СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по внеурочной деятельности по литературе "Времена года"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Времена года»

Основные цели и задачи мероприятия:

1) Показать детям, что поэзия, живопись и музыка тесно взаимосвязаны.

2) Развитие творческих способностей детей, их способностей к самовыражению через прочтение и осмысление поэтического слова, а также через изобразительное и музыкальное искусство.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по внеурочной деятельности по литературе "Времена года"»



Внеклассное мероприятие

«Времена года»

6-Б класс

«Читай-ка»



Руководитель – Тетерядченко Нина Юрьевна

24 апреля 2017 года




24.04.2017 6-Б класс «Читай-ка»

«Времена года»

Основные цели и задачи мероприятия:

1) Показать детям, что поэзия, живопись и музыка тесно взаимосвязаны.

2) Развитие творческих способностей детей, их способностей к самовыражению через прочтение и осмысление поэтического слова, а также через изобразительное и музыкальное искусство.

 

Ход мероприятия:

Учитель:

«Поэзия может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека, но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание».

Ученый (Ваулина София)

Так что же такое Поэзия?

Поэзия- 1. Словесное художественное творчество. 2. Стихи, произведения, написанные стихами.

В переносном значение Поэзия- это красота и очарование чего-нибудь. А кто же такой Поэт?

Поэт ‒ писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. А в переносном значение ‒ это человек, который наделен поэтическим отношением к жизни.

Стихи ‒ это соразмерные, ритмичные отрезки речи. Обычно в стихах присутствует рифма (это созвучное описание слов).

 Путь в Поэзию у каждого поэта разный, но объединяет их любовь к поэтическому слову, невозможность жить без стихотворчества.

Сколько поэтов существует на свете? Неисчислимое множество.

Ученик (Смирнов Николай):
Поэзии чудесная страница
Для нас сегодня открывает дверь.
И чудо пусть любое сотворится!
Ты, главное, в него всем сердцем верь!
Любовь и красота природы,
Дорога сказок, мир – любой, —
Подвластно все ПОЭЗИИ, — Попробуй!
И дверь в ее Страну открой!
Шорох листьев под ногами, капелька дождя,
Радуга на небе, трели соловья, —
Вот мороз рисует на стекле узор…
Мир вокруг прекрасен! И каждый в нем актер.(Е. Некрасова)


Конкурс «Проталинки» (проводят Джаббарова Лилиана и Фурман Николай):

Какое слово пропущено в стихотворении?
1.С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»: 
«Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
________ месяц жеребенком
Запрягался в наши сани»? (рыжий) 

2.Ф. Тютчев «Неохотно и несмело…»: 
«Солнце раз еще взглянуло
______________ на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля»? (исподлобья)

3.И.А. Бунин «Догорел апрельский светлый вечер…»:
«Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозем,
И струится чище над полями
___________ свет в молчании ночном»? (звездный)

4.С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…»:
«Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту ___________ местность
Не видал я много лет…»? (чахленькую)

5.Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…»: 
«Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
__________ жизнью он блестит»? (чудной) 

6.Н.М. Рубцов «Тихая моя Родина»:
«Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона _______,
Сяду опять на забор!»? (веселая) 

7.А.С. Пушкин «Туча»:
«Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь __________ тень,
Одна ты печалишь ликующий день»? (унылую)

8.Д.С. Мережковский «Родное»:
«И крепкий запах молодой березы,
Травы и хвойных игл, когда порой,
Как __________, беспомощные слезы,
Струится теплый дождь во тьме ночной»? (робкие)

9.Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»:
«Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, ____________ прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест»? ( таинственная )

10.А.А. Блок «Россия»:
«Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат __________ до бровей»? (узорный)

11.Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…?" 
«Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И __________ в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит»? (мертвый )

12.А.С. Пушкин «Деревня»: 
«Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где _________ ручьи в кустарниках шумят»? (светлые) 

13. М.Ю. Лермонтов «Родина»:
«И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с _________ и свистом
Под говор пьяных мужичков»? (топаньем)

14. Ф.И. Тютчев «Листья»: 
«О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С ________ ветвей!»? (докучных)

15. И.С. Никитин «Русь»: 
«Уж и есть за что,
Русь __________,
Полюбить тебя,
Назвать матерью»? (могучая)


Конкурс «Эрудит» (проводит Крючек Валерия)

1. О каком времени года говорится в стихотворении А. Майкова «Ласточки»? (Осень)
В этом стихотворении автор вынужден наблюдать, как осень постепенно вступает в свои права, и мечтать о том, чтобы у него выросли крылья, которые позволили бы ему, словно ласточка, улететь в теплые края. 

2. Какой «весь день стоит» в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»?
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

3. О кистях какой ягоды есть упоминание в стихотворении А. Майкова «Осень»? 

