Организационный этап. Самоопределение к деятельности. | Ребята, у нас на уроке гости. Поприветствуем их кивком головы и поделимся улыбкой. Садитесь. «Давайте же, дети, учиться начнём И знания светлые нити Навек в благодарную память вплетём». - Я желаю, чтобы каждый из вас сделал маленькое открытие. А помогут нам в этом …внимание на экран. (Слайд1 фрагмент видео «В мире много сказок»). Учитель останавливает видео. У доски декорация «Теремок». Ребята, из каких сказок эти герои? (сказки авторские и народные) | Дети улыбаются гостям и друг другу. Из-за ширмы-декорации выходят дети в костюмах героев сказок со словами. «Свет мой, зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» (А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях) «Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?» (русская народная сказка «Гуси-лебеди») «Эй, люди добрые, если вы не скажете, что все эти хлеба принадлежат маркизу де Карабасу, вас всех погубят!» (Шарль Перро «Кот в сапогах». Лиса. Терем-теремок, кто в тереме живет? (русская народная сказка «Теремок» Дети выстраиваются у доски. Учащиеся отвечают. Дети-герои садятся на места. | Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу) Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности) | |
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. | Вспомните слова и действия, с которыми они выходили. Как вы думаете, почему урок начали со сказок, несмотря на то, что сейчас не чтение, а русский язык? Что такое обращение? Где можем найти точное определение? Прочитаем его, а потом сравним с тем, которое дано в учебнике. Обратите внимание на то, как пишется это слово. Оно словарное, написание надо запомнить. В устной речи все предельно ясно. Для чего мы говорим об этом на уроке русского языка? Какая речь еще бывает? Чему мы будем учиться? Это и будет целью нашего урока. | Они обращались к кому-либо, чему-либо. Потому что в сказках этих встречается обращение и будем изучать эту тему Варианты детей. Варианты ответов (словарь, википедия) Один ученик находит в интернете определение и выводит на экран Обращение – это 1) призыв, речь или просьба, обращённые к кому-чему-нибудь; 2) процесс обмена, оборота, участие в употреблении. Для того, чтобы правильно писать предложения с обращением. | Познавательные (умение извлекать информацию) | |
Постановка учебной задачи. Минутка чистописания Словарная работа | Тема урока: «Обращение. Знаки препинания при обращении». (слайд2) Этот урок будет больше уроком-беседой. А следующий мы посвятим письменному закреплению знаний. Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. - Давайте составим план работы. - Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении? Примерный план. 1. Что такое обращение? Какую роль играют обращения в речи. 2. Какие знаки препинания необходимо поставить в предложении с обращением? 3. Где обращение может находиться в предложении? Запишите число, классная работа. Минутка чистописания .(Для чего она нужна?) Оо об бр ра ащ ще ен ние Словарь (один ученик на доске пишет, остальные – в тетрадях) Обращение, яблоко, яблоня (один ученик на доске фон.разбор слова ЯБЛОНЯ), терем. К какой части речи относятся эти слова? Определить склонение данных существительных и доказать. Слайд 3. Правильное обращение – успешное общение. Что записано? Как вы ее понимаете? У человека тонкая и ранимая душа, подбирайте слова, когда обращаетесь к кому-то. Неудачное обращение может насторожить и даже обидеть. Посмотрите лингвистическую сказку об обращении. Слайд 4 (фрагмент видео) О чем эта сказка? Предлагаю в парах вполголоса обратиться друг к другу и сделать комплимент. Как приятно слышать вежливого человека! Запишите в тетрадь поговорку. Пока пишут, сигнал в соседний класс. Мы с вами говорим об обращении в контексте изучения большого раздела. Какого? Звонок по скайпу. Ученица 2 класса «Ребята, помогите вспомнить, что такое предложение» Тайны русского языка не имеют границ. Во втором классе мы знали о предложении гораздо меньше. С каждым уроком, с новым годом обучения вы будете открывать для себя что-то новое. Сколько в русском языке падежей? (6 падежей). - Я открою вам маленький секрет: раньше в древнерусском языке существовал седьмой падеж - «звательный». Этот падеж со временем исчез из языка, а звательная интонация осталась. Как вы думаете, где? Как в русском языке называется слово, которое зовёт? (обращение) | (На доске появляется тема урока). Дети с учителем планируют деятельность на уроке Ответы детей. Дети пишут в тетрадях. Двое работают у доски (один словарь пишет, другой делает фон.разбор) Поговорка. Ответы детей. Записывают. О вежливом обращении. Несколько пар учеников озвучивают комплименты. Предложение Ответы детей в скайп. | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответсвии с задачей, планировать деятельность) | |
