СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Бактерии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовый открытый урок  с применением презентации и лабораторной работы.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок прокариотическая клетка бактерии»

МБОУ Брацлавская СОШ Учитель биологии Идрисова А.К. Класс: 7


Дата: 11 сентября 2015 года


Тема урока:

« Прокариотическая клетка. Бактерии»


Тип урока: частично-поисковый.


Цель урока: продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.


Задачи:

  • Сформировать систему знаний об особенностях строения и жизнедеятельности прокариот, продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся, созданию условий для развития их познавательного интереса, умений мыслительной деятельности;

  • Развить умения отличать основные части клетки бактерии, самостоятельно работать с учебником, выделять главное и делать выводы о месте бактерий в органическом мире;

  • Воспитать у учащихся потребность соблюдения норм гигиены, как залог здоровья.


Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, таблица «Бактерии», «Многообразие живых организмов, компьютер, мультимедийная установка, набор ЭОР.


Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Личностные УУД:

- знание основных составляющих здорового образа жизни, устойчивой учебно-познавательной мотивации учения (интерес, мотивация)

Познавательные УУД:

- структурирование знаний, представлять результаты работы классу;

- умения работать с различными источниками информации;

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- формулирование проблемы, гипотез, темы урока.

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;


- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные УУД:

- постановка и формулирование проблемы;

- целеполагание;

- планирование путей достижения целей;

- прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

- контроль в форме сличения результата с эталоном;

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.

Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии, аэробы, анаэробы, сапротрофы, патогенные бактерии.







Ход урока

Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятий


  • Орг. момент.

  • Актуализация знаний учащихся, формулирование темы урока, постановка его познавательной задачи.

  • Учитель проводит беседу по вопросам: Какие царства природы выделяет современная систематика живых организмов? Что такое систематика? Какие систематические категории вам известны? Кто из ученых является основоположником систематики? Чем отличается естественная систематика от искусственной ?


Тест:

    1. Все растения, населяющие Землю, объединяют в систематическую группу

А) семейство Б) отряд; В) тип; Г) царство


    1. Первую естественную классификацию видов создал…

А) К. Линней; Б) Ч. Дарвин; В) Аристотель; Г) Теофраст;


    1. Грибы представляют собой…

А) класс; Б) отряд; В) царство; Г) род;


    1. В природе не может существовать самостоятельно?

А) простейшее животное; Б) бактериальная клетка; В) плавник рыбы; Г) береза;


    1. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, - это

А) популяция;

Б) биоценоз;

В) биосфера.


Представители этого царства живут повсюду в воздухе, воде, почве.

 

Загадка: «Есть в прудах, полях и парке

               Невидимки-санитарки!»


Маршрутный лист урока по теме «Прокариотическая клетка. Бактерии»

1.Происхождение бактерий

2.Среда обитания прокариот

3.Размеры и формы

4.Особенности строения

5.Дыхание

6.Питание

7.Размножение

8.Роль в природе и жизни человека



Отвечают на вопросы устно.




1-й уч-ся у доски составляет кластер « Царства живых организмов»


2-й уч-ся составляет схему систематических категорий

3,4,5,6 уч-ся работают с тестами


















Отвечают на вопрос-загадку и определяют тему урока, задачи и цели. Получают маршрутные листы


Целеполагание. Определение целей и задач урока


Запишите тему урока:


« Царство Прокариоты. Бактерии»



  • Все бактерии – прокариоты. Их изучает наука микробиология. Бактерии имеют следующее строение: цитоплазма, мембрана, клеточная оболочка, ядерное вещество (ДНК).


  • подпишите схему, сделайте обозначения.


  • По внешнему строению различают:


  • При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры (вокруг бактерии образуется плотная оболочка) – защитная функция. По способу питания: автотрофы, сапрофиты, паразиты.

  • Таким образом, бактерии – низшие живые организмы, прокариоты, обитающие повсеместно.

  • Используя текст учебника стр.13-15: 1 ряд – вопросы 1,2,3 , 2 ряд – вопросы 4,5,6 ,3 ряд – вопросы 7,8.


Подумайте, почему на каждом продукте, который вы покупаете в магазине, на этикетке есть надпись: “Употребить до...” или “Срок хранения ...” Что вы знаете о том, как продлевают срок хранения продуктов? Почему ваша мама и бабушка все время настаивают на том, чтобы вы мыли руки после улицы, посещения туалета и перед едой? Как вы думаете, есть ли в организме человека какой-то природный барьер против проникновения бактерий?


