Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шокшинская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по окружающему миру
« Почему нужно есть много овощей и фруктов? »
Класс: 1
Тип урока: изучение нового материала.
Продолжительность: 1 урок - 40 мин.
Цель: знакомство детей с витаминами, раскрыть их значение для здоровья
человека.
Задачи:
- научить различать овощи и фрукты;
- закрепить знание гигиенического правила о мытье овощей и фруктов перед едой;
- способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи;
- воспитывать желание заботиться о своем здоровье, бережно относиться к нему.
Планируемые результаты (УУД):
1. Предметные
- научиться различать овощи и фрукты;
-выяснить, чем богаты овощи и фрукты, какие полезные вещества в них содержаться;
-научиться понимать, почему овощи и фрукты так полезны для человека;
- научиться называть основные витамины;
- выяснить, в каких овощах и фруктах эти витамины содержаться;
2. Метапредметные
Регулятивные: учится определять цель и задачи усвоения новых знаний
в сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной, практической деятельности.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
учиться обобщать, систематизировать, классифицировать по заданным критериям (отличие овоща от фрукта).
Коммуникативные: учиться формулировать собственное мнение и позицию;
приобретение опыта учебного сотрудничества, осуществление совместной познавательной, творческой деятельности в парах, в группе;
учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
3. Личностные
использование знаний о природе для сохранения и укрепления своего здоровья;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Учебные материалы: учебник «Окружающий мир. 1 класс» (автор А.А.Плешаков); рабочий лист, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, карточки, презентация.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели.
Работаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
ΙΙ. Актуализация знаний.
Учитель: Давайте, вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
«Зачем нужен режим дня?»
Наша задача была узнать о режиме дня.
-Что такое режим дня? (распорядок дел, последовательность своих действий в течение дня)
-Зачем нужно спать? ( чтобы отдохнуть и набраться сил)
-Как нужно готовиться ко сну? Что нужно и можно делать, а что нельзя?
(проветрить комнату, почистить зубы, почитать, нельзя читать и играть всю ночь, плотно кушать, играть в шумные игры)
ΙΙΙ. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто бы это мог быть?
Да это наш верный друг любознательный Муравьишка – Вопросик.
Он пришёл к нам на урок не с пустыми лапками, а с полной корзинкой подарков. А чтобы узнать, что именно принёс Муравьишка – Вопросик, разгадаем ребусы и загадки.
Вы готовы? (ответы детей). Тогда начинаем.
Ребус (яблоко)
Загадка
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть долго-долго. (чеснок)
Ребус (морковь)
Загадка
Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые. (огурец)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
Но на вкус – кислейший он,
А зовут его … (лимон)
Ребус (лук)
Загадка
Очень плод на вкус хорош и на лампочку похож. (груша)
Ребус (перец)
Загадка
Носит оранжевый наряд,
Апельсину младший брат. (мандарин)
Ребус (банан)
Учитель: Вот какие славные дары принёс нам Муравьишка.
(ставит перед детьми корзины с названными овощами и фруктами)
Давайте, их разложим на две тарелки по группам.
Ребята 1-го ряда подходят к 1 столику, 2-го ряда ко 2 столику.
Готовы? Начинаем.
Работа в группах.
Ребята 1 группы, перечисли, какие подарки вы положили на тарелку №1.
А на №2? Все согласны? (ответы детей)
А теперь вопрос: Как можно назвать одним словом группы даров под №1 и №2?
(ответы детей)
Молодцы!
Рады вы таким подаркам? (ответы детей) Почему? ( Они полезны. В них много витаминов.)
ΙV. Формулирование темы урока
Учитель: А кто уже догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)
Правильно, сегодня разговор пойдет об овощах и фруктах - полезных продуктах.
Мудрая Черепаха записала тему урока, но подул ветер и все слова перепутались. Попробуем её восстановить.
(На доске слова: и Почему овощи полезно фрукты есть)
Учащиеся составляют название темы урока: Почему полезно есть овощи и фрукты?
Учитель: А теперь откроем с.52 и прочитаем цель нашего урока.
Работа с учебником
Чему должны мы научиться на уроке?
(Ответы детей)
А для того, чтобы научиться, какими должны быть ученики в течение всего урока?
(Ответы детей)
Правильно, все эти качества - трудолюбие, старательность, аккуратность, внимательность, самостоятельность, нам понадобятся уже сейчас на уроке.
V. Работа по теме урока.
Учитель: Назовите и распределите те овощи и фрукты, которых вы в корзинке у Муравьишки не нашли. Готовы?
Молодцы!
Учитель: Ребята, а как вы отличаете, где овощ, а где фрукт? (Ответы детей)
Фрукты обычно выращивают в саду, овощи – в огороде и в поле. Фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи нет, хотя сладковатая морковь.
А теперь подумайте, обсудите в парах и закрасьте зелёным карандашиком те кружочки, которые относятся к овощам и фруктам, выращиваемым в нашей местности? А красным карандашом те, которые указывают на овощи и фрукты, привозимые из жарких стран?
Работа в рабочем листе
Проверка.
Почему мы не выращиваем фрукты? (Фрукты в нашей местности не растут, т.к. климат очень суровый.)
Какие ещё, кроме названных, вы знаете овощи и фрукты?
Физминутка «Фрукты-овощи»
(Если звучит название фрукта, вы поднимаете руки вверх, если овоща – делаете приседание.)
Овощи: баклажан , цветная капуста, горох, кабачок, тыква,
Фрукты: персик, абрикос, гранат, киви, грейпфрут
Учитель: Вы любите кушать овощи? А фрукты? Почему? (Ответы детей)
Что такое витамины? (Ответы детей)
Учитель: определение (Витамины – это вещества, необходимые для поддержания здоровья)
Учитель: Оказывается, для нормальной жизни человеку нужно около 20 витаминов.
