III. Актуализация знаний | Самостоятельная работа. Предлагаю вам выполнить самостоятельно следующие задания: 1 вариант. Инструкция к заданию В каждом из нижеследующих предложений не хватает одного слова. Из четырех приведенных слов выберите одно, которое правильно дополняет данное предложение. Запишите это слово в бланк ответов. 1. Раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку) – это… а) орфоэпия, б) фонетика, в) графика, г) синтаксис. 2.Раздел языкознания, изучающий начертания букв, соотношение со звуками – это… а) синтаксис, б) фонетика, в) орфоэпия, г) графика. 3.Раздел языкознания, изучающий правила произношения и ударения – это… а) синтаксис, б) фонетика, в) орфоэпия, г) графика. 4.Замена глухого согласного соответствующим по парности звонким в определенных положениях называется… а) озвончение, б) смягчение, в) оглушение, г) отвердение. 5. Замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова или перед глухим согласным называется… а) озвончение, б) смягчение, в) оглушение, г) отвердение. 2 вариант. Инструкция к заданию К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое будет противоположно с ним по смыслу, т.е. слово-антоним. Это слово следует записать в бланк ответов. 1. Твёрдый – а) покладистый, б) мягкий, в) нерешительный, г) мягкотелый. 2.Звонкий – а) грубый, б) тусклый, в) глухой, г) приглушенный. 3.Парный – а) одиночный, б) неровня, в) единственный, г) непарный. 4.Букву видим и пишем, а звук … и… а) произносим, б) говорим, в) слышим, г) читаем. Теперь объединитесь по вариантам, проверьте свои ответы. Если есть несовпадения, то необходимо доказать, почему этот ответ должен быть верным. Проверка по эталону. Один из представителей группы должен рассказать информацию, которую повторили, другой. | Выполняют задания и вносят результаты в бланки ответов. Объединяются по своим вариантам и обсуждают, доказывая свой ответ. Проверяют ответы с эталоном. Рассказывают друг другу. | 10 |
IV. Закрепление изученного материала | Выполните в парах следующие задания: 1.Сколько звуков [ц] в словах предложения: «Путешественницы скоро отправятся в Петропавловск-Камчатский»? 2.Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими? 3.Выпишите слова, в которых: а) количество букв совпадает с количеством звуков; б) букв больше, чем звуков; в) звуков больше, чем букв. Сошью, модель, вестник, домовой, подъём, мель, ягнёнок, музейный, бульон, гость, вьётся, местный, юг. 4.Назовите слова, в которых происходит: а) оглушение согласных звуков; б) озвончение согласных звуков. Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба. ( а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка; б) озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.). 5.Вставьте пропущенные буквы и определите, как передаётся на письме звук [ш‘]. Изво_ик, пере_итать, до_атый, разно_ик, весну_атый, му_ина. 6.Прочитайте вслух слова. В каких случаях чн произносится как [чн], [шн], возможно двоякое произношение? Скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, точечный, подсвечник, двоечник, неудачный, булочная, беспорядочный, точно, девичник, горчичник, горничная, тренировочный, копеечный. 7. Прочитайте вслух иностранные слова с гласной е и определите произношение предшествующего согласного. Кафе, музей, тезис, патент, кашне, дезинфекция, пастеризация, кортеж, профессор, эссе, ремарка, патетика, дебют, претензия, депрессия, свитер, неологизм, принтер, компетентность, энергия. | Выполняют в парах задания, обсуждают. | 20 |