Тест:

    1. бактерии – это…

А) прокариоты; Б) эукариоты; В) неклеточная форма жизни;

    1. бактерии не имеют форму

А) шаровидной; Б) извитой; В) крючковидной; Г) палочковидной;

    1. при неблагоприятных условиях бактерии образуют

А) цисту; Б) спору; В) зиготу;

    1. впервые бактерии открыл

А) Левенгук; Б) Пастер; В) Гук; Г) Мендель;

    1. все бактерии, населяющие планету Земля, объединяют в царство А) прокариоты, Б) грибы, В) растения, Г) животные


Записывают тему урока.





Просмотр

ЭОР, работа в Р. Т. с рис.5 стр.7



Работа с учебником стр.13 и Р.Т задание 6.


Прослушивают ЭОР и работают с маршрутным листом



Отвечают на вопросы.

Обсуждение.



Выступления учащихся от каждой группы, ведут записи в тетрадях






Отвечают на вопросы теста и познавательных задач






Первичное осмысление и применение знаний

Устно: 1.Если молоко прокисло, значит, в нём поселились ...

2. Как называется отрасль промышленности, использующая процессы
жизнедеятельности бактерий?

3. Какие бактерии живут в симбиозе с человеком?

4. Какие бактерии можно назвать санитарами Земли?

5. В каком состоянии находятся бактерии в замороженных продуктах?

6. К какой группе по способу питания относятся бактерии гниения (сапрофиты или паразиты)?





Рефлексия


В тетради дать определение следующим терминам: пастеризация, микробиология, сапрофиты, паразиты. Все определения выучить.

Практическое задание

1.В две стеклянные банки поместите различные растительные остатки – сухие листья, траву. В одной банке их увлажнить, а в другой – оставьте сухими. Обе банки оставьте в теплом месте.

2.Налейте в одну чистую банку 100 мл пастеризованного молока, а в другую – 100 мл свежего молока. Банки плотно закройте крышками. Поставьте обе банки в теплое место.


Постановка опыта и его прогнозирование.

Слайды презентации и их комментарии


Итоги урока. Домашнее задание



- Мы сегодня с вами говорили о бактериях, их строении, свойствах и многообразии.


- Какой вывод вы можете сделать из нашего урока?


1. практическая работа

  1. учебник стр 13-16


3. сообщения на тему: «Туберкулез», «Тиф», «Столбняк»;

Опережающее задание для отдельных учащихся : подготовьте сообщение о патогенных бактериях, роли в жизни человека.


Подводят итоги

1-й ученик составляет « цветок лотоса» ТРКМ

2-й ученик «Синквейн»

Остальные на маршрутных листах






Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к уроку»

Пояснительная записка к уроку биологии в 7 классе по теме « Прокариотическая клетка. Бактерии» учителя биологии МБОУ Брацлавская СОШ Идрисовой А.К.

Естественно-научное направление.

Программа для общеобразовательных учреждений биология 6-11 классы.

Раздел 1. Царство Прокариоты, количество часов в неделю — 2, за год — 70.

Методическая разработка открытого урока по учебному предмету Биология, учебнику В.Б. Захаров, Н.И. Сонин М. Дрофа 2010 г. Биология «Многообразие живых организмов» для учащихся 7 класса.

В классе 16 человек: 6 мальчиков, 10 девочек. На уроке отсутствовали два ученика. Класс имеет средний творческий потенциал. Успеваемость составляет - 100%, качество – 40%.У каждого ученика имеется свободная морально-психологическая позиция, т.е какая-либо удовлетворенность классом, его успехами. Учащиеся свободно выражают свои мнения. Общий уровень дисциплины в классе – допустимый. Дети не отвлекаются во время учебных занятий на посторонние дела и стараются не отвлекать друг друга.

Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам.

В данной теме урока учащиеся подробно изучают особенности строения и жизнедеятельности прокариот, их роли в природе и жизни человека.

Ученики должны владеть основными понятиями темы, какое место занимают бактерии на Земле, почему прокариот выделяют в отдельное царство. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения новых знаний, идет процесс формирования интереса к изучению темы, воспитания, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний, на основе деятельностного подхода.

Школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. Учащиеся должны уметь давать объяснения особенностям строения и жизнедеятельности прокариот в сравнении с представителями различных царств живой природы.



Просмотр содержимого презентации
«Прокариотическая клетка. Бактерии.»

ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА. БАКТЕРИИ. МБОУ  Брацлавская СОШ учитель биологии Идрисова А.К

ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА. БАКТЕРИИ.

МБОУ Брацлавская СОШ

учитель биологии Идрисова А.К

БАКТЕРИИ – «ВЕЛИКИЕ МОГИЛЬЩИКИ ПРИРОДЫ»       ЛУИ ПАСТЕР.