Витамины расходуются очень быстро, поэтому пополнять витаминные запасы необходимо ежедневно, запастись же ими впрок просто невозможно!
Детям семи-восьми лет надо в день съедать 500 граммов овощей и фруктов.
Знакомство с витаминами.
Слово «витамин» придумал американский ученый Функ. Он открыл новое вещество (амин) жизненно-необходимое человеку. Соединив слово «вита» - жизнь и слово «амин» получил «витамин».
Витамины называют латинскими буквами A B C D E F и др.
Каждый витамин имеет свою особенность. Если организм долгое время не получает витамины, то возникает болезнь АВИТАМИНОЗ.
Познакомимся поближе с витаминами А, В, С .
А начнём с витамина «А». ( на доске)
Учитель: Найдите в учебнике на стр.52 изображение витамина «А».
Прочитайте, для чего он необходим.
Чтение и поиск нужной информации (для роста, крепких зубов, хорошего зрения)
Учитель: Давайте посмотрим, какие овощи в корзинке у витамина «А»? (морковь, капуста, помидоры ) Выкладываем к витамину.
А ещё витамин «А» содержится в таких продуктах, как тыква, апельсин, мандарин, красный сладкий перец, абрикос, дыня.
При недостатке витамина «А» выпадают волосы, ухудшается зрение, кожа становится сухой.
Учитель: Найдите изображение с витамином «В».
Прочитайте в учебнике на с.53 , для чего необходим витамин «В».
Чтение и поиск нужной информации (для хорошего настроения, чтобы быть сильным, для хорошего аппетита)
Учитель: В каких продуктах содержится? (яблоки, свёкла, репа)
картинки с этими овощами и фруктами.
А ещё он есть в грушах, бананах, редисе…
При недостатке витамина «В» человек чувствует усталость, слабость, теряет аппетит.
Учитель: Найдите изображение с витамином «С».
Прочитайте в учебнике, для чего необходим витамин «С».
(чтобы быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни, реже простужаться)
В каких продуктах содержится? (лук, лимон, смородина)
Есть витамин «С» в чесноке, огурцах, салате…
картинки с этими овощами и фруктами.
При недостатке витамина «С» кровоточат дёсны, выпадают зубы, отекает тело.
Как вы думаете, ребята, а в какое время года, в овощах и фруктах больше всего витаминов? Почему? (Ответы детей)
Это связано с тем, что сезонные продукты собирают в тот момент, когда они созрели и имеют максимальный запас питательных веществ. Они не подвергаются заморозке или консервации, которые, как правило, разрушают полезные вещества.
Содержание витаминов зависит и от срока, прошедшего с момента сбора плода: чем меньше времени прошло, тем больше витаминов сохранилось
Витамины – наши лучшие друзья.
Помните – без них нельзя!
Учитель: Услышал эти слова Муравьишка и побежал за морковкой, и тут как тут, сразу появилась Злючка –Грязючка , довольная, счастливая. Чему она радуется?
(Радуется тому, что Муравьишка съест грязные овощи. На грязных овощах – много микробов)
Что такое микробы? Микробы – это крошечные существа, опасные для здоровья.
Что нужно сделать Муравьишке, чтобы она исчезла?
Помыть руки, овощи и фрукты!
Правильно! Зря Злючка-Грязючка сюда прибежала. Муравьишка знает это очень важное правило:
Учитель: «Ребята! Не забывайте перед едой хорошо мыть руки, овощи и фрукты!»
А какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов?
Вижу, вы хорошо знаете, что из чего можно приготовить.
А теперь послушайте стихотворение о ведьме, которая варила в лесу суп.
ВКУСНЫЙ СУП.
Ведьма суп варить решила.
Змей сушеных покрошила,
Развела большой костер
И поставила котел.
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор-
Отыскала мухомор,
Для приправы- бузины,
Для отравы - белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отличной свежей тины…
Супчик вышел- то, что надо:
Целых двадцать литров яда!
Вы бы согласились скушать такой «вкусный» супчик?
Тогда я вам предлагаю самим сварить себе обед, и помочь Черепахе и Муравью разрешить их спор.
Работа с карточками
Учитель: 1 группа с Мудрой Черепахой варит борщ, а 2 группа с Муравьем Вопросиком - сладкий компот. Распределите картинки.
(Дети самостоятельно выполняют задание, затем фронтальная проверка под руководством учителя).
VI. Закрепление (проектная работа).
Учитель: В рабочем листе найдите и обведите 10 названий фруктов
(Учащиеся выполняют задание)
Проверка
Учитель: Овощи и фрукты одинаково полезны для нашего здоровья.
VII. Подведение итогов
Учитель: Настало время вернуться к теме и целям урока.
Наша задача была ответить на вопрос «Почему полезно есть овощи и фрукты?», научиться различать овощи и фрукты и узнать, что такое витамины.
Вы готовы ответить на этот вопрос «Почему полезно есть овощи и фрукты?»,
(ответы детей)
Что такое витамины?
Чем отличаются фрукты от овощей?
Для чего мы познакомились с овощами и фруктами?
(ответы детей)
Проверим правильность ваших ответов на с.53, прочитав сообщение Мудрой Черепахи.
VIII. Рефлексия.
Учитель: Оценим свои достижения на уроке. Для этого вам помогут 3 звездочки разного цвета: желтого, зелёного и красного.
жёлтого – мне всё удалось,
зеленого– были трудности на уроке;
красного – я не справился с поставленными задачами.
Спасибо!
Закончить наш урок мне хотелось бы словами:
Если хочешь быть здоров,
Позабыть про докторов,
Кушай овощи и фрукты.
Это лучшие продукты!