Построение выхода из затруднений («открытие»). | Предлагаю начать исследование. Для фиксации используем маршрутный лист. Подпишите его. 1 – ое исследование . Вспомните, к кому обращались герои в начале урока. Какой признак сущ. можно выделить? Значит, к каким предметам можно обращаться? Если на этом этапе всё понятно, поставьте знак +, если нет - минус | Дети участвуют в диалоге. Одушевленное, неодушевленное. К одушевленным и неодушевленным. | Познавательные (умение ориентироваться в раздаточном материале, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы) | |
Слайд 6 Слайд 7 Физминутка для глаз. Слайд 8. Слайд 9 Обобщение полученных знаний. Резервное задание. Домашнее задание. Рефлексия деятельности | Исследование 2. Кто знает, какие знаки препинания необходимо поставить в предложении с обращением? Где обращение может находиться в предложении? Чего тебе надобно, старче? Выпросил, дурачина, корыто! Бабушка, постой немножко… Кто является автором всех этих строк? Посмотрите, где в предложении может стоять обращение? Какой вывод? Запишите эти три предложения. К доске выйдет 1 ученик и над словом-обращение пропишет букву О В маршрутном листе поставьте плюс или минус второго исследования. Исследование 3 - Итак, ребята, мы нашли обращения в сказках. - А можно ли в жизни обойтись без обращений? На слайде Люди! Берегите природу! Что нового в записи? Обращение не всегда обособляется запятыми. Обратите внимание: -Где стоит обращение? -Как оно выделено на письме? Интонационно. Какой вывод? -Запишите предложение в тетрадь по памяти. В маршрутном листе поставьте минус или плюс напротив исследования 3. Изобразим схематично правила написания предложений с обращениями. Показ схемы на слайде ![](https://fhd.multiurok.ru/8/b/6/8b6d8524ed4bb769a50d128ca57383af4efdab92/otkrytyi-urok-po-tiemie-obrashchieniie_1.png) В какой речи могут пригодиться эти знания? (В письменной). Посмотрите записи в тетрадях и предложите задание. Исследование 4 Читайте Пушкина, друзья! Дорогие ребята, уважайте друг друга! Прочитайте, найдите обращение. Что нового? Приведите свои примеры, где обращение выражено 1 словом и словосочетанием. В маршрутном листе поставьте минус или плюс напротив исследования 4. Пришло время обобщить знания. Какую тему начали изучать? Что знаем об обращении? Откройте учебник на стр.17. Совпали наши выводы с теми, которые даны в правиле? Учитель раздает правило для папки-накопителя. Зачем мы отдельно печатаем правила? - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение. Обменяйтесь тетрадями. - Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении? Откройте рабочие тетради на стр.14. Там представлены три задания разного уровня сложности. Выберите одно из заданий сами (то, с которым вы справитесь) и выполните его. - А теперь оцените свою деятельность на уроке. У вас лежат на партах телеграммы для учителя. Вам нужно написать обращение ко мне, используя из предложенных слов одно, которое подходит вам. Спасибо за работу на уроке, ребята. Попрощаемся с гостями. | Варианты ответов детей. А.С.Пушкин Вывод: в предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми. Пишут в тетради Вывод: Если обращение стоит в начале и произносится с сильным чувством, то выделяется восклицательным знаком. Напротив предложений, записанных в тетради можно начертить нужную схему. Работают в тетради. Дети участвуют в диалоге. Обращение выражено одним словом и сочетанием слов. Обращаться можно к одуш. и неодуш предметам Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения, выделяется запятой. Если обращение стоит в начале и произносится с сильным чувством, то выделяется восклицательным знаком Обращение может быть выражено одним словом или сочетанием слов. Читают правило Ответы детей Запись д/з. Дети пишут телеграмму и закидывают в почтовый ящик, который стоит на парте Телеграмма Узнал много нового, понял все, не понял ничего, затруднялся ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов) Познавательные (умение ориентироваться в раздаточном материале) Коммуникативные (умение слушать и понимать других) Познавательное (умение работать со схемой) Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) Дух.-нрав. воспитание и развитие Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции) | |