БАКТЕРИИ – «ВЕЛИКИЕ МОГИЛЬЩИКИ ПРИРОДЫ» ЛУИ ПАСТЕР.

  • Эти маленькие организмы создали жизнь на Земле, совершают глобальный круговорот веществ в природе, а также стоят на службе у человека.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА

  • Происхождение бактерий
  • Среда обитания прокариот
  • Размеры
  • Формы
  • Строение
  • Дыхание
  • Питание
  • Размножение
  • Роль в природе и жизни человека
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОКАРИОТ  Первоначально появились в бескислородной среде 2,5-3 млрд. лет назад в морях

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОКАРИОТ

Первоначально появились в бескислородной среде 2,5-3 млрд. лет назад в морях

СРЕДА ОБИТАНИЯ ПРОКАРИОТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ ПРОКАРИОТ

  • Атмосфера
  • Гидросфера
  • Литосфера
  • Внутри организмов
РАЗМЕРЫ БАКТЕРИЙ  Размеры бактериальных клеток колеблются в пределах от 1 до 10-15 мкм

РАЗМЕРЫ БАКТЕРИЙ

Размеры бактериальных клеток колеблются в пределах от 1 до 10-15 мкм

ФОРМА БАКТЕРИЙ

ФОРМА БАКТЕРИЙ

  • Кокки
  • Диплококки
  • Тетракокки
  • Стрептококки
Сарцины   Стафилококи    Палочки (бациллы)
  • Сарцины
  • Стафилококи
  • Палочки (бациллы)
Спириллы   Спирохеты    Вибрионы
  • Спириллы
  • Спирохеты
  • Вибрионы
СТРОЕНИЕ БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ

СТРОЕНИЕ БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ

  • На поверхности бактерий часто заметны разного рода жгутики (пилли) и ворсинки (фимбии) – органоиды движения, с помощью которых они передвигаются путем скольжения.
СТРОЕНИЕ БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ  1 — клеточная стенка,  2 — наружная цитоплазматическая мембрана,  3 — хромосома (кольцевая молекула ДНК),  4 — впячивание наружной цитоплазматической мембраны,  5 — вакуоли,  6 — мезосома (вырост наружной мембраны),  7 — стопки мембран, в которых осуществляется фотосинтез,  8 — рибосома,  9 — жгутики.

СТРОЕНИЕ БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ

1клеточная стенка, 2наружная цитоплазматическая мембрана, 3хромосома (кольцевая молекула ДНК), 4впячивание наружной цитоплазматической мембраны, 5вакуоли, 6мезосома (вырост наружной мембраны), 7стопки мембран, в которых осуществляется фотосинтез, 8рибосома, 9жгутики.

ДЫХАНИЕ БАКТЕРИЙ  По отношению к кислороду прокариоты делятся на две группы:

ДЫХАНИЕ БАКТЕРИЙ

По отношению к кислороду прокариоты делятся на две группы:

  • анаэробные (не нуждающиеся в кислороде);
  • аэробные, (живущие в кислородной среде);
  • некоторые бактерии могут жить как в бескислородной, так и в кислородной средах
ПИТАНИЕ По способам питания делятся на:

ПИТАНИЕ

По способам питания делятся на:

  • автотрофы - получают энергию за счет фотосинтеза (цианобактерии) и хемосинтеза (железобактерии, азотобактер, пурпурные серобактерии);
  • гетеротрофы –получают энергию за счет готовых органических веществ. Гетеротрофы, в свою очередь, подразделяются на сапротрофы, паразиты и симбионты .
БАКТЕРИИ-ПАРАЗИТЫ

БАКТЕРИИ-ПАРАЗИТЫ

  • Паразиты – это бактерии, которые питаются за счет клеток живых организмов, вызывая заболевания (мучнистая роса, виноградная филлоксера, палочка Коха (туберкулезная), столбнячная палочка, дизентерийная палочка, холерный вибрион и др.)
РАЗМНОЖЕНИЕ

РАЗМНОЖЕНИЕ

  • У бактерий выделяют два способа размножения: путем деления клетки надвое и половой
  • Многим бактериям свойственно спорообразование. Споры возникают, когда ощущается недостаток в питательных веществах или когда в среде накапливаются продукты обмена, т.е. возникают неблагоприятные условия
РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

  • Получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий (на рис. бифидобактерии)
  • Различные виды гнилостных бактерий вызывают порчу пищевых продуктов. Сальмонеллез, ботулизм, холера дизентерия, являются заболеваниями, связанными с употреблением испорченных продуктов.
  • Коклюш, туберкулез, чума, венерические заболевания, столбняк, воспаление легких и многие другие передаются воздушно – капельным или половым путем.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!