СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Фонетика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум. Цель урока - обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и графике

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Фонетика"»

Аннотация к уроку

Тема: Фонетика. 10 класс

Тип урока: урок повторения и систематизации изученного.

Форма проведения: урок-практикум.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике и графике.

Задачи:

Образовательные: закрепить умения находить основные звуковые процессы в словах.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, любви к русскому языку.

Развивающие: совершенствовать навыки фонетического разбора.

Планируемый результат:

Личностные: развивать познавательные мотивы, самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи, планировать пути достижения целей.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы.

Коммуникативные: умение организовывать самостоятельную деятельность, владеть письменной и устной речью, аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные: работать с текстом.

Предметные: развивать познавательные интересы.

Методы и приемы: практический метод.

Формы организации деятельности учащихся: самостоятельная, парная, коллективная.



















Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Тема нашего урока «Фонетика». Тема для вас не новая, с этим разделом языкознания вы знакомились в предыдущих классах. Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.

Учащиеся приветствуют учителя.

1

II. Постановка цели урока

- Обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике.

- Закрепить умения находить основные звуковые процессы в словах.

- Совершенствовать навыки частичного и полного фонетического разбора.

Возможные предложения учащихся

2

III. Актуализация знаний

Самостоятельная работа. Предлагаю вам выполнить самостоятельно следующие задания:

1 вариант.

Инструкция к заданию

В каждом из нижеследующих предложений не хватает одного слова. Из четырех приведенных слов выберите одно, которое правильно дополняет данное предложение. Запишите это слово в бланк ответов.


1. Раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку) – это…

а) орфоэпия, б) фонетика, в) графика, г) синтаксис.

2.Раздел языкознания, изучающий начертания букв, соотношение со звуками – это…

а) синтаксис, б) фонетика, в) орфоэпия, г) графика.

3.Раздел языкознания, изучающий правила произношения и ударения – это…

а) синтаксис, б) фонетика, в) орфоэпия, г) графика.

4.Замена глухого согласного соответствующим по парности звонким в определенных положениях называется…

а) озвончение, б) смягчение, в) оглушение, г) отвердение.

5. Замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова или перед глухим согласным называется…

а) озвончение, б) смягчение, в) оглушение, г) отвердение.

2 вариант.

Инструкция к заданию

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое будет противоположно с ним по смыслу, т.е. слово-антоним. Это слово следует записать в бланк ответов.

1. Твёрдый –

а) покладистый, б) мягкий, в) нерешительный, г) мягкотелый.

2.Звонкий –

а) грубый, б) тусклый, в) глухой, г) приглушенный.

3.Парный –

а) одиночный, б) неровня, в) единственный, г) непарный.

4.Букву видим и пишем, а звук … и…

а) произносим, б) говорим, в) слышим, г) читаем.

Теперь объединитесь по вариантам, проверьте свои ответы. Если есть несовпадения, то необходимо доказать, почему этот ответ должен быть верным.

Проверка по эталону.

Один из представителей группы должен рассказать информацию, которую повторили, другой.

Выполняют задания и вносят результаты в бланки ответов.









































Объединяются по своим вариантам и обсуждают, доказывая свой ответ.

Проверяют ответы с эталоном.

Рассказывают друг другу.

10

IV. Закрепление изученного материала

Выполните в парах следующие задания:

1.Сколько звуков [ц] в словах предложения: «Путешественницы скоро отправятся в Петропавловск-Камчатский»?

2.Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими?

3.Выпишите слова, в которых:

а) количество букв совпадает с количеством звуков;

б) букв больше, чем звуков;

в) звуков больше, чем букв.

Сошью, модель, вестник, домовой, подъём, мель, ягнёнок, музейный, бульон, гость, вьётся, местный, юг.

4.Назовите слова, в которых происходит:

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

( а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;

б) озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.).

5.Вставьте пропущенные буквы и определите, как передаётся на письме звук [ш‘].

 Изво_ик, пере_итать, до_атый, разно_ик, весну_атый, му_ина.

6.Прочитайте вслух слова. В каких случаях чн произносится как [чн], [шн], возможно двоякое произношение?

Скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, точечный, подсвечник, двоечник, неудачный, булочная, беспорядочный, точно, девичник,  горчичник, горничная, тренировочный, копеечный.

7. Прочитайте вслух иностранные слова с гласной е и определите произношение предшествующего согласного.

Кафе, музей, тезис, патент, кашне, дезинфекция, пастеризация, кортеж, профессор, эссе, ремарка, патетика, дебют, претензия, депрессия, свитер, неологизм, принтер, компетентность, энергия.

Выполняют в парах задания, обсуждают.

20

V. Итоги урока


Запишите вывод, что мы сегодня с вами повторили, что вспомнили, а затем озвучьте сделанные выводы.

Записывают выводы, затем озвучивают их.

3

VI. Рефлексивно-оценочный

- Ставит перед учащимися задачу:

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило………

Оцениваются более активные учащиеся.

Выполняют поставленную задачу.

3

VII. Домашнее задание

Комментируют домашнее задание.

Составьте тесты или разработайте задания (10-15 заданий) по теме «Фонетика» по образцу заданий, выполненных в классе.

Слушают комментарий к домашнему заданию, записывают в дневники.

1

Молодцы! Спасибо за внимание! Можете быть свободны!

































Приложение

Самостоятельная работа

1 вариант.

Инструкция к заданию

В каждом из нижеследующих предложений не хватает одного слова. Из четырех приведенных слов выберите одно, которое правильно дополняет данное предложение. Запишите это слово в бланк ответов.


1. Раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку) – это…

а) орфоэпия, б) фонетика, в) графика, г) синтаксис.

2.Раздел языкознания, изучающий начертания букв, соотношение со звуками – это…

а) синтаксис, б) фонетика, в) орфоэпия, г) графика.

3.Раздел языкознания, изучающий правила произношения и ударения – это…

а) синтаксис, б) фонетика, в) орфоэпия, г) графика.

4.Замена глухого согласного соответствующим по парности звонким в определенных положениях называется…

а) озвончение, б) смягчение, в) оглушение, г) отвердение.

5. Замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова или перед глухим согласным называется…

а) озвончение, б) смягчение, в) оглушение, г) отвердение.


2 вариант.

Инструкция к заданию

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое будет противоположно с ним по смыслу, т.е. слово-антоним. Это слово следует записать в бланк ответов.

1. Твёрдый –

а) покладистый, б) мягкий, в) нерешительный, г) мягкотелый.

2.Звонкий –

а) грубый, б) тусклый, в) глухой, г) приглушенный.

3.Парный –

а) одиночный, б) неровня, в) единственный, г) непарный.

4.Букву видим и пишем, а звук … и…

а) произносим, б) говорим, в) слышим, г) читаем.







Бланк ответов

Ваши ответы


Слово, которое правильно дополняет данное предложение:

1. Раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку) – это…______________________________________________________________________________________________________________

2.Раздел языкознания, изучающий начертания букв, соотношение со звуками – это…___________________________________________________

3.Раздел языкознания, изучающий правила произношения и ударения – это…_________________________________________________________

4.Замена глухого согласного соответствующим по парности звонким в определенных положениях называется…____________________________

5. Замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова или перед глухим согласным называется…______________________________



Бланк ответов

Ваши ответы


Слово-антоним

1. Твёрдый –

2.Звонкий –

3.Парный –

4.Букву видим и пишем, а звук … и…