(брусника)
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей.
4. Какие деревья «зелень мрачную хранят» в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Осень»?(ели)
Листья в поле пожелтели, 
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели 
Зелень мрачную хранят. ... 
5. Что льется «на отдыхающее поле» в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»? 
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, 
Но далеко ещё до первых зимних бурь – 
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
6. Какое дерево подвязалось «словно белою косынкой» в стихотворении С.А. Есенина «Пороша»?
( сосна) 
7.О каких птицах идет речь в стихотворении С.А. Есенина «Поет зима – аукает»?( воробышки)

8. Какая птица упоминается в стихотворении В.А. Жуковского «Приход весны»?( жаворонок )
9. Чем встрепенулся лес в стихотворении А.А. Фета «Я пришел к тебе с приветом…»?
Я пришел к тебе с приветом, 
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом; 
По листам затрепетало.
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой, 
Каждой птицей встрепенулся 
И весенней полон жаждой.
10. О каких деревьях есть упоминание в стихотворении С.А.Есенина «Гой ты,Русь моя родная…»?
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.


Звучит «Весна» Вивальди. Ученик (Смолин Никита):

Концерт №1 Ми-мажор «Весна» – это первый концерт из цикла «Времена года». Композитор при помощи музыки выразил всю мощь весны. Часть сопровождается стихотворным сонетом, написанным самим Вивальди:

Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывёт в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

Ученик (Харахалиль Тамила):

СЛАЙД 1






























А.Саврасов Весенний пейзаж с избой.

Весенний вечер
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

Есенин С.

Учитель зовет весну (Ефремову Лодиту). Она в костюме весны читает стихотворение о весне собственного сочинения.

Звучит «Лето» Вивальди. Ученик (Смолин Никита):

Концерт №2 соль-минор «Лето» – это второй концерт из цикла А.Вивальди «Времена года».

В первых двух частях концерта царит спокойствие с редким нагнетанием бури, словно только что чистое голубое небо затягивает серыми грозовыми тучами. 3 часть концерта – самая непредсказуемая. Ей сопутствует сонет, написанный Вивальди, в котором всё живое томится в ожидании дождя, неторопливо перекликается горлица со щеглом, дует тёплый ветер. Затем внезапно налетевший борей пугает пастушка грозой, природа пугает его молниями, вырывая спелые колосья из земли.

Сонет:

В полях лениво стадо бродит.

От тяжкого удушливого зноя

Страдает, сохнет всё в природе,

Томится жаждой всё живое.

Кукушки голос звонко и призывно

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

И тёплым ветром напоён простор.

Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:

Бьют молнии, грохочет гром.

И спелые колосья вырывает

Гроза безжалостно кругом.

Ученик (Харахалиль Тамила):

СЛАЙД 2

Шишкин И. И. «Перед грозой» (1884)

Перед грозой

Вмиг пред грозой набегающий трепет

Листья деревьев тревожит.

Ветер из облака образы лепит,

Формы чудесные множит.

Пыль поднялась по широкой дороге,

Громче смятение птичье.

Все на земле в ожиданье, в тревоге.

В небе и блеск и величье.

Капель начальных послышится лепет,

Волен, певуч, многовесен…

В миг пред грозой набегающий трепет-

Это ль предчувствие песен?

Валерий Яковлевич (1873-1924)

Учитель зовет Лето (Будякову Анастасию). Она в костюме лета читает стихотворение о лете собственного сочинения.

Звучит «Осень» Вивальди. Ученик (Смолин Никита):

Концерт №3 Фа-мажор «Осень» – третий концерт цикла «Времена гола» А.Вивальди.

В концерте 3 части. Сопровождающий «Осень» сонет Вивальди рассказывает о том, что пока одни крестьяне спят, устав от веселья, другие завершают свою радость от праздника охотой. Они находят в бору след зверя, спускают на беглеца свору гончих, трубят и настигают слабеющее животное

Сонет:

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон…

Ученик (Харахалиль Тамила):

СЛАЙД 3

И.С.Остроухов. Золотая осень


Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Б.Пастернак

Учитель зовет Осень (Алтыпармак Ление). Она читает стихотворение об осени собственного сочинения.

Звучит «Зима» Вивальди. Ученик (Смолин Никита):

Концерт №4 фа-минор «Зима» – завершающий концерт цикла «Времена года» А.Вивальди.

В сонете композитор описывает начало зимы, когда народ сначала мёрзнет от зимней стужи, затем греется у домашнего очага и ликует, катаясь на коньках по застывшему льду. Зима вступила в свои права, окутала природу снегом и сковала стужей озёра:

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.

Ученик (Харахалиль Тамила):

СЛАЙД 4



И.Шишкин «На севере диком»


На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.


И снится ей всё, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.


М.Лермонтов


Учитель зовет Зиму (Александрову Анастасию). Она читает стихотворение о зиме собственного сочинения.

Ученик (Бондарь Анастасия):

Есенин, Пушкин, Блок и Фет,
Ахматова, Барто, Твардовский…
В России, если ты поэт –
Ты должен ярким быть и броским.
Знать, словом должен зажигать,
И душу вылечить словами.
Тебе ли этого не знать,
Поэт, живущий рядом с нами?
Поэзия – великий дар!
Кто оседлать сумел Пегаса,
Тот никогда не будет стар,
Рифмуя мысли ежечасно.






































«ВРЕМЕНА ГОДА»













8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!