоплазма, мембрана, клеточная оболочка, ядерное вещество (ДНК). При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры (вокруг бактерии образуется плотная оболочка) – защитная функция. По способу питания: автотрофы, сапрофиты, паразиты. Таким образом, бактерии – низшие живые организмы, прокариоты, обитающие повсеместно. Используя текст учебника стр.13-15: 1 ряд – вопросы 1,2,3 , 2 ряд – вопросы 4,5,6 ,3 ряд – вопросы 7,8. Подумайте, почему на каждом продукте, который вы покупаете в магазине, на этикетке есть надпись: “Употребить до...” или “Срок хранения ...” Что вы знаете о том, как продлевают срок хранения продуктов? Почему ваша мама и бабушка все время настаивают на том, чтобы вы мыли руки после улицы, посещения туалета и перед едой? Как вы думаете, есть ли в организме человека какой-то природный барьер против проникновения бактерий? Тест: А) прокариоты; Б) эукариоты; В) неклеточная форма жизни; А) шаровидной; Б) извитой; В) крючковидной; Г) палочковидной; при неблагоприятных условиях бактерии образуют А) цисту; Б) спору; В) зиготу; А) Левенгук; Б) Пастер; В) Гук; Г) Мендель; все бактерии, населяющие планету Земля, объединяют в царство А) прокариоты, Б) грибы, В) растения, Г) животные | Записывают тему урока. Просмотр ЭОР, работа в Р. Т. с рис.5 стр.7 Работа с учебником стр.13 и Р.Т задание 6. Прослушивают ЭОР и работают с маршрутным листом Отвечают на вопросы. Обсуждение. Выступления учащихся от каждой группы, ведут записи в тетрадях Отвечают на вопросы теста и познавательных задач |
Первичное осмысление и применение знаний | Устно: 1.Если молоко прокисло, значит, в нём поселились ...
2. Как называется отрасль промышленности, использующая процессы жизнедеятельности бактерий?
3. Какие бактерии живут в симбиозе с человеком?
4. Какие бактерии можно назвать санитарами Земли?
5. В каком состоянии находятся бактерии в замороженных продуктах?
6. К какой группе по способу питания относятся бактерии гниения (сапрофиты или паразиты)? | |
Рефлексия | В тетради дать определение следующим терминам: пастеризация, микробиология, сапрофиты, паразиты. Все определения выучить. Практическое задание 1.В две стеклянные банки поместите различные растительные остатки – сухие листья, траву. В одной банке их увлажнить, а в другой – оставьте сухими. Обе банки оставьте в теплом месте. 2.Налейте в одну чистую банку 100 мл пастеризованного молока, а в другую – 100 мл свежего молока. Банки плотно закройте крышками. Поставьте обе банки в теплое место. | Постановка опыта и его прогнозирование. Слайды презентации и их комментарии |
Итоги урока. Домашнее задание | - Мы сегодня с вами говорили о бактериях, их строении, свойствах и многообразии. - Какой вывод вы можете сделать из нашего урока? 1. практическая работа учебник стр 13-16 3. сообщения на тему: «Туберкулез», «Тиф», «Столбняк»; Опережающее задание для отдельных учащихся : подготовьте сообщение о патогенных бактериях, роли в жизни человека. | Подводят итоги 1-й ученик составляет « цветок лотоса» ТРКМ 2-й ученик «Синквейн» Остальные на маршрутных листах |
|
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к уроку»
Пояснительная записка к уроку биологии в 7 классе по теме « Прокариотическая клетка. Бактерии» учителя биологии МБОУ Брацлавская СОШ Идрисовой А.К.
Естественно-научное направление.
Программа для общеобразовательных учреждений биология 6-11 классы.
Раздел 1. Царство Прокариоты, количество часов в неделю — 2, за год — 70.
Методическая разработка открытого урока по учебному предмету Биология, учебнику В.Б. Захаров, Н.И. Сонин М. Дрофа 2010 г. Биология «Многообразие живых организмов» для учащихся 7 класса.
В классе 16 человек: 6 мальчиков, 10 девочек. На уроке отсутствовали два ученика. Класс имеет средний творческий потенциал. Успеваемость составляет - 100%, качество – 40%.У каждого ученика имеется свободная морально-психологическая позиция, т.е какая-либо удовлетворенность классом, его успехами. Учащиеся свободно выражают свои мнения. Общий уровень дисциплины в классе – допустимый. Дети не отвлекаются во время учебных занятий на посторонние дела и стараются не отвлекать друг друга.
Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам.
В данной теме урока учащиеся подробно изучают особенности строения и жизнедеятельности прокариот, их роли в природе и жизни человека.
Ученики должны владеть основными понятиями темы, какое место занимают бактерии на Земле, почему прокариот выделяют в отдельное царство. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения новых знаний, идет процесс формирования интереса к изучению темы, воспитания, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний, на основе деятельностного подхода.
Школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. Учащиеся должны уметь давать объяснения особенностям строения и жизнедеятельности прокариот в сравнении с представителями различных царств живой природы.
Просмотр содержимого презентации
«Прокариотическая клетка. Бактерии.»